Социальные учения Нового времени и Просвещения.
Родоначальником концепции естественного права и общественного договора считается Гуго Tpoций (1583–1645) – голландский мыслитель и государственный деятель. Он объясняет возникновение общества, организованного под началом государства, природой человека, в которой заложено стремление к самосохранению и разумному мирному общению, потому что человек есть существо разумное и общественное. В соответствии с этим определяется «естественное право» индивида – на жизнь, соблюдение личного достоинства, на собственность, объединение в общество, наказание за преступления. Чтобы гарантировать естественные права, учреждают государство и «гражданское право».
Томас Гоббс (1588–1679) в своем главном труде «Левиафан» (1651) выдвигает концепцию общественного договора, которая обосновывает идею централизованного государства. Гоббс стремится создать последовательное научное учение об обществе. Он понимает социум как «искусственное тело», составленное из индивидов. По природе человек существо разумное, деятельное, эгоистичное, стремящееся к самосохранению и захвату как можно большего блага для себя («естественное право на всё»). В естественном состоянии «человек человеку волк». Такое состояние «войны всех против всех» противоречит праву на жизнь. Поэтому люди как существа разумные, приходят к решению отказаться от «естественного права на всё» и заключить общественный договор – для чего создают язык. Человек переходит в общественное состояние, строит государство – Левиафана. При этом часть естественного права каждого ограничивается. Суверенно только правительство, все права – ему. Отчуждаемо и право на личную свободу. Государство властвует над поведением, убеждениями людей. Восстание допустимо лишь в случае нарушения права на самосохранение. Пока нет государственных законов, нет никаких гарантий для трудовой частной собственности и морали. В здоровом обществе «человек человеку Бог».
Совершенно иную, либералистскую, направленность имеет концепция общественного договора Джона Локка (1632–1704). Его главное социально-философское произведение – «Два трактата о государственном правлении» (1690). Естественные права индивида – на жизнь, свободу – разумное самоопределение, трудовую частную собственность – неотчуждаемы. В естественном состоянии эти права не защищены, поэтому люди заключают общественный договор и переходят в общественное (гражданское) состояние. При этом они отказываются от природного права на самозащиту, наказание за нанесенный им ущерб и передают эти права государству. Назначение государства – охрана жизни, свободы, собственности граждан. Чтобы не нарушались права граждан, государство следует организовать по принципу разделения властей. Государство и церковь не должны вмешиваться в дела друг друга.
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Ф. Вольтер (1694-1778) один из основоположников французского Просвещения, который: страстно выступал против религии, особенно католицизма; выдвинул идею "просвещенного абсолютизма",
Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) который: считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; видел влияние климата и географии на устройство общества; выдвинул идею разделение государственной власти в целях предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
Жан Жак Руссо (1712-1778): выступал против религии как таковой, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию"; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; обосновал право народа на восстание; в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы, в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества.
Основные понятия и категории:Эмпиризм, рационализм, монада, субстанция, индукция, дедукция, скептицизм, сенсуализм.
Творческие задания
1. Эссе «Влияние научной революции XVII века на развитие философии»
2.Составить таблицу «Социально-политические взгляды эпохи Просвещения»
Список литературы:
1. Мир философии: кн. для чтения. В 2-х ч. / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1991.
2. Спиркин А. Г. Философия: учебник. М., 2005.
3. Орлов С. В. История философии. СПб: Питер, 2007.
4. Каныкин С. В. Философия: конспект лекций по истории философии. Ч. 1. Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2008.