В чем заключаются отличительные особенности психологической причинности?

Современные психологические теории широко опирают­ся как на телеологические, так и на причинно-следственные способы построения объяснений (см. выше). В связи с этим полезно поставить вопрос: что представляет собой психоло­гическая причинность в составе психологических теорий, опирающихся на разнообразные объяснительные основания и предположения?

Психологическая причинность предполагает установление скрытых, непосредственно не наблюдаемых причин, в силу которых формируются, развиваются и которым закономер­но подчиняются психические явления. При этом следует различать причины, которые закономерно определяют осо­бенности формирования, развития, структурной организа­ции психических функций, и причины, которые определяют

закономерности функционирования сложившихся психиче­ских функций в разных предметных условиях и ситуациях. Поэтому полезно условно противопоставлять: а) законы, ко­торым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром; б) законы, определяющие особенно­сти поведения живых организмов в объективном мире в за­висимости от особенностей реализации сложившихся пси­хических функций.

Таким образом, по отношению к теоретическому иссле­дованию проблем формирования психологических механиз­мов организации и регуляции поведения и действий у вы­сших животных и человека может существовать два типа во­просов.

• Какие причины лежат в основе формирования и развития
психологических механизмов организации и регуляции
поведения и деятельности? Как формируются такие меха­
низмы?

• Как сформировавшиеся и имеющиеся у субъекта психоло­
гические механизмы детерминируют и направляют пове­
дение и деятельность на достижение различных целей и
мотивов?

Теоретические ответы на первый тип вопросов будут предполагать разработку преимущественно причинно-след­ственных объяснений; ответы на второй тип вопросов требу­ют разработки преимущественно телеологических объясне­ний.

Проблема редукционизма в психологии. Что такое редукционизм в исследовании психических явлений?

В научной психологии с целью объяснения сложных пси­хических явлений существуют попытки сведения их к более простым. Постороение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто при­влекаются объяснения и теоретические объекты (единицы

анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приво­дят попытки строить объяснения психических явлений сред­ствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:

• физиологический редукционизм — попытка объяснить пси­
хические явления путем сведения их к физиологическим
явлениям и процессам, к структурным связям между ней­
ронами, нервными центрами, отделами мозга (см.: психо­
физиологическая проблема);

• социологический редукционизм — попытка объяснить пси­
хические явления путем сведения их к определенным спо­
собам общения и взаимодействия между людьми (напри­
мер, сведение личностных особенностей к интеракциям);

• логицистскийредукционизм — попытка объяснить психиче­
ские явления путем сведения их к созреванию и развитию
различных форм структурной организации действий в ло­
гически организованные системы операций (например, в
теории Жана Пиаже);

• информационный (кибернетический) редукционизм — сведе­
ние психики к процессам и механизмам переработки ин­
формации мозгом человека. При этом анализ психических
явлений как информационных процессов чаще всего огра­
ничивается построением возможных моделей преобразо­
вания информации о внешнем мире, а также способов ее
организации и хранения безотносительно к анализу онто­
логической специфики психики. Особенно ярко эта тен­
денция выступает в американской когнитивной психоло­
гии.

Существуют мнения, что любая теория необходимо пред­полагает редукционизм — сведение какой-либо группы яв­лений или объектов к элементам, единицам и т. п., лежащим в их основе («идеальная точка», атом, ген, интеракция, ассо­циация, действие и т. п.). Как правило, объяснения не огра­ничиваются таким сведением, а предполагают построение, выведение, «конструирование» из исходных единиц или эле­ментов «идеальных» моделей. Такие модели служат объясне-




нию определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) яв­ления. В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на: а) редукционистские — преимущественно сводящие сложные явления к более простым; б) конструкти­вистские — преимущественно строящие сложные предметы и явления путем их теоретического конструирования (выве­дения) из простых предметов и явлений.

Можно утверждать, что редукционизм выступает в явном виде в том случае, когда единица анализа какой-либо сторо­ны психического явления, по мере развития научной психо­логии, становится несостоятельной в своем объяснительном и предсказательном потенциале по отношению: а) к эмпири­ческим фактам, б) к объяснительному потенциалу других психологических теорий — единицам анализа, которые обеспечивают более убедительное объяснение тех же самых фактов, предметов, явлений.

Альтернативой редукционизма принято считать такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имп­лицитно) представлены все свойства и особенности опреде­ленной, требующей объяснения стороны какой-либо груп­пы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровиц-кий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения. Заметим, что обвинений в редукционизме избегают только те теории, которые имеют высокую надежность в предсказании новых фактов в какой-либо строго очерченной области приложе­ния (применения теории).

Наши рекомендации