Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля.

Выдающееся значение Г. В. Ф. Гегеля (1770–1831) состоит в изложении им в систематической форме диалектического миропонимания и диалектического метода мышления.

Исходным пунктом философии Гегеля является принцип тождества бытия и мышления. Ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное. Он не мыслит первоначало как абсолютное тождество субъективного и объективного. Для него тождество и различие являются диалектическими противоположностями. Принципом истинной философии является некое единство, которое есть деятельность, движение, отталкивание и, следовательно, в различении тождественно с собою. В результате этого Гегель выводит основное понятие «Абсолютная идея». Это:

Ø единственно существующая подлинная реальность;

Ø первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Ø Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Абсолютная идея «отчуждает» себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе. Человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления, – абсолютной идеи. Поэтому – все действительное разумно, все разумное действительно. Действительно лишь наиболее важное и существенное, исторически необходимое.

Основными частями философской системы Гегеля являются логика, философия природыифилософия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Три части «Энциклопедии философских наук» представляет собой краткий очерк всей системы философии Гегеля.

«Наука логики». Принцип тождества бытия и мышления делает законы логики подлинными законами бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных формах мышления. Для Гегеля логика выступает учением о сущности всех вещей.

Понятия у Гегеля находятся в непрерывном движении, изменяются и развиваются, превращаясь в свою противоположность. Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному по следующей схеме: тезис – антитезис – синтез. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис более высокого уровня.

Анализ категорий количества и качества позволяет Гегелю раскрыть содержание одного из законов диалектики – закона взаимного перехода количества и качества. Переход одного качества в другое совершается путем перерыва постепенности, то есть скачка.

Гегель подверг критике метафизическое противопоставление тождества и различия, сущности и явления, свободы и необходимости. Закон единства и борьбы противоположностей. Отношение противоположностей – противоречие, которое нельзя уничтожить, можно только разрешить. Противоречие, по Гегелю,– это внутренний источник развития и движения. В органической связи с учением о противоречии находится гегелевское понимание отрицания отрицания.

Характеризуя понятие, Гегель утверждает, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие – процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления истолковывается им как творчество, самопознание абсолютной идеи. Этот процесс совершается вне времени и пространства в лоне абсолютной идеи. Гегель рассматривает практику как определенную деятельность мышления.

Философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии» (другая форма существования идеи). Главными формами отчужденного бытия абсолютной идеи являются механика, физика, органика. Природа – низшая ступень самопознания абсолютной идеи. Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы не возникают, каждая из них порождение абсолютной идеи. Он отрицает развитие в природе, полностью отвергает эволюционную идею: «… в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое». Изменения в природе он рассматривает в рамках вечно повторяющегося, раз и навсегда установленного круговорота.

Философия духа – посвящена рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе ее развития, когда она возвращается к самой себе. Это учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственно развитии человечества вообще. История человечества у него сводится к истории его духовного развития и оказывается историей познания и самопознания. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания абсолютной идеи (искусство, религия, философия). Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако религия также содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, наивного образного представления.

Философская система Гегеля приобрела консервативный характер, рассматривая как завершение процесса познания абсолютной идеей своего собственного содержания как последнюю ступень развития мирового разума. Если гегелевская диалектика учит, что развитие всеобще, то гегелевская философская система отрицает всеобщность развития, поскольку природа, по Гегелю, не развивается во времени, а лишь разнообразится в пространстве. Если диалектика утверждает, что развитие не имеет предела, то гегелевская философская система ставит предел развитию мышления.

Философия истории. Интерес к философии истории и философии права в этот период подготовил теоретическую почву для возникновения материалистической философии истории.

Возможность периодизации истории по отдельным эпохам показывает, что в истории властвует – несмотря на кажимость случайности – неличная закономерность.

История является развитием мирового духа во времени. История имеет свою цель – развитие свободы, свободы гражданина в гражданском обществе. Реализация свободы, по Гегелю, с необходимостью заключает в себе то, что дух сам осознает себя свободным. С этой позиции Гегель различает три основных этапа мировой истории. Древние восточные народы знали, что свободным является лишь один-единственный человек; греки и римляне полагали, что свободной является определенная группа людей, и лишь современные «германские» народы полностью осознали, что все люди свободны.

Когда «дух эпохи» поймет сам себя, то форма исторически завершится. Понимание, по Гегелю, значит преодоление до сих пор существующей формы духа и тем самым исходной точки нового «духа эпохи». В этом состоит существенное различие между концепцией истории Гегеля и марксистской концепцией, которая подчеркивает обусловленность исторического развития более динамичными производительными силами и менее подвижными общественными отношениями.

Развитие «мирового духа» проходит не автоматически, оно не может обойтись без «человеческой активности вообще», мотивированной разобщенными эгоистическими потребностями, интересами, страстями индивидов, образует единственное адекватное средство, или инструмент, посредством которого история реализует свою внутреннюю цель. Гегель развивает диалектическую концепцию так называемого коварства разума. Сам дух не может ни работать, ни воевать и поэтому позволяет действовать за себя человеку. Преследуя свои частные интересы, люди делают гораздо больше, чем они задумали. Не осознавая этого, они реализуют закономерности истории, толкая ход истории вперед.

Прогресс в осознании свободы не должен, по Гегелю, пониматься в чисто субъективном смысле. Объективизацией свободы в истории является государство.

Наши рекомендации