Зигмунд Фрейд (1856—1939) Психодинамическое направление

1. В качестве движущей силы поведения человека высту­пают две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол­жения рода, связанные с переживанием удовольствия, — ли­бидо; б) инстинкты смерти, разрушения, преодоления пре­пятствий, связанные с переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.

• Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и
стремлением к ее удовлетворению (редукции); б) объекта­
ми, которые потенциально обеспечивают редукцию по­
требности; г) количеством энергии, необходимой для
удовлетворения потребности.

2. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека.

• Уровень актуально осознаваемого — все, на что в данный
момент направлено внимание человека и в чем он себе от­
дает отчет.

• Уровень предсознательного — опыт, который при необхо­
димости может быть актуализирован из памяти.

• Бессознательное, которое включает: а) инстинктивные по­
буждения; б) вытесненные из сознания социально запре­
щенные побуждения, стремления, переживания, которые
сохраняют эмоциональную и мотивационную напряжен­
ность.

3. Структура личности включает три составляющие:

• «Ид» («Оно») — врожденные инстинктивные компоненты
личности, вызывающие напряжение и требующие немед­
ленной разрядки, а также вытесненные в течение жизни
социально запрещенные переживания и желания.

(Подчиняется принципу удовольствия.)

• «Эго» («Я») — компоненты личности, регулирующие и реа­
лизующие связи с внешним миром; обеспечивают сохра­
нение целостности организма путем отсрочки удовлетво­
рения инстинктов.

(Подчиняется принципу реальности.)

• «Супер-Эго» («Сверх-Я») — компоненты личности, форми­
рующиеся на основе родительских и социальных ожида­
ний, ограничений и контроля, которые преобразуются во
внутренний самоконтроль. Включает две подсистемы:
а) запреты и ограничения, которые переживаются как со­
весть и чувство вины; б) эго-идеал — внутренние стандар­
ты поведения.

(Подчиняется принципу необходимости.)

4. «Эго» выполняет несколько функций.

• Предупреждения человека о возможной угрозе путем пере­
живания разных форм тревоги:

— реалистической тревоги — реалистичной оценки опас­
ностей внешнего мира;

— моральной тревоги — эмоционального ответа на угрозу
со стороны «Супер-Эго», которая может перерастать в

179 12*



социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия;

— невротической тревоги — эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со сто­роны «Ид» станут осознанными.

• Реализация защитных механизмов с целью устранить пере­
живание тревоги.

Две основные характеристики защитных механизмов: не­осознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя.

Вот содержание некоторых защитных механизмов.

• Вытеснение (подавление) — удаление из сознания мыслей и
чувств, причиняющих страдание.

• Отрицание каких-либо травматических событий или угроз
в личном опыте.

• Проекция — приписывание своих собственных неприем­
лемых мыслей, чувств, поведения другим людям или со­
циальному окружению.

• Замещение — переадресовка инстинктивного импульса от
более угрожающего объекта на менее угрожающий.

• Рационализация — ложное обоснование, объяснение при­
чин своего иррационального поведения.

• Реактивное образование — защита от запретных импульсов
путем выражения в поведении и мыслях противополож­
ных побуждений.

• Регрессия — возврат к детским моделям поведения.

• Сублимация — конструктивная стратегия перевода энергии
инстинктов на другие объекты и виды деятельности.

5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.

• Человек рождается с определенным количеством энергии
либидо, которая проходит в своем развитии несколько
психосексуальных стадий.

Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредо­точения либидо — рот. Основная задача — отделение от мате­ринского тела, отвыкание от груди.

Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточе­ния либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения.

Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либи­до — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступаю­щими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем про­тивоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).

Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либи­до отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками.

Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созре­вание и установление интимных отношений на основе люб­ви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудо­вой вклад в общество.

• Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и до­школьном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты ха­рактера.

ГансАйзенк

Наши рекомендации