Теоретические основания когнитивной психологии
Предмет изучения когнитивной психологии — приобретение, преобразование, репрезентация, хранение и воспроизведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и моти-вационные отношения.
• Психические явления можно рассматривать как множест
во этапов обработки информации, получаемой человеком
из внешнего мира.
• На каждом из этапов выполняется особая функция, кото
рая требует своего выявления и исследования.
Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:
1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки ин
формации в устройствах компьютера — «компьютерная
метафора».
• Человек избирательно извлекает (внимание) информацию
из окружающего мира (восприятие), которая помещается в
кратковременную память.
• Информация трансформируется, перерабатывается, ин
терпретируется (мышление) в зависимости: а) от имею
щихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного
опыта (долговременная память).
• В процессе переработки информация используется для
принятия решений и планирования действий.
2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработ
ки информации в программном обеспечении — «инфор
мационная метафора». Реализуется в двух направлениях:
2.1. Линейно-последовательный подход.
• Психика — это система функциональных блоков, которые
последовательно, линейно перерабатывают информацию
(кодирование, перекодирование, декодирование).
• На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки ин
формации, идущие: а) от органов чувств («входов») к цент
ральным механизмам хранения и переработки информа
ции; б) от центра к «входам» и «выходам» — исполнитель
ным действиям.
• Каждый блок выполняет определенную систему функций:
формирования альтернатив и критериев отбора при обра
ботке информации, принятия решения о действии на
основе имеющихся альтернатив, прогнозирования и пла
нирования действий и т. д.
2.2. Структурно-уровневый подход.
Каждому следующему этапу переработки информации соответствует новый уровень — новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегрируют в себе структуры нижележащих.
Культурно-исторический
И системно-деятельностный подходы к анализу
И объяснению психических явлений
Данное направление является результатом исследований отечественных психологов и в настоящее время составляет «мощную» методологическую и теоретическую альтернативу современной американской когнитивной психологии. В числе основоположников этого направления чаще всего указываются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн. В русле этого подхода проводились теоретические и экспериментальные исследования множеством выдающихся психологов в СССР и России.
В настоящее время по широте и глубине разработки основных методологических и теоретических вопросов с современным отечественным системно-деятельностным подходом к объяснению психических явлений не может конкурировать, пожалуй, ни одно из альтернативных теоретических направлений мировой психологии.
Л. С. Выготский (1896—1934) Культурно-историческая теория развития высших психических функций человека
Вводимые в психологию методологические принципы
1. Объяснить психические явления можно только путем
исследования закономерностей их формирования и разви
тия. Изучение психики требует использования генетических
методов исследования и объяснения.
2. Для верного объяснения психических явлений требует
ся их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по еди
ницам предполагает:
• выделение такого целостного объекта или процесса, кото
рому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого
явления;
• представление в таком объекте или процессе всех сущест
венных связей и существенных для данного объяснения
характеристик объекта;
• возможность наблюдения (опытного изучения) такого
объекта или процесса (операционализируемость).
Объяснительные принципы
1. В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных?
Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние воздействия на человека и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).
• ВПФ формируются по мере овладения субъектом культур
но-историческим опытом путем включения в организа
цию естественных психических функций орудийных и
знаково-символических средств.
• ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осозна
ваемые формы организации субъектом поведения и психики.
По мнению Л. С. Выготского, следует условно противопоставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуемых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе исторического развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспособления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются
10. Заказ№4624.
и у человека, если он после рождения выкармливается и воспитывается животными (волками, обезьянами).
2. Каков основной источник формирования и развития высших, психических функций? Что выступает основной причиной психики человека?
Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» — в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает овладение:
• способами использования предметов человеческой куль
туры;
• приемами использования и изготовления орудий, которые
увеличивают возможности естественных органов и высту
пают средствами преобразования предметного мира;
• способами активного использования языковых (знако-
во-символических) средств, которые увеличивают воз
можности естественных психических функций и обеспе
чивают организацию сознания и произвольное управление
психическими процессами;
• способами произвольной организации собственного пове
дения и психических процессов на основе использования
орудийных и знаково-символических средств;
• средствами и способами реализации межличностных и со
циальных отношений.
В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-со-вершенный человек — это человек, который в течение индивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовывать и регулировать свое поведение, а также реализовывать
и утверждать определенный диапазон межличностных и социальных отношений. При этом этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремление считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное значение для общества.
Отметим, что об уровне познавательного развития человека чаще всего судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач.
Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человеческом обществе обеспечивается процессами обучения и воспитания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъекта исходно обеспечивается образовательными взаимодействиями с другими людьми — «обучение ведет за собой развитие».
3. Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции?
ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними — инте-риоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:
• доречевая фаза развития поведения и психических функ
ций (внимания, восприятия, памяти, мышления);
• межфункциональное объединение естественных психиче
ских функций и речевых функций в единую систему:
а) формирование внешнего развернутого речевого плани
рования поведения и действий; б) формирование внешних
форм речевой организации действий над значениями,
представлениями, обобщениями (эгоцентрическая речь);
• преобразование внешней речи (через эгоцентрическую
речь) во внутреннюю речь с ее последующим сокращением
и автоматизацией. Формирование умственных форм орга-
10*
низации и произвольного выполнения умственных действий над значениями (обобщениями).
Л. С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.
При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее — способами использования языка, и еще позднее — разнообразными искусственными знаково-сим-волическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.
Как показали многочисленные исследования и эксперименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования языка, знаков, символов формирование ВПФ просто невозможно. Формирование новых психических функций человека из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приобретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость.
4. Каковы этапы и содержание механизма интериоризации? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций?
Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (внешних практических и умственных).
Первое направление развития ВПФ'. от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси
хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш
ление) речевым указаниям другого человека (взрослого).
• Развитие умений организовывать с помощью речи проте
кание психических процессов и поведения у других людей.
• Межфункциональное объединение таких умений в одну
функцию, которая позволяет на основе использования
речи самостоятельно планировать собственные действия и
подчинять таким планам собственное поведение (овладе
ние своим поведением и психическими функциями).
Второе направление развития ВПФ'. переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями.
• Доречевая фаза развития психических функций (внима
ния, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуаль-
ная» фаза развития звуковой коммуникации.
• Межфункциональное объединение естественных психи
ческих и речевых функций — формирование внешнего
развернутого речевого планирования и организации пове
дения (эгоцентрическая речь).
• Переход от действий с материальными предметами к дей
ствиям над значениями (представлениями, обобщениями)
с опорой на использование внешних материальных знаков
и символов.
• Переход от действий над значениями с опорой на внеш
ние материальные знаки и символы к внутренним дейст
виям над значениями с опорой на внутренние способы
использования знаков и символов.
У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы
взаимодействий с людьми. При этом только такие формы поведения, которые ребенок во внешних предметных взаимодействиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоятельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразования предметов, организации собственных действий с предметами, способностями контролировать свои поступки во взаимодействиях с людьми и прогнозировать их возможные последствия, способами регуляции собственных психических функций — внимания, памяти, мышления и т. д.
Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л. С. Выготского: обучение и воспитание — это необходимые детерминанты развития ВПФ; «обучение ведет за собой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практических действиях («зоны актуального развития»), то в ближайшем времени может преобразоваться в самостоятельные формы организации поведения и деятельности («зоны ближайшего развития»).
5. Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства?
Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность — обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение — актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия.
• Значение исходно существует вне субъекта — в предметах,
вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.
• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить
определенную систему операций, в которых могут в опреде
ленном сочетании участвовать все психические функции.
• Структура значений (обобщений) развивается и совер
шенствуется в онтогенезе: сначала преимущественно через
непосредственное знакомство с предметами и явлениями,
значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее — еще и через овладение способами использования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта.
• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации
включаются в одну структурную систему с символически
организованными представлениями из прошлого и пред
полагаемого будущего.
Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.
6. Что такое сознание человека?Как формируется человеческое сознание?
Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интерио-ризацией.
• Единица сознания есть значение, которое имеет социаль
ное происхождение и представляет собой: а) единство
мышления и речи; б) единство общения и обобщения.
• Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв
лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что
позволяет выполнять действия над значениями во внут
реннем умственном плане.
• Сознание есть обратимые процессы выражения мыслей в
словесных значениях и построения мыслей на основе изв
лечения значений из слов — это обратимые процессы пе-
рехода от смысла к значениям и словам и от слов — к значениям и смыслу.
• Главная функция значения — смыслообразование, которое
обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания.
• Сознание субъекта — это динамическая смысловая систе
ма, представляющая собой единство аффективных и ин
теллектуальных процессов.
Таким образом, сознательный уровень организации поведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в целях самостоятельной ориентировки и организации собственного поведения. Такие способности у человека формируются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овладения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств.
Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в которых показал, какие существуют основные этапы в формировании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанавливает их предметную отнесенность и овладевает соответствующими этим знакам значениями. За способами использования знаков скрываются различные типы значений (способы обобщений):
• синкреты — объединения предметов с помощью слова без
достаточного основания, по случайному впечатлению, эмо
ционально-оценочному сходству, по внешней близости, яр
кости;
• комплексы — объединения предметов с помощью слова
согласно фактическим связям при равенстве всех при-
знаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практической ситуации обобщения;
• псевдопонятия (житейские понятия) — объединения
предметов с помощью слова, которые основаны на житей
ском опыте действий и опыте непосредственного восприя
тия, тождественны с истинными понятиями по предмет
ной отнесенности, но различны по интеллектуальным опе
рациям, ведущим к обобщению;
• понятия — объединения предметов с помощью слова на
основе абстрактного синтеза, которые формируются в ходе
работы над самими понятиями: осознание значений слов и
терминов, а также своей собственной мыслительной дея
тельности; установление зависимостей и связей между си
стемой понятий путем определения одного понятия по
средством других понятий; произвольность использова
ния обобщений.
Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собственного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятельную внутреннюю речь.
7. Что представляет собой личность человека как психическое образование?
Интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений образуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ.
Личностные качества человека представляют собой психические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализа-
цию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться узкоэгоистичным или широко социально значимым задачам.
8, Каковы основные этапы формирования высших психических функций в онтогенезе?
Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каждом этапе психического развития человека наблюдаются:
а) появление характерных для каждого возраста психических
новообразований в личностной и познавательной сферах;
б) изменения «социальной ситуации развития» — условий,
которые предоставляет общество для развития ребенка, а
также требований и ожиданий, которые предъявляются к ре
бенку со стороны других людей и общества.
В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов, которые намечаются и частично анализируются в работах Л. С. Выготского (см.: Глотова, 1990).
• Этап формирования натуральных форм поведения (младенче
ство): выделение из единых форм жизнедеятельности «мла
денец — взрослый» индивидуальных форм познавательной
активности, поведения и аффективного отношения к раз
личным явлениям.
• Этап зарождения высших психических функций (1—3 года):
функциональное включение знаково-символических
средств во взаимодействия между ребенком и взрослым.
• Этап «переходных психологических систем» (3—12 лет): пе
реход от символической деятельности, выполняемой со
вместно с другими людьми, к индивидуальным формам
символической деятельности.
• Этап высших психических функций, опосредствованных внеш
ними знаками (от 6 до 12—14 лет): формирование умений по-
вышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.
• Этап «вращивания» внешних знаково-символических опера
ций (с 7—8 лет и далее на протяжении всей жизни): преоб
разования ВПФ из опосредствованных внешними знаками
в опосредствованные внутренними знаковыми операция
ми.
• Зрелая умственная деятельность взрослого человека, про
текающая во внутреннем умственном плане сознания.
В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерностей онтогенетического развития психики человека в последующем была реализована в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
9. Какова психофизиологическая функциональная структура и организация высших психических функций человека?
В процессе развития человека структура психики изменяется по мере установления новых межфункциональных связей и отношений между естественными и высшими психическими функциями путем включения в их организацию знаково-символических средств. При этом:
• ВПФ задаются и формируются во внешних формах дея
тельности и общения с людьми на протяжении индиви
дуальной жизни;
• ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархиче
ской функциональной организации (функциональные сис
темы), в которых в зависимости от решаемых задач присутст
вуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции;
• нейрофизиологические процессы, функции мозга высту
пают необходимым условием (но не причиной!) формиро
вания ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к ре
ализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внеш
ним миром, которые приобретаются человеком.
• психология личности: развитие человека от индивида к лич ности; формирование различных индивидуально-психо логических и личностных свойств. Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности 1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки? Психология — наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности — «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности (поведения). • Психику следует изучать «от жизни (деятельности) к моз гу», а не «от мозга к жизни». • Психику человека следует изучать в развитии от внешних социальных форм к индивидуальным умственным формам (см. выше: теория Л. С. Выготского). Психика представляет собой сложную активность, котб-рая обеспечивает живому организму предварительную ориентировку, организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе формирующегося «образа мира». 2. Что такое деятельность живого организма с позиций психологического анализа? Деятельность — это единица жизни (см. выше), опосредствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс: а) имеющий сложное функциональное строение, б) развивающийся на основе внутренних и внешних движущих противоречий, в) порождающий психику — «образ мира». Реальная жизнь людей — это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности мо- |
• |
Позднее идея о том, что психика исходно располагается не в мозге, а между субъектом и миром — выступает продуктом взаимодействий субъекта с предметами объективного мира, развивалась в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и многих других отечественных психологов.
Закономерности формирования мозговых, нейропсихо-логических механизмов, которые формируются вслед за новыми типами взаимодействий субъекта с предметным миром и выступают необходимым условием для реализации все более сложных психических функций, конкретизировались в исследованиях А. Р. Лурии (см. выше).
А. Н. Леонтьев (1903-1979)