Отношения консультант — клиент
Качеству отношений консультант — клиент в экзистенциальном консультировании уделяется большое внимание. Отношения консультант — клиент не рассматриваются с точки зрения трансфера, и на выяснение прошлого клиентов тратится немного времени. Поскольку для экзистенциальных консультантов важна выраженность конфронтации клиентов с предельными беспокойствами в данный момент, они стараются объяснять ситуации, сложившиеся у клиентов к настоящему времени, и опасения, мучающие клиентов сейчас.
Присутствие, аутентичность и преданность — это слова, которые экзистенциальные консультанты используют для описания своих отношений с клиентами и предлагают использовать клиентам. Экзистенциальное консультирование, проводимое на индивидуальной основе, имеет место между двумя реальными людьми. Экзистенциальный консультант — не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремится понять и ощутить бытие клиента. Мэй полагает, что экзистенциален любой консультант, который, несмотря на имеющиеся у него технические знания, может относиться к клиенту так же, «как "одно существование относится к другому", используя фразу Бинсвангера» (May et al., 1958, p. 81).
Консультанты не навязывают клиентам собственные мысли и чувства. И при этом они не переносят на клиентов мысли и чувства, источником которых являются имевшие место ранее отношения (такой перенос иногда называется контрпереносом). Ялом (Yalom, 1989) вспоминает, что у него всегда вызывали неприязнь толстые женщины, и он должен был преодолеть это негативное чувство, чтобы быть в состоянии эффективно помочь клиентке с чрезвычайно избыточным весом, которая как-то пришла в его офис. Кроме того, экзистенциальные консультанты сознают, что клиенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения консультантов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам.
Ялом (Yalom, 1980) говорит о неявных «вливаниях», характерных для консультирования. Он описывает множество возникших во время консультирования критических инцидентов, в которых консультанты продемонстрировали свою преданность клиентам и проявили искреннее участие, превратив тем самым стандартную рабочую встречу в дружескую. Ялом рассказывает об одном консультанте, который встречается с тяжело больным клиентом по субботам в полдень и подолгу занимается с ним. В своем исследовании конкретных случаев «Каждый день немного сближает» (Every Day Gets a Little Closer) Ялом (Yalom, Elkins, 1974) рассматривает ситуации как с позиции консультанта, так и с позиции клиента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его клиентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом консультант должен быть не только способным к «полному присутствию в ситуации», но и неравнодушным, мудрым, а также способным выкладываться до конца и влиять на психику клиентов на глубоком уровне (Yalom, 1980). Консультант помогает клиенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению» (Yalom, 1989, р. 227).
Самораскрытие
Самораскрытие консультанта — вопрос, имеющий большое значение в экзистенциальном консультировании. Главной целью консультанта является установление аутентичных отношений в интересах клиента. Экзистенциальные консультанты могут раскрывать себя двумя способами. Во-первых, они могут рассказывать своим клиентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом (Yalom, 1989) считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Он пишет: «Всякий раз, когда я делился значительной долей собственного "Я" с пациентами, они неизменно извлекали из этого пользу для себя...» (р. 164). Во-вторых, экзистенциальные консультанты могут использовать сам процесс консультирования, а не фокусировать внимание на содержании занятия. Они могут использовать мысли и чувства, касающиеся того что происходит «здесь-и-теперь», с целью улучшения отношений консультант — клиент. Например, Ялому (Yalom, 1989) надоела одна его чрезмерно полная клиентка, Бетти. Сначала он попробовал разобраться, какую долю его скуки можно отнести на счет контрпереноса. Затем он точно определил две причины своей скуки: Бетти всегда сообщала о событиях, произошедших где-то в другом месте, и скрывалась за маской ложной веселости. Ялом тактично возразил Бетти, сказав, что, по его мнению, она маскирует свою боль весельем. Он попросил у клиентки разрешения прерывать ее рассказ и указывать на эту маскировку в тот же момент, когда он ее обнаружит. Это самораскрытие Ялома сыграло роль трамплина и способствовало углублению их отношений.