Психологические теории ощущений и восприятий
В психологии существует большое количество разнообразных теорий, направленных на объяснение процессов по-
строения первичных образов окружающего мира с опорой на органы чувств — процессов ощущений и восприятий. Такие теории могут иметь как общепсихологический, так и более частный характер, а также различаться по множеству разнообразных оснований.
К числу первых естественно-научных подходов к объяснению процессов возникновения ощущений и восприятий можно причислить теории Г. Фехнера, И. Мюллера, Г. Гельм-гольца.
Большое значение для исследования психологических закономерностей ощущений и восприятий имели общепсихологические подходы к исследованию психических явлений, один из которых сформулирован Вильгельмом Вунд-том, а второй выдвинут гештальтпсихологами. Гешталътпси-хологический подход был разработан как исторически более поздняя альтернатива теории В. Вундта. Оба подхода строились на широком использовании феноменологических методов исследования.
В настоящее время большой известностью в мировой психологии пользуются теории сенсорных и перцептивных процессов, разрабатываемые в рамках информационного подхода в когнитивной психологии, а также экологический подход к процессам восприятия, разработанный Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот подход опирается на ряд объяснительных принципов, которые являются принципиальными и для отечественной теоретической психологии.
В отечественной психологии наиболее методологически обоснованным, опирающимся на широкие естественно-научные эволюционно-биологические объяснительные принципы является деятельностный подход к формированию и развитию психологических механизмов восприятия, сформулированный А. Н. Леонтьевым. Этот подход к исследованию процессов восприятия конкретизировался и дополнялся многими выдающимися отечественными психологами.
Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?
Фехнер Густав Теодор (1801-1887)
1. Ощущения и вызывающие их внешние стимулы при
надлежат к двум разным сферам — явлений психических и
явлений физических.
• Психические и физические явления нельзя непосредст
венно сравнивать друг с другом.
• Внутри каждой из этих сфер возможны специфические из
мерения.
2. Ощущение есть простейший психический процесс, ко
торый обозначает границу между психическими и физиоло
гическими явлениями.
3. Сенсорная система человека — это «измерительный
прибор», который регистрирует особенности внешних фи
зических стимулов и преобразует их в психические явле
ния.
4. Процесс возникновения психического образа имеет
следующую последовательность:
• внешнее раздражение, воздействующее на рецептор (фи
зическое явление);
• процессы в рецепторе и проводящих нервных волокнах
(физиологическое явление);
• возникновение ощущения в ЦНС (психическое явле
ние);
• суждения (психические явления, подчиняющиеся логи
ке).
5. Психофизические характеристики людей распределе
ны по нормальному закону как любые антропологические
характеристики.
Иоганнес Мюллер (1801—1858),
Герман фон Гельмгольц (1821—1894)
Теория специфических энергий органов чувств
1. Сенсорный опыт определяется функциональным со
стоянием сенсорных нервов и их мозговой проекцией (лока
лизацией).
2. Каждый орган чувств в ответ на воздействующие сти
мулы вырабатывает «специфические энергии» или качест
ва.
• Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает
разные качества переживаний.
• Разные воздействия на один и тот же нерв приводят к оди
наковому сенсорному качеству.
3. В ощущениях выражается не столько природа физиче
ского воздействия, сколько природа и состояние органов
чувств.
Психофизиологический закон и измерение ощущений .
Факты
• Ощущения меняются не прямо пропорционально силе
физических стимулов, действующих на органы чувств.
• Интенсивность ощущений, как правило, растет медлен
нее, чем величина измеряемых физических стимулов (как
исключение — более быстрый рост чувствительности к из
менению напряжения электрического тока).
Эрнст Г. Вебер (1795-1878)
Человек ощущает не абсолютные, а относительные различия между физическими стимулами одной модальности.
Закон Бугера — Вебера: отношение изменения интенсивности физического стимула, которое регистрируется субъектом как едва заметное изменение интенсивности ощущения,
к исходной интенсивности физического стимула есть величина постоянная.
Закон Вебера — Фехнера: если интенсивность физического раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растет в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности физического раздражителя).
• Отношения между стимулами и ощущением устанавлива
ются вслед за тем, как субъект фиксирует едва заметное
различие в возрастании интенсивности физической сти
муляции.
• Едва заметное отличие выступает в качестве условной еди
ницы измерения.
Закон С. С. Стивенса: величина ощущений растет пропорционально интенсивности изменения физического раздражителя, возведенной в определенную степень.
Отношения между физическими стимулами и величиной ощущений устанавливаются путем субъективного шкалирования:
• субъект фиксирует ощущение, которое вызывается опре
деленным эталонным физическим стимулом и которому
приписывается определенное числовое значение;
• вслед за этим предъявляется множество физических сти
мулов, изменяющихся только по одному параметру, ощу
щения от которых субъект должен сопоставить с величи
ной эталонного стимула и выразить различия в условных
числовых значениях.
Теория обнаружения сигналов
(информационный подход в когнитивной психологии)
1. Возникновение ощущения можно анализировать как вероятностный процесс обнаружения сигнала, который подчиняется кривой нормального распределения.
.
2. Любой сигнал обнаруживается на фоне помех —
«шума». Вероятность обнаружения сенсорного сигнала
определяется двумя видами альтернатив:
• стимульными альтернативами: «шум без сигнала»; «шум с
сигналом»;
• возможные альтернативные решения субъекта о наличии
сигнала: «сигнал есть»; «сигнал отсутствует».
3. Прием сигнала на основе труднообнаруживаемых сти
мулов часто представляет для субъекта процесс принятия ре
шения. Такое решение, в зависимости от обстоятельств, мо
жет иметь четыре варианта:
• правильное обнаружение — положительный ответ при на
личии сигнала;
• пропуск — отрицательный ответ при наличии сигнала;
• ложная тревога — положительный ответ при отсутствии
сигнала;
• правильное отрицание — отрицательный ответ при отсут
ствии сигнала.
4. На решение субъекта о наличии — отсутствии сигнала
может влиять ряд факторов:
• интенсивность стимула (физическая энергия и контраст
ность по отношению к фону);
• содержание задачи;
• ожидание наблюдателя: ожидается появление или не ожи
дается появление сигнала;
• возможные последствия принятого решения: наказание
или поощрение и их величины.
5. Перед принятием решения субъект устанавливает неко
торый субъективный критерий (интуитивный или осознавае
мый), в соответствии с которым делается вывод о наличии
или отсутствии сигнала.