Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации
Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.
1. Первое направление развития: от разделенного (совмест
ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
• Развитие умений подчинять свои действия, направленные
на установление межпредметных связей и отношений, ре
чевым указаниям другого человека (взрослого).
• Развитие у субъекта умений организовывать с помощью
речи процессы установления межпредметных связей и от
ношений с другими людьми.
• Межфункциональное объединение обоих умений в одну
функцию — формирование произвольности в процессах
установления межпредметных связей и отношений. Овла
дение собственными процессами мышления (см. ниже).
2. Второе направление развития: от внешних произволь
ных действий с предметами к внутренним умственным фор
мам выполнения действий.
• Доречевое развитие мышления в процессах практического
установления межпредметных связей и отношений.
• Межфункциональное объединение доречевых форм мыш
ления и речевых функций. Овладение внешними развер
нутыми формами речевой организации процессов уста
новления межпредметных связей и отношений — процес
сов мышления.
• Преобразование внешних форм речевой организации
мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние
формы речевой организации.
• Последующее сокращение и автоматизация внутренних
речевых форм организации и произвольного выполнения
умственных (мыслительных) действий.
А. Н. Леонтьев
Теория мышления человека
1. Каковы эволюционные источники формирования процессов мышления у живых организмов ?
Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующи-
еся в процессе эволюции у высших животных способы ориентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965).
2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных
законов развития психики животных к культурно-историче
ским законам развития психики человека, а также законам
развития человеческих форм мышления?
Прямые предки человечества эволюционировали в направлении объединения в сообщества, которые характеризовались:
• совместным выполнением общей деятельности при рас
пределении действий между членами сообщества — специ
ализации в выполнении отдельных действий;
• развитием и совершенствованием способов использования и
изготовления орудийных и знаково-символических средств,
которые обеспечивают более высокую эффективность в рас
пределении, организации и выполнении совместных дейст
вий.
Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой деятельности и поведения, а также служит основой для совершенствования механизмов мышления.
3. В чем заключается основная отличительная особен
ность мышления человека от мышления животных?
Особенностью мыслительных действий является неполнота условий, в которых они реализуются. Способ достижения в определенных условиях цели, которую следует обнаружить или построить, составляет основу любой мыслительной задачи.
Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) открытие новых межпредметных отношений и связей в определенных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).
• У животных подготовительный и исполнительный этапы
никогда полностью не отделяются друг от друга.
• У человека подготовительный этап — собственно познава
тельный, ориентировочный — отделяется от исполнитель
ного этапа и начинает существовать самостоятельно и
фиксироваться как продукт познавательной деятельности
в форме значений с помощью языка и знаково-символиче
ских средств.
Опосредствованные языком мыслительные формы ориентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельного вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.
4. Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления?
Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы-полнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эффективно начинают выполнять язык и различные знако-во-символические средства.
• Фиксирование способов установления все новых межпред
метных отношений и связей с помощью языка и других зна
ково-символических средств в процессе общественно-ис
торического развития обеспечивает формирование собст
венно человеческих, имеющих общественно-историческую
природу, психологических механизмов мышления.
• Человеческие способы мышления формируются в процес
сах включения ребенка в совместные формы деятельности
и опосредствованные языком формы общения с другими
18. Заказ №4624.
людьми, в которых задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей.
5. Как процессы мышления включаются в состав человеческой деятельности?
Процессы мышления включаются в состав любого человеческого действия или любой человеческой деятельности в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов-целей. В результате формируется самостоятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:
• мыслительные операции — не осознаются; служат автома
тизированными способами установления межпредметных
связей, отношений и выполнения разнообразных мысли
тельных действий;
• мыслительные действия — обеспечивают процессы осоз
нанного и целенаправленного установления межпредмет
ных связей и отношений;
• мыслительную деятельность — подчинена познавательно
му мотиву, который направляет активность субъекта на ре
шение определенного диапазона проблем и задач.
Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами.
6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувственного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?
Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по-
знания предметов и явлений в процессе использования человеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.
• То, что непосредственно не регистрируется органами
чувств человека, познается путем воздействий с помощью
одних предметов на другие предметы.
• Результаты взаимодействий между предметами сохраня
ются на предметах и регистрируются органами чувств как
свойства предметов.
• Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым резуль
татам действий заключать о явлениях и свойствах, недо
ступных непосредственному восприятию.
7. В чем заключается основной критерий, позволяющий выделять процессы мышления в качестве особого психического процесса?
Мышление — это особый способ психической ориентировки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически орга-низовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).
Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (операции) в качестве средства достижения цели другого действия.
• Целью первого действия выступает такое преобразование
предметных условий, которое делает возможным реализа
цию другого действия, которое необходимо для достиже
ния следующей цели.
• Мышление осуществляется в процессах ориентировоч
но-исследовательского поиска и обнаружения таких отно
шений и связей между действиями в определенных пред
метных условиях (задача), которые обеспечивают достиже
ние определенной конечной цели.
18*
• Цель, способ достижения которой необходимо обнару
жить и построить в определенных предметных условиях,
составляет мыслительную задачу (задача — цель, данная в
определенных предметных условиях).
'8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умственные формы мышления человека?
Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями.
• Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исход
но представляют собой обобщенную ориентировочную
основу практических предметных действий.
• Такие обобщенные способы ориентировочных операций
и действий (представления и понятия) начинают актуали
зироваться в психике субъекта не только под воздействи
ем предметных условий в конкретных ситуациях (как у
высших животных), но и надситуативно — в результате
использования соответствующих языковых и других зна-
ково-символических средств.
Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей, в симультанные формы умственных операций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.
9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении человека?
По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности развиваются все бо-
лее сложные последовательности ориентировочных действий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.
• Увеличивающееся пространственно-временное отделе
ние в человеческой деятельности умственных ориенти
ровочных компонентов выполняемых действий от прак
тических внешне исполнительных компонентов ведет к
развитию различных видов умственных ориентировоч
но-познавательных и исследовательских действий и дея-
тельностей.
• При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на
знаково-символические средства межпредметные связи и
отношения могут приобретать сколь угодно большую про
тяженность.
• По мере увеличения протяженности таких последователь
ностей мыслительных операций и действий, а также их по
стоянного повторного воспроизведения выделяются,
обобщаются и фиксируются закономерные способы уста
новления определенных типов межпредметных отноше
ний и связей с помощью языковых грамматических и логи
ческих операций.
• Позднее для целей строгого фиксирования определенных
способов установления межпредметных отношений и свя
зей начинают разрабатываться искусственные логически
организованные знаково-символические системы.
10. Б каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека?
Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше-
ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.
• Формирование обобщений есть процесс переноса опера
ций и действий в новые ситуации. Процесс речевого обще
ния есть частный случай переноса и обобщения — перено
са и обобщения значений слов.
• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и реф
лексивно анализироваться в форме феноменов различной
степени ясности, сложности, абстрактности.
П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салминаидр. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека
1. Что исходно заложено в основу психического развития че
ловека, его сознания и личности? Каков состав человеческих
действий?
Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает:
• ориентировочную, исходно психологическую составляю
щую. Ориентировочные составляющие действия включа
ют операции ориентировки, планирования, контроля;
• исполнительную (мышечно-двигательную) составляю
щую. Исполнительная часть действия включает исполни
тельные операции и операции коррекции действия по ходу
исполнения.
2. Какие основные функции реализуются разными типами
операций, входящих в состав действий?
Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.
• Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориен
тировочно-исследовательскими операциями органов
чувств, которые ведут к построению перцептивного образа
ситуации.
• Операции планирования предстоящих действий предпо
лагают установление межпредметных связей и отношений
в процессе ориентировки (мышление).
• Исполнительные операции обеспечивают реализацию
действия в соответствии с планом.
• Операции контроля обеспечивают сопоставление реально
получаемого результата с предполагаемым (запланирован
ным) результатом.
• Операции коррекции обеспечивают исправления действия
по ходу его выполнения.
По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований.
3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов
мышления?
Процессы мышления человека исходно представляют собой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умственный план. В качестве единицы мышления выступает отдельное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей.
4. В чем заключаются основные особенности формирования
и развития человеческих форм мышления?
Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение исходно внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает несколько этапов:
• прослеживание действия, выполняемого другим челове
ком, в плане восприятия;
.
• включение в выполнение разделенного с другими людьми
действия, которое может представлять собой: а) предмет
но-практическое материальное действие с реальными объек
тами; б) «материализованное» действие, выполняемое с
изображениями или знаково-символическими объектами;
• самостоятельное выполнение предметно-практического
или материализованного действия с опорой на внешнюю
громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю разверну
тую речь «про себя»;
• уровень самостоятельных действий над представляемыми
предметами, изображениями, схемами, моделями с опо
рой на развернутую речь «про себя»;
• уровень сокращенных и автоматизированных умственных
действий во внутреннем умственном плане.
5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож
ностей человека?
По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентировочных и исполнительных составляющих действий обеспечивается их фиксирование в форме значений.
• Языковые средства начинают обеспечивать процессы ак
туализации в психике человека определенных значений, а
также организацию действий по их преобразованию. Фор
мируется внутренний план умственных действий.
• По мере овладения разнообразными знаково-символиче
скими системами и способами их использования человек
совершенствует способы произвольной организации и
расширяет функциональные возможности собственного
внутреннего плана умственных действий (сознания).
6. Что выступает в качестве результата ориентировоч
но-исследовательской активности субъекта, который интег
рирует все познавательные психические функции?
По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч-
ных и исполнительных компонентов разнообразных предметных действий формируется, уточняется и совершенствуется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий.
7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?
Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами.
• Для организации умственных действий над представлени
ями и понятиями могут использоваться: а) внешние мате
риальные (например, графические или речевые) знако-
во-символические средства; б) интериоризированные
субъектом внутренние способы использования знаков и
символов (внутренняя речь, а также представляемые зна-
ково-символические схемы, модели различной степени
обобщенности и абстрактности).
• Интериоризированные знаково-символические изобра
жения, схемы, модели, в свою очередь, могут становиться
предметом преобразования в умственном плане с исполь
зованием других знаково-символических средств (внеш
них и внутренних). Возникают иерархические и гетерархи-
ческие отношения между различными уровнями организа
ции умственных действий.
• Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес-
сивных) умственных действий по мере овладения ими
субъектом сокращаются, автоматизируются, приобрета
ют симультанный характер и преобразуются в умствен
ные операции, которые обеспечивают условия для выпол
нения других, все более сложных умственных действий.
Так формируются сложные иерархические отношения
между умственными действиями и умственными опера
циями.
Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.
П. Я. Гальперин