Структура и функции философии.
Основные структурные элементы философского знания:
а. онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии;
б. гносеология (от греч. gnosis – познание, logos – учение) – учение о познании;
в. антропология (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – учение о человеке;
г. социальная философия – учение об обществе и закономерностях его развития;
д. логика – учение о законах правильного мышления;
е. этика – учение о нравственности;
ж. эстетика – учение о прекрасном;
з. история философии – изучает развитие философской мысли от зарождения до наших дней;
и. философия истории;
к. философия культуры;
л. философия права;
м. аксиология – учение о ценностях;
н. философия и методология науки и т.д.
Функции философии:
а. Мировоззренческая, которая связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира и места человека в нем.
б. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
в. Методологическая, которая заключается в выработке наиболее общих методов познания и освоения человеком окружающего мира.
г. Прогностическая функция состоит в том, что философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человеческого мышления.
д. Критическая функция связана с поиском истины и предполагает критическое отношение к действительности.
е. Аксиологическая функция философии заключается в оценке явлений и событий с точки зрения различных ценностей: нравственных, эстетических и т.д.
ж. Социальная функция выражается в том, что философия, анализируя общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности, прогнозирует общее направление его развития, предоставляет человеку возможность разобраться в многообразных социальных отношениях.
з. Культурно-воспитательная функция заключается в том, что она способствует пониманию культуры как материально-духовного феномена, формированию собственной культуры человека.
Разнообразие картин мира.
Мировоззрение– это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Составляющими мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие. Мироощущение (первый уровень отражения действительности) возникает в силу определенного эмоционального настроя, фиксирует отдельные внешние проявления бытия, явления, а не сущности. На втором уровне отражения действительности – мировосприятие – создается цельная картина мира благодаря чувственному опыту. Вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов рациональным путем способно миропонимание.
Можно выделить два уровня мировоззрения:
– жизненно-практический – в его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей, складывается стихийно. В данном случае преобладает психологический компонент, нередко отсутствует последовательность, доказательность, систематичность;
– теоретический– на данном уровне вырабатывается свой специфический язык, создаются специальные методы исследования мира и самого человека, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служат ориентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер его деятельности.
Выделяют четыреосновные формы мировоззрения, которые возникали постепенно и продолжают существовать сейчас.
1. Обыденное мировоззрение – оно является наиболее древним, возникло у первобытных людей в ходе их повседневной практической деятельности, опирается на повседневный жизненный опыт.
2. Мифология, которая представляет собой отражение в космически обобщенном виде общинно-родовых отношений, описывает явления природы и общества в фантастической, художественно-образной форме.
3. Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств и обрядовых действий, удовлетворяющих определенные потребности человека. Религия существует в многообразных формах. Сущность мифа заключалась в переносе человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.
Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:
– тотемизм – поклонение животным, растению, которое считается предком рода;
– анимизм – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;
– фетишизм – вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов;
– магия – вера в действенность специальных обрядов.
К национальным религиям относятся:
– иудаизм – религия евреев, возникла в конце II тыс. до н.э.;
– индуизм – религия северной Индии, возникла в V в. до н.э.;
– конфуцианство – одна из религий Китая (V в. до н.э.);
– синтоизм – средневековая религия японцев.
Мировые религии:
– Буддизм – возник в IV–V вв. до н.э. в Индии. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный).
– Христианство – возникло в I веке в Палестине, основоположник Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Три ветви христианства: католичество, православие, протестантизм.
– Ислам (мусульманство) – возник в VII веке в Аравии. Два основных направления: суннизм, шиизм. Основатель – Мухаммед.
4. Философия.Специфика философского знания проявляется в том философское знание является "предельно теоретическим" Это означает, что философия изучает мир, как единое целое (частные науки изучают отдельные фрагменты мира). Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.
Основные понятия и категории: Аксиология, антропология, гносеология, иррационализм, логика, методология, мировоззрение, миф, мифология, нравственность, онтология, рационализм, эмпиризм, религия, теология, эстетика, этика.
Творческие задания:
1. Составить сравнительную характеристику понимания предмета философии мыслителями разных эпох: от древнего мира до современности.
2. Творческое эссе на тему «Сочетание типов мировоззрения в каротине мира современного человека»
Список литературы:
1. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006.
2. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.
3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.
4. Философия: хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. М., 2002.
5. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8. с. 113–123.