Буржуазия как анонимное общество.

Миф связан с историей двояким образом: через свою лишь относи­тельно мотивированную форму и через концепт, который историчен по самой своей природе. Диахроническое изу­чение мифов может быть ретроспективным (в этом слу­чае мы создаем историческую мифологию) или же мож­но проследить развитие старых мифов до их теперешнего состояния (тогда это будет проспективная мифология). В данном очерке я ограничиваюсь синхронным описани­ем современных мифов и делаю это по объективной причине: наше общество является привилегированной областью существования мифических значений. Теперь объясним, почему это так.

Несмотря на всякие случайные обстоятельства, ком­промиссы, уступки и политические авантюры, несмотря

[105]

на всевозможные изменения технического, экономиче­ского и даже социального порядка, имевшие место в ис­тории Франции, наше общество по-прежнему является буржуазным. Мне известно, что начиная с 1789 г. во Франции к власти последовательно приходили различные слои буржуазии, однако глубинные основы общества остаются неизменными, сохраняется определенный тип отношений собственности, общественного строя, идеоло­гии. Однако при обозначении этого строя происходит любопытное явление: когда речь идет об экономике, бур­жуазия именуется как таковая без особого труда: в этом случае капитализм не скрывает своей сущности14; когда же речь заходит о политике, существование буржуазии признается уже с трудом; так, в Палате депутатов нет «буржуазной» партии. В сфере идеологии буржуазия ис­чезает вовсе, она вычеркивает свое имя при переходе от реальности к ее репрезентации, от экономического чело­века к человеку размышляющему. Буржуазия довольст­вуется миром вещей, но не хочет иметь дело с миром ценностей; ее статус подвергается подлинной операции вычеркивания имени; буржуазию можно определить поэтому как общественный класс, который не желает быть названным. Такие слова, как «буржуа», «мелкий буржуа», «капитализм»15, «пролетариат»16, постоянно страдают кровотечением, смысл постепенно вытекает из них, так что эти названия становятся совершенно бес­смысленными.

Явление вычеркивания имени очень важно, оно за­служивает более подробного рассмотрения. В политиче­ском аспекте вытекание смысла из слова «буржуа» про-

14 «Капитализм обречен на то, чтобы обогащать рабочих»,— заявляет «Пари-Матч».

15 Слово «капитализм» вовсе не табуировано в экономическом смысле, оно табуировано только в идеологическом смысле и поэтому отсутствует в словаре буржуазных способов репрезентации действи­тельности. Лишь в Египте во времена правления короля Фарука один обвиняемый был осужден буквально за «антикапиталистические происки».

16 Буржуазия никогда не употребляет слово «Пролетариат», кото­рое считается принадлежностью левой мифологии; исключение пред­ставляет случай, когда необходимо изобразить Пролетариев как рабочих, сбившихся с истинного пути под влиянием Коммунисти­ческой партии.

[106]

исходит через идею нации. В свое время это была про­грессивная идея, она помогла обществу избавиться от аристократии; современная же буржуазия растворяет се­бя в нации и при этом считает себя вправе исключить из нее тех ее членов, которых она объявляет чужеродными (коммунисты). Этот целенаправленный синкретизм поз­воляет буржуазии заручиться поддержкой большого чис­ла временных союзников, всех промежуточных и, сле­довательно, «бесформенных» социальных слоев. Несмот­ря на то, что слово нация давно уже в ходу, оно не смог­ло деполитизироваться окончательно; его политический субстрат лежит совсем близко к поверхности и при оп­ределенных обстоятельствах проявляется совершенно неожиданно: в Палате депутатов представлены лишь «национальные» партии, и номинативный синкретизм афиширует здесь именно то, что пытался скрыть: несо­ответствие наименования сущности. Мы видим, таким образом, что политический словарь буржуазии посту­лирует существование универсальных сущностей; для буржуазии политика уже есть репрезентация, фрагмент идеологии.

В политическом отношении буржуазия, независимо от притязаний ее словаря на универсальность, в конце концов наталкивается на сопротивление, ядром которого, по определению, является революционная партия. Но у такой партии в запасе может быть лишь политический багаж; ведь в буржуазном обществе нет ни особой про­летарской культуры, ни пролетарской морали, ни искус­ства; в идеологической сфере все те, кто не принадлежит к классу буржуазии, вынуждены брать взаймы у нее.[28] Поэтому буржуазная идеология способна подчинить себе все, не опасаясь потерять собственное имя; если она и потеряет его, то никто не станет возвращать его ей; без всякого сопротивления она может подменять театр, искусство, человека-буржуа их вневременными анало­гами. Одним словом, коль скоро постулируется единая и неизменная человеческая природа, это дает буржуа­зии возможность беспрепятственно избавиться от своего имени; происходит полное отречение от имени «буржу­азия».

Разумеется, против буржуазной идеологии время от времени вспыхивают бунты. Их обычно называют аван-

[107]

гардом. Однако такие бунты ограничены в социальном от­ношении и легко подавляются. Во-первых, потому что сопротивление исходит от небольшой части той же бур­жуазии, от миноритарной группы художников и интел­лектуалов; у них нет иной публики, кроме той же бур­жуазии; которой они бросают вызов и в деньгах которой нуждаются, чтобы иметь возможность выразить себя. Во-вторых, в основе этих бунтов лежит четкое разгра­ничение буржуазной этики и буржуазной политики; аван­гард бросает вызов буржуазии только в области искусст­ва и морали; как в лучшие времена романтизма, он опол­чается на лавочников, филистеров, но о политических выступлениях не может быть и речи 17. Авангард испыты­вает отвращение к языку буржуазии, но не к ее статусу. Нельзя сказать, что он прямо одобряет этот статус, ско­рее он заключает его в скобки: какова бы ни была сила вызова, бросаемого авангардом, в конце концов предмет его забот — затерянный, а не отчужденный человек, а за­терянный человек — это все тот же Вечный Человек 18.

Анонимность буржуазии еще более усугубляется, когда мы переходим от собственно буржуазной культу­ры к ее производным, вульгаризированным формам, используемым в своего рода публичной философии, ко­торая питает обыденную мораль, церемониалы, светские ритуалы, одним словом, неписаные нормы общежития в буржуазном обществе. Невозможно свести господ­ствующую культуру к ее творческому ядру; существует буржуазная культура, которая заключается в чистом потребительстве. Вся Франция погружена в эту аноним­ную идеологию; наша пресса, кино, театр, бульварная литература, наши церемониалы, Правосудие, дипломатия, светские разговоры, погода, уголовные дела, рассматри-

17 Примечательно, что противники буржуазии в этике (или в эсте­тике) оказываются в большинстве случаев равнодушными к ее поли­тическим установкам, а иногда даже связанными с ними. Напротив, политические противники буржуазии не уделяют должного внимания осуждению ее репрезентаций, часто они даже пользуются ими сами. Это различие в нападках противников выгодно буржуазии, оно позволяет ей скрывать свое имя. Буржуазию следовало бы понимать только как со­вокупность ее установок и репрезентаций.

18 Образы затерянного человека могут представать в совершенно «беспорядочном» виде (у Ионеско, например). Это никоим образом не затрагивает безопасности Сущностей.

[108]

ваемые в суде, волнующие переспективы женитьбы, кухня, о которой мы мечтаем, одежда, которую мы носим, все в нашей обыденной жизни связано с тем представле­нием об отношениях между человеком и миром, которое буржуазия вырабатывает для себя и для нас. Эти «норма­лизованные» формы мало привлекают внимание в силу своей распространенности, которая затушевывает их происхождение; они занимают некое промежуточное положение; не будучи ни явно политическими, ни явно идеологическими, эти формы мирно уживаются с деятель­ностью партийных активистов и дискуссиями интеллек­туалов; не представляя почти никакого интереса ни для первых, ни для вторых, они вливаются в ту необозримую совокупность недифференцированных, незначащих фак­тов, которую можно назвать одним словом: природа. Однако именно буржуазная этика пронизывает все французское общество; буржуазные нормы, применяемые в национальном масштабе, воспринимаются как само собой разумеющиеся законы естественного порядка; чем шире распространяет буржуазия свои репрезентации, тем более они натурализуются. Факт существования буржуазии поглощается неким аморфным миром, един­ственным обитателем которого является Вечный Чело­век — ни пролетарий, ни буржуа.

Итак, буржуазная идеология легче всего лишается своего имени, проникая в промежуточные слои общества. Мелкобуржуазные нормы представляют собой отбросы буржуазной культуры, это деградировавшие буржуазные истины, пущенные в коммерческий оборот, обедненные, несколько архаичные, или, если угодно, старомодные. Политический альянс крупной и мелкой буржуазии уже более века определяет судьбы Франции; если он когда-либо нарушался, то лишь на короткое время (1848, 1871, 1936 гг.). Со временем этот альянс становится все теснее, постепенно превращаясь в симбиоз, иногда клас­совое сознание ненадолго пробуждается, но общая иде­ология никогда не ставится под сомнение; все «нацио­нальные» репрезентации покрыты одним и тем же «есте­ственным» глянцем: пышный свадебный обряд, типично буржуазный ритуал (выставление напоказ и потребление богатства) никак не вяжется с экономическим статусом мелкой буржуазии, но для мелкобуржуазной четы он

[109]

становится при помощи прессы, хроники, литературы нормой, если не реальной, то по крайней мере вообра­жаемой. Буржуазная идеология постоянно внедряется в сознание целого разряда людей, которые лишены устой­чивого социального статуса и лишь мечтают о нем, тем самым обездвиживая и обедняя свое сознание19. Распространяя свои представления посредством целого набора коллективных образов, предназначенных для мел­кобуржуазного пользования, буржуазия освящает мни­мое отсутствие дифференциации общественных классов: в тот самый момент, когда машинистка, зарабатываю­щая 25 тысяч франков в месяц, узнает себя в участнице пышной церемонии буржуазного бракосочетания, отре­чение буржуазии от своего имени полностью достигает своей цели.

Таким образом, отречение буржуазии от своего имени не является иллюзорным, случайным, побочным, есте­ственным или ничего не значащим фактом; оно состав­ляет сущность буржуазной идеологии, акт, при помощи которого буржуазия трансформирует реальный мир в его образ, Историю в Природу. Этот образ интересен также и тем, что он перевернут20. Статус буржуазии совер­шенно конкретен, историчен; тем не менее она создает образ универсального, вечного человека; буржуазия как класс добилась гоподства, основываясь на достижениях научно-технического прогресса, позволяющих непрерыв­но преобразовывать природу; буржуазная же идеология восстанавливает природу в ее первозданности; первые буржуазные философы наделяли мир массой значений, давали любым вещам рациональное объяснение, под­черкивая их предназначенность для человека; буржу­азная же идеология независимо от того, является ли она сциентистской или интуитивистской, констатирует ли

19 Провоцирование коллективной мечты всегда есть не очень гуманное предприятие не только потому, что мечта превращает жизнь в судьбу, но также и потому, что мечта всегда небогата содержанием и является верным подтверждением отсутствия чего-либо в реальной жизни.

20 «Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни...». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 25).

[110]

факты или обнаруживает значимости, в любом случае отказывается от объяснений; мировой порядок может считаться самодостаточным или неизъяснимым, но ни­когда значимым. Наконец, первоначальное представление об изменчивости мира, о его способности к совершен­ствованию приводит к созданию перевернутого образа человечества, которое предстает неподвижным, вечно тождественным самому себе. Одним словом, в современ­ном буржуазном обществе переход от реальности к иде­ологии можно определить как переход от антифизиса к псевдофизису.

Наши рекомендации