Тема 6. Современная философия

План:

1. Экзистенциальная философия.

2. Позитивизм.

3. Психоанализ и философия неофрейдизма.

4. Философская антропология.

5. Феноменология.

6. Философская герменевтика.

Экзистенциальная философия.

Экзистенциализм – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

С. Кьеркегор (1813–1855) считается прямым предшественником экзистенциализма. Центральная проблема – проблема выбора. Сама ситуация выбора потрясает душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Человек должен сделать свой выбор так, чтобы выбрать самого себя. Истина только в самом себе.

Кьеркегор считал, что главное несчастье человека – безусловное доверие разумному мышлению. В противовес диалектике Гегеля, он разработал экзистенциальную диалектику – описание пути восхождения человеческой личности к подлинному существованию.

Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу («жизнь как у всех»);

Подлинное существование – экзистенция, выход из состояния подавленности обществом, превращение в хозяина своей судьбы.

3 стадии движения к подлинному существованию:

· Эстетическая (жизнь человека определяется внешним миром, стремлением к удовольствию, например, Дон Жуан);

· Этическая (человеком движет долг, Сократ погиб ради служения истине);

· Религиозная (высшая стадия, внешний мир не имеет особого значения; человек «несет свой крест» подобно Христу, принимает истину божественной веры).

Экзистенциализм достиг расцвета в 1940–1960 годы. Причины актуализации экзистенциализма:1) I, II Мировые войны; 2) бурный рост науки и техники и использование военных достижений во вред человеку; 3)опасность гибели человечества, угроза ядерной войны; 4) усиление жестокости, фашизм; 5) бессилие человека перед природой и техногенным обществом.

Проблемы философии Э.: 1) уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний; 2) противоречие между внутренним миром человека и окружающей средой; 3) отчуждение человека (подавление человеческого «Я» государством); 4) одиночество, заброшенность человека; 5) бессмысленность человека; 6) проблема внутреннего выбора.

Карл Ясперс (1883–1969), «Духовная ситуация эпохи». Человек помимо своей воли заброшен в ту или иную историческую ситуацию. Человек должен жить на основе своих внутренних убеждений, своей совести. Он живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью, не подозревая о своих скрытых возможностях, которые проявляются в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью, особо важные для человека и его дальнейшей судьбы. Вся жизнь человека направлена к трансценденции – к раскрепощению энергии и пониманию высшего абсолюта.

Мартин Хайдеггер (1889–1976), труд «Бытие и время». На поведение людей влияют два вида страха. Житейский страх – боязнь потерять жизнь или жизненные блага; онтологический страз – боязнь не найти такое предназначение, ради которого человек сам мог бы пожертвовать своей жизнью и благами. Человек пытается найти смысл своего существования.

Жан-Поль Сартр (1905–1980), труд «Бытие и ничто». «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него своего внутреннего мира. Однако человек полностью себя может осознать только через «для-другого-бытие». Основание активности человека – свобода. Свободу человек проявляет в важном, судьбоносном выборе – экзистенциальный выбор – человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Свобода человека абсолютна, безотносительна. Человек свободен, поскольку он способен хотеть. Проблема ответственности: человек ответственен за все, что он совершает; он не может отвечать только за свое рождение.

У экзистенциалистов появилась неожиданная трактовка человеческой свобод. Свобода рассматривается как тяжелое бремя, а не благо: человек вынужден, хочет ли он того или нет, ежеминутно делать выбор. От этого выбора невозможно отказаться, даже бездействие – результат выбора.

Альбер Камю(1973–1960). Главная проблема – проблема смысла жизни («Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»)

Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (не имеющая оснований).

Доказательство абсурдности:

· При соприкосновении со смертью, особенно внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

· Человек беспомощен перед природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может дать мне уверенность, что этот мир мой»).

Смысл жизни не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Позитивизм

Позитивизм зародился в 30–40-е годы 19 века.

В своем развитии позитивизм прошел 4 основные стадии: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм (критический рационализм).

Основателем позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857) «Курс позитивной философии». Конт сформулировал «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Согласно этому закону человеческое познание прошло три ступени развития:

1) теологическую (религиозную);

2) метафизическую, или отрицательно разумную;

3) позитивную, или положительно разумную.

Мировоззренческие проблемы Конт считал неразрешимыми. Философия должна опираться на достоверное научное знание, она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, освободиться от оценочного аспекта, опираться на научный метод. Т.о., позитивистский стиль мышления состоит в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением частных, сиюминутных задач, возникающих в практической деятельности человека. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функции.

Конт считал, что в обществе существуют 4 класса: 1)представители научного, философского и эстетического видов деятельности; 2) предприниматели, банкиры, торговцы; 3) земледельцы и 4) рабочие. Люди обладают врожденной склонностью руководить и повиноваться. Эти врожденные склонности гармонируют со всей системой общественных отношений, поэтому разделение классов на господствующие и повинующиеся неизбежно и полезно. Классовая борьба только вредит социальному организму. Одним из главных способов совершенствования общества Конт видел в создании новой религии, поклоняющейся Человечеству. Каждый день поклоняться одному из великих людей прошлого.

К классическому позитивизму также относятся Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820–1903).

Махизм (Эрнст Мах (1838–1916), Рихард Авенариус (1843–1896), Жюль Анри Пуанкаре (1854–1912)).

Это учение возникло на рубеже веков в эпоху кризиса в физике. До конца XIX века считалось, что все физические явления описываются законами классической механики, разработку которой завершил еще Ньютон (1643–1727). Но открытие делимости атома, радиоактивности, электромагнитного поля, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю привели к выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы.

В основу подхода Маха были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В основе философии должен лежать критический опыт (эмпириокритицизм). Все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде комплекса ощущений. Изучение окружающего возможно как опытное исследование человеческих ощущений. С точки зрения махистов, сведение задач науки к простому описанию ощущений позволит преодолеть кризис, возникающий при попытках дать объяснения физическим процессам.

Пуанкаре пытался преодолеть кризис в физике с помощью принципа конвенционализма – это утверждение, что в основе естественнонаучных теорий лежат соглашения между учеными. Законы природы нежестки, аморфны, неопределенны. Поэтому ученые могут по-разному описывать одно и то же событие и по-разному формулировать проявляющиеся в нем законы. Формулировка закона природы зависит не столько от объективных свойств вещей, сколько от решений научного сообщества, руководствующееся принципами целесообразности, удобства, «экономии мышления».

Наши рекомендации