Гносеология и этика И. Канта.

И. Кант – основоположник классической немецкой философии (КНФ). Родился в семье ремесленника в Кёнигсберге (Калининград), где и провел всю жизнь. После окончания философского факультета Кёнигсбергского университета 9 лет работал учителем, в 1755-1770 гг. стал доцентом, в 1770-1796 гг. – профессором университета. Современники признали его первым философом Германии.

Творчество канта делится на 2 периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. и до его смерти). В докритический период философия Канта развивается под сильным влиянием идей Лейбница. Он еще не сомневается, что порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Плодотворно применяет идею развития в естествознании. Кант намечает идеи генеалогической классификации животных, естественной истории человеческих рас. В труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант выдвигает гипотезу о возникновении Солнечной системы, а возможно, и Вселенной из «первоначальной туманности», из облака разреженных частиц, из их вращающихся масс. По Канту Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Французский астроном Лаплас предложил эту космологическую концепцию независимо от Канта. Она вошла в историю как «гипотеза Канта – Лапласа». Гипотеза была революционной. До этого в науке существовало убеждение в неизменности всего существующего: новые биологические виды возникать не могут (Линней); Солнечная система всегда была такой, какая она сейчас (Птолемей, Коперник, Ньютон); капиталистическая экономика всегда остается одной и той же (А. Смит).

Второй важнейший период деятельности Канта связан с переходом от космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период назван «критическим», т.к. он связан с выходом его трех важнейших работ: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика). В этих работах Кант сформулировал свой основной вопрос философии – антропологический «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса: 1. Что я могу знать? (гносеологический) 2. Что я должен делать? (моральный) 3. На что я смею надеяться? (религиозный)

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств.

Он полагал, что в начале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь – в – себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. Для этого Кант различает феномены («вещь для нас») и ноумены («вещь в себе»). Феномены – явления вещи, представленные субъектом во всеобщих и необходимых формах, непосредственное взаимодействие с предметом. Ноумен – то, что мы можем помыслить, опосредованное взаимодействие с предметом. «Вещь – в – себе» оказывается неуловимой и непознаваемой. Гносеологическую позицию Канта называют агностицизмом.

По Канту,всеобщее и необходимое знание не может быть апостериорным, вытекать из опыта, поскольку опыт всегда не полон, не завершен. Кант назвал свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere – переступать), т.к. исследует переход данных опыта в систему сознания. Кант также использует термин трансцендентное для обозначения того, что находится за пределами сознания и непознаваемо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо.

Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания, являющегося врожденным.

Познавательный процесс осуществляется в сфере действия трех основных познавательных способностей – чувственности, рассудка, разума. Первыми доопытными формами чувственности выступают пространство и время. Все, что человек познает, он познает в формах пространства и времени, но, согласно Канту, неизвестно присущи ли они самим «вещам-в-себе». Человеку при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени.

Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания. Способность к сверхчувственному познанию он назвал трансцендентальной апперцепцией.

От чувств процесс познания переходит к рассудку. Рассудок – способность к понятиям и суждениям – основа теоретического естествознания. Априорные понятия рассудка – категории (предельно общие понятия, с помощью которых можно всё описать и к которым можно свести всё сущее).

Ø Качество: реальность, отрицание, ограничение;

Ø Количество: единство, множество, цельность;

Ø Отношение: субстанция и свойств, причина и действие, взаимодействие;

Ø Модальность: возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность.

Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка: «ощущения без понятий “слепы”, понятия без ощущений “пусты”».

Научное естествознание возможно, т.к. в основе суждений всех естественных наук лежат всеобщие и необходимые априорные законы: 1. Закон сохранения субстанции. 2. Закон причинности. 3. Закон взаимодействия субстанций.

Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта, – это уже разум – способность к умозаключениям, доходящим до идей.

Кант подвергает критике всю предшествующую метафизику, которая опиралась на то, что со времен Платона и Аристотеля считалось умозрительным постижением вечных и неизменных благих первосущностей. Кант считает, что их объективное существование теоретически недоказуемо, а важнейшие идеи прежней метафизики – Бога, души, мира (свободы) – относятся не к области сущего, но должного. Эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рационально доказать, ни опровергнуть. Пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия – антиномии:

1. ограниченность пространства;

2. простое и сложное;

3. свобода и причинность;

4. наличие Бога.

Им придается статус высших, безусловных целей, согласно которым человек идет по пути совершенствования. Идеи Бога, души, мира имеют ценностный смысл, необходимы для утверждения достоинства личности, ее свободы. Кант развел ценности и бытие, до него миропонимание покоилось, что существование высших ценностей абсолютно.

Философская система Канта носит название критического или трансцендентального идеализма.

Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, жизни вообще. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам – добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон – категорический императив. По Канту, поведение человека должно основываться на 3 максимумах:

1. Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать принципом всеобщего законодательства;

2. В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность;

3. Все поступки должны делаться на всеобщее благо.

Вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга. Кант предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общественный строй». Он считал, что люди живут как бы в 2 измерениях:

1) среди регламентации и установления, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали.

Мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, т.к. такой мир основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке. Только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кант выдвинул также идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

Наши рекомендации