Отношения консультант - клиент
В РЭПК главная роль консультанта — это роль преподавателя (учителя), который стремится сформировать у клиентов навыки самопомощи и таким образом развить у клиентов способность рационально мыслить, чувствовать себя адекватно ситуации, вести себя эффективно — так, чтобы можно было достигнуть поставленных целей. Эллис пишет: «Практикующие консультанты, использующие рационально-эмотивный подход, часто применяют весьма "скорострельную" активно-директивно-убедительно-философскую методологию» (Ellis, 1989, р. 215). При каких отношениях между консультантом и клиентом консультанту удается лучше всего играть эту активно-директивную учительскую роль? Консультанты стараются налаживать связь с клиентами, используя эмпатическое выслушивание, в том числе отражение чувств. Драйден и Эллис (Dryden, Ellis 1986) проводят различие между эмоциональной эмпатией, пониманием чувств клиента, и философской эмпатией, пониманием философии или мышления, лежащих в основе этих чувств. Консультанты стремятся предлагать оба вида эмпатии. Кроме того, консультанты принимают своих клиентов как склонных ошибаться людей и не оценивают их личные качества с помощью определенных моральных стандартов.
Рационально-эмотивно-поведенческие консультанты не выказывают излишне теплого отношения к большинству своих клиентов. Они остерегаются вступать в сговор с «заклятой» потребностью клиентов в одобрении. Консультанты также стараются поощрять клиентов противостоять своим проблемам и брать на себя ответственность за поиски сердечности и счастья, а не искать теплоту у консультантов. Часто клиенты воспринимают рационально-эмотивно-поведенческих консультантов как сердечных и заботливых людей в связи с тем, что консультанты радеют о благополучии всех индивидов и терпимо относятся к ним.
Рационально-эмотивно-поведенческие консультанты, особенно на первых занятиях, ведут разговор более активно, чем клиенты. Они, не колеблясь, открывают клиентам глаза на то, как те сами вносят вклад в собственное страдание. Консультанты в ходе дискуссии доказывают клиентам, что они мыслят нелогично, а также помогают им учиться самим замечать нелогичность своего мышления. Консультанты свободно делятся своими мнениями и самораскрываются, если это не приносит вред клиентам. Кроме того, они используют юмор, но никогда не делают это «за счет клиентов», так как считают, что многие клиенты воспринимают себя и свои проблемы чрезмерно серьезно. Консультанты также используют юмор для того, чтобы бороться с идеями, вызывающими нарушение душевного равновесия.
Существует различие между сутью РЭПК и стилем работы консультанта с клиентами. Стиль консультирования Эллиса, подобно стилю работы многих его последователей, является энергичным и основан на активном убеждении. Однако при работе с определенными категориями клиентов или даже со всеми клиентами некоторые рацио-нально-эмотивно-поведенческие консультанты предпочитают использовать более спокойный стиль и быть более пассивными (Dryden, Ellis, 1986).
Консультант как учитель
Эллис рассматривает роль рационально-эмотивно-поведенческого консультанта как роль «авторитетного (но не авторитарного!) и поощряющего учителя, который стремится научить клиентов быть наилучшими терапевтами для самих себя, коль скоро курс консультирования заканчивается» (Dryden, Ellis, p. 143). Уже на первом занятии консультанты пробуют познакомить клиентов с «азбукой» (с АУП-схемами), объяснить им, как люди выводят сами себя из состояния душевного равновесия; кроме того, консультанты описывают процесс рационально-эмотивно-поведенческого консультирования (Ellis, 1992a). Со временем консультанты перестают ограничиваться только обсуждением убеждений клиентов и начинают учить клиентов оспаривать свои собственные убеждения. Таким образом, при проведении рационально-эмотивно-поведенческого консультирования, каким бы кратким ни был курс, консультанты стремятся сформировать у клиентов понимание, философию и навыки, которыми они смогут пользоваться как в интервалах между занятиями, так и впоследствии.
Консультанты РЭПК, так же как учителя, не обращаются со всеми клиентами одинаково. Отдавая себе отчет в том, что люди имеют и сходства, и различия, они прибегают к различным методам убеждения, определяют объем домашнего задания и оптимальное сочетание когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов индивидуально для каждого конкретного клиента.