Виды защиты от тревоги, связанной со свободой

Механизмы защиты от тревоги, связанной со свободой, помогают индивидуумам избежать осознания своей ответственности за собственную жизнь. Осознание ответ­ственности влечет за собой развитие состояния, в котором человек «осознает, что со­здал самого себя, свою судьбу, затруднительное положение, чувства и, если таковое имеет место, собственное страдание» (Yalom, 1980, р. 218). Компульсивность — один из видов защиты от осознания ответственности. Ялом приводит следующий пример. У Бернарда, 25-летнего продавца, имели место компульсивные побуждения в сферах секса, работы и досуга. Его компульсивность заблокировала способность выбора, одна­ко Бернард все же был ответственен как за создание, так и за сохранение своей ком-пульсивности. Другие виды защиты от тревоги, связанной со свободой, включают в себя перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов; отрица­ние ответственности посредством изображения себя невинной жертвой или посред­ством утраты контроля; уклонение от автономного поведения; патологические изъяв­ление желаний, проявление воли и принятие решений.

Виды защиты от тревоги, связанной с изоляцией

Защищаясь от тревоги, связанной с изоляцией, люди не относятся к другим как к самим по себе, а используют их для защиты себя. Одним из видов защиты людей от оди­ночества является попытка утвердить себя в глазах других. Такие люди существуют на­столько, насколько они являются частью сознания других и получают их одобрение. Ча­сто под видом любви они скрывают свою неспособность любить. Однако, раньше или позже, другим, вероятно, надоест удовлетворять чужую потребность в утверждении. Слияние с другим индивидуумом или группой — другой вид защиты от тревоги, связан­ной с изоляцией. Вместо того чтобы противостоять своей изоляции или мириться с нею, люди чувствуют и думают, что они не одни, потому что они — часть других. Кроме того, видом защиты от тревоги, связанной с изоляцией, является компульсивная сексуаль­ность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами скорее как с объектами, чем как с людьми. Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо. Серийные отношения таких людей похожи на карикатуры реального процесса.

Виды защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью

Люди справляются с тревогой, связанной с бессмысленностью, с помощью различ­ных способов. Компульсивная деятельность — это один из способов избежать столкно­вения с бессмысленностью. Индивидуумы с маниакальным упорством прибегают к ка­кой-либо деятельности, это их реакция на глубокое чувство бесцельности. Рано или по­здно многие индивидуумы, которые с маниакальным упорством добивались денег, удо­вольствия, власти, признания, статуса, начинают сомневаться в ценности приобретен­ного. Участие в различных кампаниях также является видом компульсивной деятельно­сти — люди разыскивают проблемы, которые они могут обратить в поглощающие время и энергию крестовые походы. Нигилизм — другой вид защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью. Люди, проповедующие нигилизм, избегают встречаться лицом к лицу с бессмысленностью, относясь с пренебрежением ко всем источникам смысла, ко­торые другие находят в своей жизни, например к любви или служению.

ПРАКТИКА

Цели

Экзистенциальное консультирование — это скорее некоторый подход к рассмотре­нию человеческого существования, чем строгая система. По сути, экзистенциальные консультанты на всех без исключения людей смотрят как на клиентов. Однако обычно клиенты испытывают большие затруднения, чем их консультанты.

Главная цель экзистенциального консультирования — помочь клиентам научить­ся переживать свое существование как реальное. Основное исходное положение сле­дующее: фундаментальный невротический процесс — это подавление онтологическо­го смысла, включающее в себя потерю ощущения бытия и уменьшение потенциала и глубины осознания. Так как консультанты, прежде всего, заняты оказанием помощи клиентам в переживании ими своего существования, любой симптоматический «курс лечения» является вторичным. Экзистенциальные консультанты стараются избегать механического подхода к клиентам, который может привести к тому, что клиенты по­лучат симптоматическое «лечение», но при этом будет ограничено их существование. Основной акцент делается на взгляде на клиентов скорее как на индивидуумов, чем как на объекты, для которых характерно определенное поведение, а также на аутен­тичных отношениях консультант — клиент.

Экзистенциальные консультанты стремятся помогать клиентам понимать их внут­ренние конфликты с учетом наличия предельных экзистенциальных проблем, связан­ных со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы защиты и осознать отри­цательные последствия их действия. Экзистенциальные консультанты стремятся помочь клиентам не только найти другие способы совладания с первичной, или экзистенциаль­ной, тревогой, но и ослабить вторичную тревогу, исправляя ограничительное отно­шение клиентов к самим себе и к другим. Экзистенциальные консультанты могут исполь­зовать разнообразные воздействия, входящие в репертуар других видов консультирова­ния, если эти воздействия совместимы с основной экзистенциальной структурой.

Наглядный пример адекватного использования экзистенциального подхода к кон­сультированию — применение этого подхода в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо предельной экзистенциальной про­блемой. В основе экзистенциальных кризисов могут лежать смерть, переходные пери­оды как в личной жизни, так и в работе, принятие бесповоротных решений, неожидан­ная изоляция. Решение работать с экзистенциальными конфликтами должно прини­маться консультантом и клиентом совместно. Долгосрочное консультирование в наи­большей степени способствует решению экзистенциальных проблем. Однако элемен­ты экзистенциального подхода, например акцент на ответственности и аутентичности, могут быть включены и в относительно краткосрочное консультирование.

Наши рекомендации