Личностно-центрированное консультирование

Если я воздержусь оттого, чтобы вмешиваться в дела людей,

они сами о себе позаботятся.

Если я не буду командовать людьми,

они сами будут действовать самостоятельно.

Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят.

Если я не буду навязчивым, люди станут самими собой.

Лао Цзы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В 1951 году Роджерс представил свою теорию личности и поведения в заключи­тельной главе книги «Клиент-центрированная терапия» (Client-centered Therapy). Через восемь лет появилась коллективная публикация под названием: «Психология: изучение науки» (Psychology A Study of Science), в которой была представлена моди­фицированная версия данной работы. В этой версии, как считал Роджерс, наиболее строго изложены основные теоретические положения и «наиболее заметно игнориру­ется все то, что я написал ранее» (Rogers, 1980, р. 60). Позже, вместе с соавторами (напр., Meador, Rogers, 1979; Raskin, Rogers, 1989), Роджерс заново сформулировал свою теорию, но не изменил ее сути. Роджерс полагал, что эта теория, как и любая другая, должна быть не догмой, а стимулом для дальнейших творческих разработок.

Перцепционная или субъективная система взглядов

Комбс и Снигг (Combs, Snygg, 1959) утверждают, что, вообще говоря, поведение можно рассматривать или с точки зрения стороннего наблюдателя, или с точки зрения тех, кто совершает данные поступки. Иногда говорят, что первые рассматривают пове­дение с внешней точки зрения, в то время как последние рассматривают его с внутрен­ней, субъективной, или перцепционной, точки зрения. Роджерс пишет о своей фунда­ментальной вере в субъективное. Он отмечает, что «человек живет по существу в соб­ственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функциони­рование, например в науке, в частности в математической, является результатом дви­жения к субъективной цели и субъективного выбора» (Rogers, 1959, р. 191). Именно этот акцент на субъективном, перцепционном взгляде на клиентов обусловил утверж­дение термина «клиент-центрированный». Восприятие клиентов рассматривается как их версия действительности.

Позже Роджерс еще не раз подчеркивал, что единственная реальность, которую могут познать люди, — это мир, который они воспринимают индивидуально, и опыт данного момента. Вера в то, что существует «реальный мир», с определением которого может согласиться каждый, — роскошь, которую человеческая раса не может себе по­зволить. Такая вера ведет к развитию ложных убеждений, подобно тому как вера в тех­нологию довела наш вид до грани уничтожения. Суть альтернативной гипотезы Род­жерса заключается в том, что имеется столько же видов реальности, сколько суще­ствует людей. Более того, люди все чаще и чаще «внутренне и организмически отверга­ют представление об одной-единственной, одобренной обществом действительности» (Rogers, 1980, р. 26).

Тенденция актуализации

Роджерс полагал, что во Вселенной действует тенденция, способствующая ее раз­витию. Эта формирующая тенденция представляет собой «постоянное стремление ко все большему упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда строит и создает, так же как и разрушает» (Rogers, 1980, р. 126).

Тенденция актуализации является единственным основным мотивационным внут­ренним импульсом. У каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей с целью поддержания, репродуцирования самого себя, а также рас­ширения границ своего «Я». Тенденция актуализации действует всегда во всех орга­низмах и является отличительным признаком при определении, жив данный организм или мертв. Организм всегда к чему-нибудь стремится. Кроме того, тенденция актуали­зации включает в себя дальнейшую дифференциацию органов и функций.

Роджерс, основываясь на своем опыте индивидуального и группового консультиро­вания, а также на результатах своих попыток предоставить студентам в классах «сво­боду учиться», заключает, что «похоже, для отдельного человеческого существа наи­более характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих по­тенциальных возможностей» (Rogers, 1977, р. 240). Роджерс пытался подтвердить на­личие тенденции актуализации как наблюдая мир живой природы, например следя за поведением морских водорослей или детей, которые учатся ходить, так и проводя эмпи­рические исследования, изучая поведение морских ежей, крыс, младенцев, ветеранов войны с повреждениями мозга и т. д. Краеугольным камнем как терапевтического, так и политического мышления Роджерса было следующее убеждение: благодаря стремле­нию к актуализации, люди движутся к саморегулированию, к самосовершенствованию и избавляются от контроля со стороны внешних сил.

Тенденция актуализации в основном положительна. Роджерс верил в мудрость организма, «верил в наличие у каждого индивидуума конструктивного стремления к полной реализации имеющегося потенциала» (Raskin, Rogers, 1989, p. 155). Люди спо­собны направлять и контролировать самих себя, а также регулировать свое поведение при наличии некоторых определенных условий. Используя личностно-центрированный подход, консультанты ставят унитарный диагноз: «Все психологические трудности обусловлены блокировками стремления к актуализации». Следовательно, задача кон­сультантов заключается в том, чтобы использовать этот присущий всем людям положительный мотивационный стимул. Маслоу (Maslow, 1970) аналогичным образом рас­сматривает основы человеческой природы, когда пишет, что у человека, по-видимому, имеются остатки инстинкта и что результаты клинических и других исследований на­водят на мысль о том, что эти слабые инстинктоидные тенденции являются положи­тельными, полезными и заслуживающими сохранения.

Следует отметить, что, по-видимому, люди часто имеют две мотивационные систе­мы, организмическую тенденцию актуализации и сознательное эго. Маслоу (Maslow, 1962) пишет, что защитные силы людей и тенденции к росту постоянно находятся в конфликте, и отмечает, что стремление к актуализации может включать в себя мотива­цию как для поддержания состояния неполноценности, так и для роста. Однако при наличии определенной эмоциональной среды мотивация для роста становится все бо­лее и более сильной.

Наши рекомендации