В чем заключаются отличительные особенности психологической причинности?
Современные психологические теории широко опираются как на телеологические, так и на причинно-следственные способы построения объяснений (см. выше). В связи с этим полезно поставить вопрос: что представляет собой психологическая причинность в составе психологических теорий, опирающихся на разнообразные объяснительные основания и предположения?
Психологическая причинность предполагает установление скрытых, непосредственно не наблюдаемых причин, в силу которых формируются, развиваются и которым закономерно подчиняются психические явления. При этом следует различать причины, которые закономерно определяют особенности формирования, развития, структурной организации психических функций, и причины, которые определяют
закономерности функционирования сложившихся психических функций в разных предметных условиях и ситуациях. Поэтому полезно условно противопоставлять: а) законы, которым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром; б) законы, определяющие особенности поведения живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации сложившихся психических функций.
Таким образом, по отношению к теоретическому исследованию проблем формирования психологических механизмов организации и регуляции поведения и действий у высших животных и человека может существовать два типа вопросов.
• Какие причины лежат в основе формирования и развития
психологических механизмов организации и регуляции
поведения и деятельности? Как формируются такие меха
низмы?
• Как сформировавшиеся и имеющиеся у субъекта психоло
гические механизмы детерминируют и направляют пове
дение и деятельность на достижение различных целей и
мотивов?
Теоретические ответы на первый тип вопросов будут предполагать разработку преимущественно причинно-следственных объяснений; ответы на второй тип вопросов требуют разработки преимущественно телеологических объяснений.
Проблема редукционизма в психологии. Что такое редукционизм в исследовании психических явлений?
В научной психологии с целью объяснения сложных психических явлений существуют попытки сведения их к более простым. Постороение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто привлекаются объяснения и теоретические объекты (единицы
анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приводят попытки строить объяснения психических явлений средствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:
• физиологический редукционизм — попытка объяснить пси
хические явления путем сведения их к физиологическим
явлениям и процессам, к структурным связям между ней
ронами, нервными центрами, отделами мозга (см.: психо
физиологическая проблема);
• социологический редукционизм — попытка объяснить пси
хические явления путем сведения их к определенным спо
собам общения и взаимодействия между людьми (напри
мер, сведение личностных особенностей к интеракциям);
• логицистскийредукционизм — попытка объяснить психиче
ские явления путем сведения их к созреванию и развитию
различных форм структурной организации действий в ло
гически организованные системы операций (например, в
теории Жана Пиаже);
• информационный (кибернетический) редукционизм — сведе
ние психики к процессам и механизмам переработки ин
формации мозгом человека. При этом анализ психических
явлений как информационных процессов чаще всего огра
ничивается построением возможных моделей преобразо
вания информации о внешнем мире, а также способов ее
организации и хранения безотносительно к анализу онто
логической специфики психики. Особенно ярко эта тен
денция выступает в американской когнитивной психоло
гии.
Существуют мнения, что любая теория необходимо предполагает редукционизм — сведение какой-либо группы явлений или объектов к элементам, единицам и т. п., лежащим в их основе («идеальная точка», атом, ген, интеракция, ассоциация, действие и т. п.). Как правило, объяснения не ограничиваются таким сведением, а предполагают построение, выведение, «конструирование» из исходных единиц или элементов «идеальных» моделей. Такие модели служат объясне-
нию определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) явления. В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на: а) редукционистские — преимущественно сводящие сложные явления к более простым; б) конструктивистские — преимущественно строящие сложные предметы и явления путем их теоретического конструирования (выведения) из простых предметов и явлений.
Можно утверждать, что редукционизм выступает в явном виде в том случае, когда единица анализа какой-либо стороны психического явления, по мере развития научной психологии, становится несостоятельной в своем объяснительном и предсказательном потенциале по отношению: а) к эмпирическим фактам, б) к объяснительному потенциалу других психологических теорий — единицам анализа, которые обеспечивают более убедительное объяснение тех же самых фактов, предметов, явлений.
Альтернативой редукционизма принято считать такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имплицитно) представлены все свойства и особенности определенной, требующей объяснения стороны какой-либо группы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровиц-кий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения. Заметим, что обвинений в редукционизме избегают только те теории, которые имеют высокую надежность в предсказании новых фактов в какой-либо строго очерченной области приложения (применения теории).