Выявление иррациональных убеждений и их производных
Консультанты, как учителя, обнаруживают иррациональные убеждения клиентов, их долженства и их производные, например нагнетание страха. Кроме того, они учат клиентов вести такой поиск самостоятельно. Клиент легче откажется от излишней требовательности, если признает, что ему свойственна эта черта. Эллис знакомит своих клиентов с разработанной им АУП-системой. В пределах системы АУП иррациональные убеждения могут быть прослежены когнитивно, эмоционально и поведенчески. Когнитивно иррациональные установки могут быть обнаружены благодаря явным или не выраженным непосредственно признакам требовательности. В частности, Эллис ищет различные вариации долженства, которые сигнализируют о наличии абсолютистских убеждений долженства у клиентов. Кроме того, Эллис обращает внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на производные от имеющихся первичных и вторичных иррациональных убеждений.
На эмоциональном уровне об иррациональных убеждениях сообщают неадекватные чувства. На уровне поведения об иррациональных убеждениях можно судить по пагубным действиям. Иногда когнитивные, эмоциональные и поведенческие «ключи» без труда замечают и консультанты, и клиенты. В других случаях определенные моменты могут быть очевидны для консультантов, но клиенты могут не признавать эту очевидность. В некоторых случаях клиенты придерживаются иррациональных убеждений, используя едва уловимые и искусные способы, которые создают видимость естественности (Ellis, 1987). Консультантам трудно бывает обнаружить такие установки.
Оспаривание иррациональных убеждений
И их производных
Для того чтобы все разновидности чрезмерного долженствования и их производные исчезли, недостаточно только признать их наличие. Консультанты и клиенты должны объединиться, чтобы бороться с ними, оспаривая их. Техника дискутирования, пожалуй, наиболее часто используется при проведении РЭПК (Ellis, 1980). Дискути-рование включает в себя оспаривание и всестороннее рассмотрение необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других людей и мира в целом. В большинстве случаев рационально-эмотивно-поведенческие консультанты быстро «ловят» клиентов, когда те «выдают» свои основные иррациональные идеи и их производные; затем консультанты подвергают сомнению и оспаривают эти идеи. Кроме того, они учат клиентов оспаривать собственные установки. Когниции, чувства и поведение взаимодействуют тогда, когда люди формируют и сохраняют иррациональные убеждения. Поэтому при обсуждении иррациональных убеждений и их производных работа консультантов, вероятно, будет более эффективной, если они будут работать, используя все три модальности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, а не одну или две. Однако ни одна модальность не является полностью чистой, не содержащей элементы других модальностей.
Дискутирована: когнитивные техники
Научный опрос
Основной когнитивной техникой оспаривания является техника научного опроса. Консультанты требуют от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечислены вопросы для обсуждения, которые консультанты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе (эти вопросы излагаются от первого лица единственного числа, чтобы подчеркнуть, что РЭПК нацелено на обучение навыкам самопомощи):
• «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?»
• «Могу ли я рационально защищать это убеждение?»
• «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?»
• «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?»
• «Почему это ужасно?»
• «Почему я не могу этого вынести?»
• «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»
• «Почему я должен всегда все делать плохо в будущем?»
• «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?»
Желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий (Э), связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с данными философиями. Для клиентов, стремящихся к элегантному изменению, желательным результатом научения тому, как надо оспаривать иррациональные убеждения, является формирование Эффективной Новой Философии, которую можно применять и в настоящее время, и в будущем.
Ниже приведен пример (Ellis, 1988).
А Я иду на собеседование и не получаю работу.
У «Мне никогда не должны отказывать». «Как ужасно получить отказ!» «Я не смогу выдержать отказ!»
«Этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек». «Я всегда неправильно держусь во время собеседований, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу»
П Нежелательные эмоциональные последствия: депрессия, ощущение собственной никчемности, тревога, гнев. Нежелательные поведенческие последствия: отказ идти на другие собеседования, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу, плохое функционирование во время собеседования из-за сильной тревоги.
Д «Почему мне никогда не должны отказывать?» «Почему ужасно получить отказ?» «Почему я не могу вынести этот отказ?»
«Почему этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек?» «Почему я должен всегда неправильно держаться во время собеседования?»
Э «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее».
«Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным». «Я могу выдержать отказ, хотя мне не может понравится получение отказов».
«Отказ не свидетельствует о том, что я никчемный человек, просто получение,
отказа указывает на то, что у меня есть некоторые "неудачные" черты».
«Я не должен всегда неправильно держаться во время собеседования по приему
на работу, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках».
Показательный эмоциональный эффект: я чувствую себя опечаленным, но не
угнетенным.
Показательный поведенческий эффект: я отправился на другие собеседования
по приему на работу.
Обсуждение
Консультанты могут обсуждать с клиентами различные аспекты их иррационального мышления. Например, с 24-летним программистом Роджером, который боялся публичных выступлений, Эллис обсуждал вред самооценки; Эллис рассматривал возможность безусловно принимать себя, независимо от того, как прошло выступление, и от того, беспокоился ли Роджер из-за возможной неудачи и демонстрации своей тревоги окружающим (Ellis, 1991е).
Техники, используемые при выполнении домашнего задания
Клиенты должны неоднократно бросать вызов своим иррациональным убеждениям и практиковаться в использовании навыков оспаривания как для того, чтобы закрепить эти навыки, так и для того, чтобы подкреплять новые рациональные философии. В РЭПК используются различные методы, которые целесообразно применять при выполнении домашнего задания для развития навыков оспаривания.
Использование аудиозаписей, сделанных на занятиях. Консультанты поощряют клиентов записывать занятия и прослушивать каждую сделанную запись по несколько раз.
Использование бланков, предназначенных для оказания самопомощи. Консультанты поощряют клиентов заполнять бланки, предназначенные для оказания самопомощи. Консультанты, проверяя бланки, обращают внимание на то, насколько точно клиенты обсуждают свои иррациональные убеждения. Например, заполняя форму, составленную Сичелем и Эллисом (Sichel, Ellis, 1984), клиенты идентифицируют активизирующее событие (А) и последствия или условия (П), которые они хотели бы изменить. Затем лист делится на три колонки. В первой колонке клиенты обводят кружком те из 13 иррациональных убеждений (У) (например, «Я ДОЛЖЕН все делать хорошо или очень хорошо!», «Люди ДОЛЖНЫ соответствовать моим ожиданиям, иначе жизнь становится УЖАСНОЙ!»), которые ведут к определенным последствиям (П). Кроме того, клиенты могут добавлять другие имеющие для них значение иррациональные убеждения. Во второй колонке имеется место для того, чтобы можно было оспорить (Д) каждое обведенное кружком иррациональное убеждение. В третьей колонке клиенты записывают эффективные рациональные убеждения (Э), которыми можно заменить иррациональные убеждения. На бланке также отведено место для описания поведения и чувств, пережитых после формирования эффективных рациональных убеждений. Форма (бланк) заканчивается следующей самодекларацией, в которой говорится о необходимости работать и постоянно практиковаться: «Я БУДУ УПОРНО ТРУДИТЬСЯ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПИТЬ ВЫРАБОТАННЫЕ МНОЮ ЭФФЕКТИВНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ; Я БУДУ ПОВТОРЯТЬ ИХ САМОМУ СЕБЕ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ, И ЭТО ПОМОЖЕТ МНЕ МЕНЬШЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ МЕНЕЕ ПАГУБНО В БУДУЩЕМ» (Sichel, Ellis, 1984, p. 2).
Другая форма, предназначенная для оказания самопомощи, известна как ДИУ (Дискутирование иррациональных убеждений). ДИУ состоит из шести вопросов: «Какое убеждение я хочу оспорить?»; «Можно ли рационально отстаивать данное убеждение?»; «Можно ли доказать верность данного убеждения?»; «Можно ли доказать неверность данного убеждения?»; «Что самое плохое может случиться со мной, если я никогда не достигну того, чего хотел в связи с данным убеждением?»; «Что хорошее может произойти, если я никогда не достигну того, чего хотел?» (Dryden, Ellis, 1986).
Карточки-напоминания. Клиенты могут записывать рациональные самодекларации на карточках 3x5 см и повторять их в промежутках между занятиями.
Перечисление неудобств. Клиентов можно попросить перечислить десять неудобств, связанных с уклонением от определенного вида поведения (например, от публичных выступлений), и ежедневно просматривать составленный список (Ellis, 1991e).
Применение РЭПК к другим. Клиентов можно побуждать практиковаться, рассказывая друзьям и родственникам о возникших у них нарушениях душевного равновесия.
Визуализация. Клиентов можно научить мысленно представлять самих себя справляющимися со знанием дела с проблемами, которых они в настоящее время боятся.
Библиотерапия. Можно вменить клиентам в обязанность чтение книг, посвященных оказанию самопомощи. Например, рекомендуются следующие книги: Эллис (Ellis, 1977а, 1988), Эллис и Беккер (Ellis, Becker, 1982), Эллис иХарпер (Ellis, Harper, 1975). Эллис (Ellis, 1993d) хорошо представляет, каковы преимущества и недостатки изучения материалов по самопомощи.
Кассеты, предназначенные для оказания самопомощи. Эллис выпустил массу аудио- и видеокассет, включая «Решение эмоциональных проблем» (Solving Emotional Problems) (19825), «Как быть счастливым и при этом человечным» (How to be Happy though Human) (1984) и «Как перестать беспокоиться и начать жить» (How to Stop Worrying and Start Living) (1987b). Многие клиенты считают, что эти кассеты являются полезными.