Формирование рационально-эмотивных мысленных образов

Суть методики, основывающейся на формировании рационально-эмотивных мыслен­ных образов (Ellis, 1993f), заключается в следующем. Консультанты побуждают кли­ентов вообразить одну из самых плохих бедственных ситуаций активизирующего со­бытия (А), которая могла бы возникнуть в их жизни. Например, клиент может вообра­зить, что его отверг человек, чье одобрение ему необходимо. Клиенты пытаются ярко и во всех деталях представить какую-либо бедственную ситуацию, связанную с возник­новением множества проблем в жизни.

Затем консультанты побуждают клиентов представить нежелательное отрицатель­ное эмоциональное последствие (например, тревогу, депрессию, гнев, ненависть или жалость к себе), вызванное данной бедственной ситуацией (А), и постараться реально прочувствовать это последствие (П1). Клиенты должны спонтанно чувствовать то, что они чувствуют, а не то, что они предполагают чувствовать. Как только клиенты ощутят себя неадекватно расстроенными в Ш, они должны удерживать это ощущение в течение одной-двух минут. Затем, сохраняя ту же самую бедственную активизирующую ситуа­цию (А) в воображении, клиенты должны начать работу, направленную на замещение отрицательного ощущения чрезмерного расстройства заданным адекватным отрица­тельным эмоциональным последствием (П2), таким как печаль, разочарование, сожале­ние, фрустрация, раздражение или неудовольствие. Для того чтобы сделать это, кли­ент должен постоянно повторять самому себе как можно более убедительно одно и то же, произносить четко сформулированные разумные, рациональные установки или помогающие справиться с ситуацией утверждения. Например, можно повторять: «Да, они действительно обращались со мной несправедливо и нечестно, и я хотел бы, чтобы они так не поступали. Но нет никаких причин, по которым они должны были бы обра­щаться со мной справедливо, как бы предпочтительно это ни было...» (Ellis, 1993f, p. 1119). Клиенты должны настойчиво продолжать упражняться в использовании об­разов и рациональных утверждений до тех пор, пока они не заменят неподходящее чув­ство (П1) подходящим (П2). Обычно для этого требуется всего несколько минут. Кон­сультантам следует в качестве домашнего задания предложить клиентам выполнять описанную процедуру ежедневно приблизительно в течение 30 дней; причем клиенты должны работать с каждым связанным с чрезмерной тревогой чувством, которое они пытаются изменить.

Другие техники эмотивного дискутирования

Безусловное принятие. Исходное принятие консультантом клиентов как личностей помогает клиентам чувствовать и думать, что их принимают, несмотря на какие бы то ни было свойственные им отрицательные качества.

Использование юмора. Разумное использование юмора помогает сводить ирраци­ональные убеждения и пагубное поведение клиентов к нелепости. Консультанты часто представляют в гротескном виде нервозные идеи клиентов и используют «игру слов, шут­ки, иронию, причуды, эмоционально-вызывающий язык, сленг, а иногда даже веселые непристойности...» (Ellis, 1980, р. 26). Например, Эллис сказал своему клиенту Родже­ру, который боялся публичных выступлений: «Тебе действительно следует стыдиться того, что ты избегаешь выступать с речами в обществе. Любой другой человек в твоем возрасте говорит свободно и не чувствует тревоги. Какой ты уникальный тупица!» (Ellis, 1991е, р. 454). Использование таких методов, как побуждение клиентов петь самим себе рациональные юмористические песни (Ellis, 1977d) и рассказывать забавные анекдоты, помогает бороться со склонностью клиентов воспринимать себя, других людей и мир в целом слишком серьезно.

Использование рациональной ролевой игры. Эллис использует ролевую игру, чтобы показать клиентам, каковы их ложные идеи и как они влияют на отношения с другими людьми. Например, Роджер играя роль, с трудом произносил монолог перед Эллисом и группой, к которой он присоединился в дополнение к индивидуальным заня­тиям. Когда Роджер проявил тревогу в ходе ролевой игры, Эллис остановил его, чтобы дать встревоженному клиенту возможность спросить самого себя: «Что я говорю сей­час такого, что могло бы заставить меня встревожиться? И что я могу сделать прямо сейчас, чтобы моя тревога исчезла?» (Ellis, 1991e, р. 454).

Наши рекомендации