Формирование рационально-эмотивных мысленных образов
Суть методики, основывающейся на формировании рационально-эмотивных мысленных образов (Ellis, 1993f), заключается в следующем. Консультанты побуждают клиентов вообразить одну из самых плохих бедственных ситуаций активизирующего события (А), которая могла бы возникнуть в их жизни. Например, клиент может вообразить, что его отверг человек, чье одобрение ему необходимо. Клиенты пытаются ярко и во всех деталях представить какую-либо бедственную ситуацию, связанную с возникновением множества проблем в жизни.
Затем консультанты побуждают клиентов представить нежелательное отрицательное эмоциональное последствие (например, тревогу, депрессию, гнев, ненависть или жалость к себе), вызванное данной бедственной ситуацией (А), и постараться реально прочувствовать это последствие (П1). Клиенты должны спонтанно чувствовать то, что они чувствуют, а не то, что они предполагают чувствовать. Как только клиенты ощутят себя неадекватно расстроенными в Ш, они должны удерживать это ощущение в течение одной-двух минут. Затем, сохраняя ту же самую бедственную активизирующую ситуацию (А) в воображении, клиенты должны начать работу, направленную на замещение отрицательного ощущения чрезмерного расстройства заданным адекватным отрицательным эмоциональным последствием (П2), таким как печаль, разочарование, сожаление, фрустрация, раздражение или неудовольствие. Для того чтобы сделать это, клиент должен постоянно повторять самому себе как можно более убедительно одно и то же, произносить четко сформулированные разумные, рациональные установки или помогающие справиться с ситуацией утверждения. Например, можно повторять: «Да, они действительно обращались со мной несправедливо и нечестно, и я хотел бы, чтобы они так не поступали. Но нет никаких причин, по которым они должны были бы обращаться со мной справедливо, как бы предпочтительно это ни было...» (Ellis, 1993f, p. 1119). Клиенты должны настойчиво продолжать упражняться в использовании образов и рациональных утверждений до тех пор, пока они не заменят неподходящее чувство (П1) подходящим (П2). Обычно для этого требуется всего несколько минут. Консультантам следует в качестве домашнего задания предложить клиентам выполнять описанную процедуру ежедневно приблизительно в течение 30 дней; причем клиенты должны работать с каждым связанным с чрезмерной тревогой чувством, которое они пытаются изменить.
Другие техники эмотивного дискутирования
Безусловное принятие. Исходное принятие консультантом клиентов как личностей помогает клиентам чувствовать и думать, что их принимают, несмотря на какие бы то ни было свойственные им отрицательные качества.
Использование юмора. Разумное использование юмора помогает сводить иррациональные убеждения и пагубное поведение клиентов к нелепости. Консультанты часто представляют в гротескном виде нервозные идеи клиентов и используют «игру слов, шутки, иронию, причуды, эмоционально-вызывающий язык, сленг, а иногда даже веселые непристойности...» (Ellis, 1980, р. 26). Например, Эллис сказал своему клиенту Роджеру, который боялся публичных выступлений: «Тебе действительно следует стыдиться того, что ты избегаешь выступать с речами в обществе. Любой другой человек в твоем возрасте говорит свободно и не чувствует тревоги. Какой ты уникальный тупица!» (Ellis, 1991е, р. 454). Использование таких методов, как побуждение клиентов петь самим себе рациональные юмористические песни (Ellis, 1977d) и рассказывать забавные анекдоты, помогает бороться со склонностью клиентов воспринимать себя, других людей и мир в целом слишком серьезно.
Использование рациональной ролевой игры. Эллис использует ролевую игру, чтобы показать клиентам, каковы их ложные идеи и как они влияют на отношения с другими людьми. Например, Роджер играя роль, с трудом произносил монолог перед Эллисом и группой, к которой он присоединился в дополнение к индивидуальным занятиям. Когда Роджер проявил тревогу в ходе ролевой игры, Эллис остановил его, чтобы дать встревоженному клиенту возможность спросить самого себя: «Что я говорю сейчас такого, что могло бы заставить меня встревожиться? И что я могу сделать прямо сейчас, чтобы моя тревога исчезла?» (Ellis, 1991e, р. 454).