Структурно-функциональные характеристики

Знаково-символических средств и способов

Их использования в науке

В онтогенезе знаково-символическими системами человек овладевает в следующей последовательности:

' естественные знаковые системы, где базисными знаками выступают жесты, предметы, слова;

• системы записи, где базисными знаками могут выступать
изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (бук­
вы);

• знаково-символические системы, состоящие из произ­
вольно вводимых формализованных знаков, символов,
моделей, обеспечивающие решение различных задач.

Именно последнюю группу знаково-символических средств и используют в развитых научных системах для мак-

симально однозначного фиксирования знаний. Абсолютная однозначность в интерпретации разными людьми и разными учеными знаково-символических последовательностей в текстах невозможна. Но стремление к такой однозначности в науке постоянно присутствует. При этом максимальная од­нозначность в фиксировании и интерпретации некоторых разделов естественно-научных знаний достигается посред­ством использования логико-математических средств, заим­ствуемых из «точных» наук (Соломоник, 1995).

Когда говорят о средствах обмена сообщениями между людьми, то часто встает вопрос о разведении признаков, ко­торые характеризуют знаки и символы как особые средства человеческой деятельности. Символы противопоставляются знакам по ряду оснований. Вслед за Ф. Соссюром большинст­во авторов противопоставляют три основных типа семиоти­ческих функций:

• индексы — это обозначающие, неотделимые материально,
пространственно, во времени оттого, что они обозначают;

• символы — это обозначающие, которые отличаются от
того, что они обозначают, но имеющие определенное сход­
ство с обозначаемым;

• знаки — это обозначающие, которые отличаются от того,
что они обозначают, носят условный характер и могут вво­
диться произвольно.

Если знак обозначает нечто отличное от него (значение), то символ либо частично изображает определенное содержа­ние, либо выражает эмоционально-ценностное отношение к какому-либо содержанию (Салмина, 1988). В качестве сим­вола может выступать изображение, иконическая графика, конвенциональная схема и т. д. Символы различаются и по степени конкретности — абстрактности.

В отличие от знака, символ может представлять собой ин­формационно-коммуникативное средство, адекватная ин­терпретация и использование которого одновременно опи­раются на изображения, внекодовые (иконические) средства информационной связи, а также на разноуровневые систе-





т



мы кодов знакового и сигнально-индексального уровня (Чертов, 1993). Например, лингвистическая символичность основана на взаимодействии фонетического, лексического и грамматического уровней (подкодов) языка.

Какие структурно-функциональные отношения и связи характеризуют знаково-символические средства ?

Знаки и символы характеризуются системой отношений, которые часто называют «знаковой ситуацией». Среди таких отношений чаще всего указываются (Салмина, 1988; Чертов, 1993):

• наличие материальной формы знака (звук, изображение,
жест), что обеспечивает возможность для его зрительного
или слухового восприятия;

• наличие обозначаемого содержания, которое складывается
из двух компонентов:

— предметной отнесенности — того, что словом обозна­
чается и замещается: объекты, процессы и предметы,
их свойства, признаки, связи и отношения, а также
способы их преобразования;

— значения — системы устойчивых обобщений (представ­
лений, понятий), которые актуализируются в сознании
субъекта при использовании знака. Субъект должен
овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы
иметь возможность активно и самостоятельно пользо­
ваться знаком в различных видах деятельности;

• наличие смысла, который может извлекаться субъектом из
сообщения:

— ситуативного (контекстуального) смысла — извлече­
ние человеком из системы стоящих за словом обобще­
ний только тех, которые имеют отношение к данному
моменту, к данному контексту, к данной ситуации;

— личностного смысла — индивидуальных, субъектив­
ных эмоционально-мотивационных отношений чело-

века к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т. д.

Анализируя знаковую ситуацию, разные авторы могут включать в ее состав и множество других типов отношений (Чертов, 1993).

Наши рекомендации