Зигмунд Фрейд (1856—1939) Психодинамическое направление
1. В качестве движущей силы поведения человека выступают две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, — либидо; б) инстинкты смерти, разрушения, преодоления препятствий, связанные с переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.
• Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и
стремлением к ее удовлетворению (редукции); б) объекта
ми, которые потенциально обеспечивают редукцию по
требности; г) количеством энергии, необходимой для
удовлетворения потребности.
2. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека.
• Уровень актуально осознаваемого — все, на что в данный
момент направлено внимание человека и в чем он себе от
дает отчет.
• Уровень предсознательного — опыт, который при необхо
димости может быть актуализирован из памяти.
• Бессознательное, которое включает: а) инстинктивные по
буждения; б) вытесненные из сознания социально запре
щенные побуждения, стремления, переживания, которые
сохраняют эмоциональную и мотивационную напряжен
ность.
3. Структура личности включает три составляющие:
• «Ид» («Оно») — врожденные инстинктивные компоненты
личности, вызывающие напряжение и требующие немед
ленной разрядки, а также вытесненные в течение жизни
социально запрещенные переживания и желания.
(Подчиняется принципу удовольствия.)
• «Эго» («Я») — компоненты личности, регулирующие и реа
лизующие связи с внешним миром; обеспечивают сохра
нение целостности организма путем отсрочки удовлетво
рения инстинктов.
(Подчиняется принципу реальности.)
• «Супер-Эго» («Сверх-Я») — компоненты личности, форми
рующиеся на основе родительских и социальных ожида
ний, ограничений и контроля, которые преобразуются во
внутренний самоконтроль. Включает две подсистемы:
а) запреты и ограничения, которые переживаются как со
весть и чувство вины; б) эго-идеал — внутренние стандар
ты поведения.
(Подчиняется принципу необходимости.)
4. «Эго» выполняет несколько функций.
• Предупреждения человека о возможной угрозе путем пере
живания разных форм тревоги:
— реалистической тревоги — реалистичной оценки опас
ностей внешнего мира;
— моральной тревоги — эмоционального ответа на угрозу
со стороны «Супер-Эго», которая может перерастать в
179 12*
социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия;
— невротической тревоги — эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «Ид» станут осознанными.
• Реализация защитных механизмов с целью устранить пере
живание тревоги.
Две основные характеристики защитных механизмов: неосознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя.
Вот содержание некоторых защитных механизмов.
• Вытеснение (подавление) — удаление из сознания мыслей и
чувств, причиняющих страдание.
• Отрицание каких-либо травматических событий или угроз
в личном опыте.
• Проекция — приписывание своих собственных неприем
лемых мыслей, чувств, поведения другим людям или со
циальному окружению.
• Замещение — переадресовка инстинктивного импульса от
более угрожающего объекта на менее угрожающий.
• Рационализация — ложное обоснование, объяснение при
чин своего иррационального поведения.
• Реактивное образование — защита от запретных импульсов
путем выражения в поведении и мыслях противополож
ных побуждений.
• Регрессия — возврат к детским моделям поведения.
• Сублимация — конструктивная стратегия перевода энергии
инстинктов на другие объекты и виды деятельности.
5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.
• Человек рождается с определенным количеством энергии
либидо, которая проходит в своем развитии несколько
психосексуальных стадий.
Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредоточения либидо — рот. Основная задача — отделение от материнского тела, отвыкание от груди.
Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточения либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения.
Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либидо — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).
Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либидо отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками.
Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созревание и установление интимных отношений на основе любви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудовой вклад в общество.
• Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и дошкольном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты характера.
ГансАйзенк