Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Людвиг Фейербах(1804–1872).Труды:«К критике философии Гегеля», «Сущность христианства».
С позиций метафизического материализма Фейербах дал наиболее развернутую и глубокую критику гегелевского идеализма. Природа у Гегеля, говорил Фейербах, сама по себе ничто, она лишь осуществленная мысль. Однако критика Фейербах гегелевской философии, несмотря на ее историческое значение, имела ограниченный характер, т.к. в целом сводилась к раскрытию порочности идеалистического истолкования мира этой философией. Фейербах не сумел понять, что в идеалистической диалектике содержится рациональное зерно – мысль о самодвижении и поступательном развитии мира. Он видел в диалектике лишь искусно построенную разновидность софистики. Он критиковал: Абсолютную идею, процесс отчуждения, диалектику Гегеля.
Фейербах: «Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними». Не принадлежит к вульгарным материалистам.
Материализм Фейербах, будучи метафизическим, является также материализмом антропологическим («Ничто человеческое мне не чуждо»).
Фейербах уделяет большое внимание разработке материалистической теории познания. Исходным пунктом познания служат ощущения, источник заключен в самом объективном, реальном мире. На базе ощущений у человека возникает мышление. Он доказывал правильность показания органов чувств. Фейербах отстаивает материалистический сенсуализм и критикует рационалистов, прежде всего Канта, за отрыв разума от показаний органов чувств. Фейербах исходил из первичности материи и подчеркивал, что если бы не существовало материи, не было бы мышления. Он критикует агностицизм Канта.
Фейербахвпадал в идеализм. Давал идеалистическую трактовку критерия истины, усматривая его в «человеческом роде». Критерий истины заключен у него в согласии всех людей с тем или иным суждением. Фейербах выступил как созерцатель, не понявший значения практически-критической деятельности людей.
Фейербах был типичным представителем созерцательного материализма, он ограничивал задачи философии только познанием мира и не ставил перед собой цели преобразовать его. Процесс познания он сводит по существу до акта простого созерцания человеком внешнего мира.
Одним из основных принципов построения философской системы у него выступает антропологизм. Это обусловило односторонность его материализма, распространенного только на область явлений природы. Фейербахбыл материалистом «снизу» при объяснении природы и идеалистом «сверху» при истолковании социальных явлений. Главную причину смены форм общественного строя он видел в смене форм религии.
Идеализм и метафизика пронизывают все рассуждения Фейербаха о государстве. Происхождение государства философ ставил в прямую зависимость от степени религиозности людей. Религия, в обычном смысле, препятствует возникновению государства, т.к. религиозный человек не нуждается в человеке, надеясь получить необходимое от Бога. Вера в Бога не способствует объединению людей в государство и не укрепляет существующее государство, а наоборот, делает его ненужным. Не вера в Бога, а сомнение людей в Боге привело к созданию государства.
Фейербах выступал одновременно и как борец против идеалистической философии, и как критик религии. Он доказывал, что не Бог создал человека, а человек – Бога. Бог – это созданное людьми представление, персонифицированное воплощение тех чаяний людей, которые они оказались не в состоянии осуществить на земле. Бог – плод фантазии людей.
Однако его атеизм не был последовательным. В работе «Сущность христианства», которая «поссорила» Фейербаха с Богом, присутствуют религиозно-этические и идеалистические наслоения. Он указывал на необходимость создания новой земной религии, религии любви человека к человеку, религии, не признающей наличие Бога как сверхвещественного существа.
Основой морали людей, по мнению Фейербаха, является врожденное стремление к счастью. К главным правилам морали он относил разумное самоограничение и взаимную любовь между людьми. Задача морали заключалась в том, чтобы сознательно и добровольно сделать законом человеческого мышления и действия гармоническую связь, вытекающего из самой природы в виде мужского и женского стремлений.