Русская религиозная философия.
Одна из ведущих тем религиозных антиинтеллектуалистов – тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия.
С. Н. Булгаков выдвинул идею объединения всех христианских церквей. Причину всех бед на земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы. В религии – разобщенность христианских церквей. Выход – в объединении всех в едином, абсолютном Боге и единой христианской церкви. Логическое мышление принадлежит греховному человеку, оно есть несовершенство. Безгрешному человеку свойственно ясновидение.
П. А. Флоренскийрассматривал мир как единое целое. Целостный мир антиномичен. Отрицал закон тождества: самотождественность Я, следовательно, самодостаточность, Я порождает эгоизм и атеизм; отказ от эгоизма приводит к отказу от закона тождества. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Русский космизм.
Русский космизм – это комплекс идей, основанием которых является восприятие мира в его целостности, духовной и материальной коэволюции (совместной эволюции), гармонии человека и космоса, соответствующая система ценностей и целей. К естественнонаучному крылу космизма относят Циолковского, Умова, Чижевского («солнцепоклонническая философия»), Вернадского.
В. И. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы (сферы жизни) как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Человечество становится мощной геологической силой. В этих условиях пред ним ставится вопрос о перестройке биосферы. В новом состоянии, «ноосфере» (сфера разума) природные и социальные законы составляют неразрывное единство.
К. Э. Циолковскийбыл сторонником идеи вечности, несотворимости материи. В основе материи – атомы, которые, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Космос – по своей сути живой, и жизнь – неотъемлемая часть космического бытия, поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры.
Н. А. Бердяев(1874–1948)различает индивидуальность как натуралистически-биологическую категорию и личность как категорию духовно-религиозную. Индивид есть часть природы и общества. Личность – единое целое, она соотносительна Богу. Концепция личности несет на себе отличается гуманистическим смыслом свободы; противостоянием свободы и несвободы. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности – ее свобода.
В основе трагичности бытия человека в мире и свободы лежит дуалистическое представление о двухслойной действительности. Бердяев различает мир призрачный (материальное бытие) и мир подлинный (идеальное бытие). Понятие объективации соответствует смыслу отчуждения как поглощения неповторимо-индивидуального безлично-универсальным бытием. Антиномия темных, демонических сил государства и света личной свободы составляет сущность положения современного человека в мире. Преодоление этого «плена» есть освобождение тела и духа. Способность к свободе имманентна человеку, т.к. он – образ и подобие творца. Эта свобода есть творчество. Внешнее общественное воздействие вынуждает человека приспосабливаться к социальной обыденности. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство. Личность (свободная, творческая) асоциальна, потому что она принадлежит космосу. Бердяев первым представил в Европе XX века версию христианского экзистенциализма. Человек призван очеловечить природу, одухотворить ее. Антроподицея, свобода, творчество, духовное завоевание мира, преодоление дуализма социальной и духовной жизни – основные идеи, с помощью которых Бердяев обосновал абсолютную ценность человеческой личности.
Философ воспринимал историю как чистое творчество, свободное волеизъявление ума. Критикует прогресс. Сформулировал христианско-эсхатологическую перспективу истории – «Новый град Божий», идеал метафизического совершенства, в котором состоится космическая гармония, абсолютное добро, социальная справедливость и сотрудничество на универсальной основе любви людей к Богу.
Основные понятия и категории: соборность, историософия, западничество, славянофильство, всеединство, альтруизм, космизм, ноосфера, стратификация, социальная мобильность.
Творческие задания:
1. Составить сравнительную таблицу западничество и славянофильство. Найти сходства и различия.
2. Эссе «Восток – Запад – Россия в трудах русских философов».
Список литературы:
1. Ефремов А.В. Борьба за историю: концепция Н.Я. Данилевского в оценке современников: монография. М.: Пашков Дом, 2006.
2. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Акад. Проект, 2001.
3. Ильин В.В. История философии. – СПб., 2003.
4. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. – М., 1995–1998.
5. Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. – М.: Аграф, 2000.
6. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Акад. Проект, 2007.
7. Пустарников В. Ф. Философская мысль в Древней Руси / Рос. акад. наук: Ин-т философии. – М.: Кругъ, 2005.
8. Сукач В. Г. Василий Васильевич Розанов: биографический очерк. – М.: Прогресс-Плеяда, 2008.
Тема 8. Учение о бытии
План