Каковы основные формы психологических знаний и способы их получения? Каков состав и структура современных научных психологических знаний?
Современная психология располагает широким диапазоном описательных и объяснительных знаний. Вместе с тем психологические знания имеют различную степень верифи-
5. Заказ №4624.
цированности. Существуют как религиозно-мистические знания, основанные на вере, умозрительных предположениях и интерпретациях, так и тщательно проверенные во множестве экспериментальных процедур знания научные.
Можно указать два источника получения описательных знаний о психических явлениях. Во-первых, это регистрация психических явлений, которые субъект фиксирует и описывает на основе самонаблюдения, интроспекции, рефлексии. Результаты такого познания носят субъективно-описательный (феноменологический) характер и называются феноменами. Во-вторых, это эмпирические объективно-описательные знания, получаемые путем регистрации, измерения и фиксирования различных параметров поведения, действий, способов общения. Когда такие результаты фиксируются с помощью приборов и методов измерения, они получают статус научных фактов.
Наряду с описательными знаниями в психологии существуют знания объяснительные, теоретические, которые направлены на установление причин, лежащих в основе фактов и феноменов. Такие знания необходимы для построения объяснений с целью предсказания определенного круга явлений. По степени обоснованности и способам использования полезно различать разные способы объяснения психических явлений.
Если в самой общей форме попытаться развести различные объяснения (теории), на которые опираются в психологии, то можно выделить объяснения, основанные на знании эмпирических закономерностей, и объяснения, опирающиеся на гипотезы (гипотетические предметы, модели, связи), — теоретические объяснения. Последние, в свою очередь, можно разделить на: а) обыденные объяснения, основанные на допущениях и предположениях «здравого смысла» и феноменологии субъекта; б) умозрительно-мистические и религиозно-мистические объяснения, ссылающиеся на недостаточно обоснованные или недоступные познанию, трансцендентальные основания; в) научные объяснения и теории (см. выше).
Таким образом, результаты научного познания фиксируются с помощью знаково-символических средств и включают:
• описательные знания о психических явлениях, которые скла
дываются из двух источников:
— эмпирические знания (объективно-описательные): ре
гистрация и фиксирование результатов, получаемых
путем непосредственного чувственного восприятия
различных параметров поведения, действий, спосо
бов общения людей. Когда такие результаты фиксиру
ются с помощью методов измерения и приборов, они
получают статус научных фактов;
— феноменологические знания (субъективно-описатель
ные): субъективная регистрация и описание психиче
ских явлений (феноменов), которые субъект наблюда
ет и познает путем «заглядывания внутрь себя» — на
основе самонаблюдения и интроспекции. Результаты
такого познания называют феноменами;
• знания объяснительные, которые направлены на установле
ние причин (объяснение) фактов и феноменов. При этом
следует различать разные способы объяснений:
— эмпирические объяснения: в таких объяснениях причи
ны явлений наблюдаемы и представляют собой другие
явления. Такие наблюдаемые причинно-следствен
ные отношения и связи между явлениями называют
эмпирическими закономерностями;
— теоретические объяснения (психологические теории):
объяснение фактов и феноменов строится на основе
предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых
причинах, основаниях, сущностях.
Какие требования предъявляются к современным научно-психологическим теориям?
• Четкая формулировка объяснительных принципов теории:
гипотез, постулатов, моделей. При этом учитывается обо-
скованность, убедительность и степень экспериментальной подтвержденности теоретических объяснительных принципов.
• Указание предметной отнесенности: диапазон психологи
ческих фактов и явлений, которые можно объяснить, опи
раясь на теорию (в сравнении с другими альтернативными
психологическими теориями).
• Возможность осуществлять прогноз на основе теории:
предсказание новых явлений и фактов, которые выводятся
из системы теоретических предположений и обнаружива
ются в ходе наблюдений и экспериментов.
В качестве постулатов и объяснительных принципов в психологии используются теоретические предположения (гипотезы), в которых фиксируются предполагаемые причины в форме составно-структурных, функциональных и генетических особенностей протекания и формирования психических явлений.