Структура и функции философии.

Основные структурные элементы философского знания:

а. онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии;

б. гносеология (от греч. gnosis – познание, logos – учение) – учение о познании;

в. антропология (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – учение о человеке;

г. социальная философия – учение об обществе и закономерностях его развития;

д. логика – учение о законах правильного мышления;

е. этика – учение о нравственности;

ж. эстетика – учение о прекрасном;

з. история философии – изучает развитие философской мысли от зарождения до наших дней;

и. философия истории;

к. философия культуры;

л. философия права;

м. аксиология – учение о ценностях;

н. философия и методология науки и т.д.

Функции философии:

а. Мировоззренческая, которая связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира и места человека в нем.

б. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

в. Методологическая, которая заключается в выработке наиболее общих методов познания и освоения человеком окружающего мира.

г. Прогностическая функция состоит в том, что философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человеческого мышления.

д. Критическая функция связана с поиском истины и предполагает критическое отношение к действительности.

е. Аксиологическая функция философии заключается в оценке явлений и событий с точки зрения различных ценностей: нравственных, эстетических и т.д.

ж. Социальная функция выражается в том, что философия, анализируя общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности, прогнозирует общее направление его развития, предоставляет человеку возможность разобраться в многообразных социальных отношениях.

з. Культурно-воспитательная функция заключается в том, что она способствует пониманию культуры как материально-духовного феномена, формированию собственной культуры человека.

Разнообразие картин мира.

Мировоззрение– это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Составляющими мировоззрения являются мироощущение и мировосприятие. Мироощущение (первый уровень отражения действительности) возникает в силу определенного эмоционального настроя, фиксирует отдельные внешние проявления бытия, явления, а не сущности. На втором уровне отражения действительности – мировосприятие – создается цельная картина мира благодаря чувственному опыту. Вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов рациональным путем способно миропонимание.

Можно выделить два уровня мировоззрения:

– жизненно-практический – в его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей, складывается стихийно. В данном случае преобладает психологический компонент, нередко отсутствует последовательность, доказательность, систематичность;

– теоретический– на данном уровне вырабатывается свой специфический язык, создаются специальные методы исследования мира и самого человека, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служат ориентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер его деятельности.

Выделяют четыреосновные формы мировоззрения, которые возникали постепенно и продолжают существовать сейчас.

1. Обыденное мировоззрение – оно является наиболее древним, возникло у первобытных людей в ходе их повседневной практической деятельности, опирается на повседневный жизненный опыт.

2. Мифология, которая представляет собой отражение в космически обобщенном виде общинно-родовых отношений, описывает явления природы и общества в фантастической, художественно-образной форме.

3. Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств и обрядовых действий, удовлетворяющих определенные потребности человека. Религия существует в многообразных формах. Сущность мифа заключалась в переносе человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

– тотемизм – поклонение животным, растению, которое считается предком рода;

– анимизм – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

– фетишизм – вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов;

– магия – вера в действенность специальных обрядов.

К национальным религиям относятся:

– иудаизм – религия евреев, возникла в конце II тыс. до н.э.;

– индуизм – религия северной Индии, возникла в V в. до н.э.;

– конфуцианство – одна из религий Китая (V в. до н.э.);

– синтоизм – средневековая религия японцев.

Мировые религии:

– Буддизм – возник в IV–V вв. до н.э. в Индии. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный).

– Христианство – возникло в I веке в Палестине, основоположник Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Три ветви христианства: католичество, православие, протестантизм.

– Ислам (мусульманство) – возник в VII веке в Аравии. Два основных направления: суннизм, шиизм. Основатель – Мухаммед.

4. Философия.Специфика философского знания проявляется в том философское знание является "предельно теоретическим" Это означает, что философия изучает мир, как единое целое (частные науки изучают отдельные фрагменты мира). Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

Основные понятия и категории: Аксиология, антропология, гносеология, иррационализм, логика, методология, мировоззрение, миф, мифология, нравственность, онтология, рационализм, эмпиризм, религия, теология, эстетика, этика.

Творческие задания:

1. Составить сравнительную характеристику понимания предмета философии мыслителями разных эпох: от древнего мира до современности.

2. Творческое эссе на тему «Сочетание типов мировоззрения в каротине мира современного человека»

Список литературы:

1. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006.

2. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

4. Философия: хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. М., 2002.

5. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8. с. 113–123.

Наши рекомендации