Стадия 2. Оцени проблему(ы) и переопредели ее, используя язык навыков
Цель этой стадии — построить мост между описанием и активной работой над проблемами и лежащими в их основе недостатками умений. На стадии 1 проблемы описывали, детально рассматривали и уточняли в основном на повседневном языке. Описание проблем клиентов представляет собой скорее расширение их внутреннего кругозора, чем обеспечение их новым пониманием. На стадии 2 консультанты строят на основании собранной на стадии 1 информации исследовательскую гипотезу, касающуюся того, как клиенты думают и действуют, поддерживая трудности. Консультанты дополняют восприятие клиентов и выходят за его пределы в поисках «рычагов», с помощью которых можно работать для достижения изменения. Консультанты сотрудничают с клиентами, чтобы «разложить» проблемы клиентов на навыки, составляющие их недостатки. В то время как стадия 1 может закончиться кратким изложением проблем с использованием повседневных терминов, стадия 2 заканчивается пересмотром, по крайней мере, либо главной, либо самой неотложной проблемы с использованием языка навыков.
На стадии 2 характер поддерживающих взаимоотношений меняется. На стадии 1 консультанты поддерживают клиентов, когда те излагают свои истории собственными словами. На стадии 2 консультанты помогают клиентам понять смысл их истории. На стадии 2 решающее значение имеет умение консультантов удержать внимание клиентов на навыках. Сосредоточенность на навыках не означает, что консультанты немедленно переводят на язык умений все, что говорит клиент. Однако на заднем плане сознания у консультантов на стадии 2 всегда возникает вопрос: «Какие именно недостатки навыков подкрепляют проблемы клиентов?». Большинство клиентов не думают о своих проблемах на языке навыков, поэтому консультантам необходимо быть чуткими, когда они сообщают клиентам о том, что, возможно, у них имеются недостатки навыков мышления и действия.
Консультанты делают разные акценты на вопросах стадии 1 и стадии 2. На стадии 1 консультанты задают вопросы, чтобы точно определить, какова система взглядов клиентов. На стадии 2 консультанты, как правило, задают вопросы, исходя как из собственной системы взглядов, так и из системы взглядов клиентов. Большая часть вопросов основывается на информации, умышленно или неумышленно предоставляемой клиентами, — консультанты учитывают сведения, догадки (как что-либо было сказано, что осталось невысказанным), открытые и трудноуловимые признаки скрытых мыслительных паттернов. Главной задачей консультантов является точное определение недостатков навыков, однако достаточно большое внимание также уделяется определению сильных сторон навыков и ресурсов. Сильные стороны навыков рассматриваются как с целью определения навыков, позволяющих решать проблемы, так и для того, чтобы не дать оценкам превратиться в слишком негативные. Ниже приводится пример — консультант пытается помочь определить свои сильные стороны Тане, клиентке средних лет, которая отказалась от административной работы в университетском офисе.
Консультант: Угу-гм. Прежде всего, я хочу задать вам вопросы, которые могут показаться немного странными. Как вы думаете, какие ваши сильные стороны позволяли вам справляться с проблемами в офисе и успешно работать?
Клиентка: Хм. Как я справлялась с проблемами? Моими сильными сторонами были... это трудно сформулировать, потому что я продолжаю сосредоточиваться на том, что делала неправильно.
Если консультанты еще не сделали этого, они могут предложить ценную идею — разбить проблемы на составляющие их навыки, которые способствуют поддержанию данных проблем. Кроме того, консультанты объясняют клиентам, в чем различие между навыками мышления и навыками действия, при этом часто проводя аналогию между внутренней и внешней игрой. Ниже приведен диалог, в котором консультант закладывает основу для идентификации двух недостатков навыков мышления Тани: нереалистичного правила совершенства и стремления не принимать во внимание свои силы и положительную обратную связь других.
Консультант: У меня создалось впечатление, что здесь немного больше отрицательного, чем должно быть.
Клиентка: Это верно. Как мне кажется, в основе этого лежит следующий факт: я полагала, что должна делать все абсолютно совершенно.
Консультант: И это входит в правило совершенства.
Клиентка: Да.
Консультант: Да.
Клиентка: Я не была бы счастлива, если бы другие люди не говорили, что я — самый лучший менеджер в офисе.
Консультант: Верно, верно, верно.
Клиентка: Я недавно на улице встретила одного из своих бывших сотрудников на улице, и он сказал: «Вы — абсолютная легенда, и мы все время повторяем, что нуждаемся в еще одной Тане». В связи с этим мне остается только повторять: «Вот так так!»
Консультант: Верно, частично из-за своего «правила совершенства» вы чувствовали, что, возможно, не отвечали требованиям совершенства, но это и из-за того, что вы не воспринимали ни свои сильные стороны, ни тот факт, что университетский персонал считал вас просто замечательной.
Клиентка: Да.
Консультант: Но Таня не думала, что она замечательная.
Консультантам необходимо развивать навыки переопределения проблем в терминах навыков и доводить эти рабочие определения до сведения клиентов. Правильное переопределение предполагает перечисление основных недостатков навыков, которые способствуют сохранению проблем. Консультанты должны отличать самое важное от менее важного. Переопределения, которые являются слишком широкими, приводят клиентов в замешательство. Часто помогает запись переопределений в терминах умений на доске. Получение информации в наглядном виде помогает клиентам запоминать то, что вы говорите, и, если необходимо, предлагать изменения. Консультанты используют для наглядного представления слабостей навыков мышления и действия, способствующих сохранению проблем, простую Т-образную схему (см. табл. 15.1). В верхнюю графу Т-схемы внесены заголовки «Недостатки навыков мышления» и «Недостатки навыков действия». Посередине схемы проведена длинная вертикальная линия для того, чтобы можно было перечислять определенные недостатки в правом и в левом поле.
Переопределения проблем в терминах навыков, иначе известных как Т-переопреде-ления, следует обсуждать с клиентами. Консультантам необходимо иметь хорошо развитые навыки проведения опроса и фасилитации для проверки переопределений с клиентами. Если консультанты на стадиях 1 и 2 собрали информацию со знанием дела, переопределения навыков должны быть логически основаны на полученном материале. Клиенты, которые осмысливают свои проблемы вместе с консультантами, разделяя их понимание и подход, с большей вероятностью будут развивать у себя навыки оказания самопомощи, чем клиенты, сопротивляющиеся концептуализациям консультантов. Переопределения проблем в терминах навыков — это, по существу, гипотезы, основанные на осторожном анализе доступной информации о недостатках навыков мышления и действия клиентов. Являясь гипотезами, переопределения могут быть модифицированы с учетом полученной в дальнейшем или более точной информации. Переопределение проблем в терминах навыков может оказаться трудным. Совершение ошибок при переопределении приводит не только к пустой трате времени и усилий, в результате клиенты могут оказаться еще в меньшей степени способными решать проблемы.
В табл. 15.1 представлено переопределение проблемы, связанной с административной работой Тани в офисе, в терминах навыков. Хотя Таня и бросила эту работу, она захотела разобраться в возникших проблемах, потому что, будучи нерешенными, эти проблемы подрывали ее уверенность в получении другой работы.
Стадия 3. Сформулируй рабочие цели и разработай план воздействия
В основе стадии 3 лежат переопределения консультантов в терминах навыков. Целью этих переопределений является фокусировка на вопросе: «Каков наилучший способ развития необходимых навыков оказания самопомощи?». В стадии 3 выделяют две фазы: фазу формулирования рабочих целей и фазу планирования воздействия.