Проблема бытия и небытия в философии.
Для философии, как особого рода формы познания, объектом является окружающий мир и человек в нем как нечто единое. Философия исходит из того, что существование, т.е. способность быть, – это важнейшая характеристика любого предмета, события или явления. Вот почему понятие бытия является одним из самых древних и содержательных во всей истории философии. Проблема бытия рассматривается в разделе философии, который называется онтологией.
Онтология – учение о бытии. Впервые термин встречается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольфа Гоклениуса. Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления – категории. Это предельно широкие понятия, например, бытие и небытие, качество и количество, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, единое и многое, целое и часть, движение и покой. Центральной категорией онтологии является бытие.
В философии первую попытку определить бытие и небытие предпринял Парменид Элейский. Он считал, что характерной чертой бытия является его неподвижность и неизменность, оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Парменид полагал, что небытия нет, т.к. небытие – это пустота, пустое пространство. Значит, если нет небытия, то нет и пустого пространства, все заполнено веществом. Вывод: если весь мир, все пространство заполнено веществом, то не существует никакого множества вещей, т.к. между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой. Демокрит отождествил небытие с пустотой для того, чтобы сделать движение мыслимым.
Платон выделил два рода бытия – материальное (вещественное) и идеальное (духовное). Мир идей, по Платону, – это подлинное бытие, вечное и неизменное. А мир вещей – неподлинное бытие, поскольку этот мир преходящ и смертен. Мир вещей является лишь бледной тенью мира идей.
Представитель неоплатонизма Плотин учил, что высшей формой бытия является Единое – некая первосущность, источник, из которого все проистекает.
В средние века господствовало религиозное мировоззрение, и бытие рассматривалось как сотворенная Богом реальность. В философии доказывалось бытие Бога как Творца, источника мироздания. Считалось, что Бог – это начало, середина и завершение всего сущего, совершеннейшая реальность (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).
С эпохи Возрождения (XV–XVI вв.) начинается быстрое развитие естественных наук (математика, механика, астрономия). Бытие стало рассматриваться преимущественно как физическая реальность. Считалось, что в своей действительности бытие – это прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. В это время было широко распространено убеждение в том, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». (Ф. И. Тютчев: «...Природа: / Не слепок, не бездушный лик, / В ней есть душа, в ней есть свобода...».)
КНФ соединила в себе борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия – идеалистического и материалистического. Так, Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу всего сущего. Природный и социальный миры, включая и человека, – это инобытие, порождение этой идеи. Напротив, Л. Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творением которой он считал человека.
В марксистской философии учение о бытии продолжило традиции философского материализма и естественных наук. Ф.Энгельс развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, законах материального мира.
Русская религиозная философия при исследовании бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона и Гегеля. Подчеркивалось, что бытие духовно, а сам Дух воспринимался как свободная энергия, данная от Бога и прорывающаяся в природный и социальный мир (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др.). Человек рассматривался как маленькая точка на пересечении материального и духовного, земного и божественного начал бытии. Напротив, в русском философском материализме (М. Ломоносов, H. Чернышевский, И. Мечников и др.) бытие трактовалось по-иному – как нечто объективное, чувственно-воспринимаемое, объект науки и практической деятельности.
Современная философия большое внимание уделяет бытию человека в окружающем мире. Она пытается постигнуть внутренний мир человека, существующего в противоречивых, нередко конфликтных отношениях с социальной действительностью. XX век сделал существование человека очень хрупким, драматичным и неопределенным.
История философской мысли показывает, что подавляющее большинство философов считают реально существующими и окружающий мир, и самого человека
БЫТИЕ – это философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта как основное его свойство.
Напротив, отсутствие признаков бытия обозначается понятиями «небытие» («ничто», «пустота», «смерть).
Как видим, в истории философии существуют различные подходы к пониманию бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится бытие материи как исходный и основной объект познания и практики. В философском идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдвигается бытие духа в различных его проявлениях (мировой дух, формы индивидуального и общественного сознания). Как мировоззрение философский идеализм (в некоторых его формах) имеет много общего с религией, поскольку предполагает наличие сверхъестественного (неземного) начала всего сущего (в религии таким началом выступает Бог).