Основных философских терминов
Абстрагировать (лат. abstrahere – отвлекать) – мысленно отвлекаться от каких-то свойств, отношений, выделяя существенные свойства для данного класса предметов, образовывая тем самым абстракции– отвлеченные понятия.
Агностицизм (греч. agnosis – непознаваемый) – философское учение,
отрицающее познаваемость мира.
Аксиология (греч. axios - ценный, logos – учение) – философское учение о
ценностях, то есть о благах, объектах, значимых для человека.
Анимизм (лат. anima – душа) – представление о всеобщей одушевленности предметов, вера в наличие души у животных, людей.
Антиномия(греч.antinomia – противоречие в законе) – появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений.
Антропогенез(греч. anthropos – человек, genesis – происхождение) – процесс эволюционно-исторического формирования человека.
Антропоморфизм(греч. anthropos –человек, morphe – форма) - наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, богов и т.п.
Атрибут(лат. attributum – данное, приписанное) – неотъемлемое, существенное свойство объекта (напр., движение – атрибут материи).
Верификация(лат. verus – истинный, facere - делать) – принцип опытной проверки, согласно которому истинность каждого утверждения о мире должна быть, в конечном счете, установлена путем его сопоставления с чувственными данными, «непосредственным опытом».
Волюнтаризм(лат.voluntas – воля) – 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия (Шопенгауэр, Ницше); 2)характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами истории, с реальными возможностями, принимающего произвольные решения.
Гедонизм(греч. hёdonё – наслаждение) - этическое учение, признающее целью жизни и высшим благом – наслаждение.
Генезис(греч. genesis – происхождение) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.
Гилозоизм(греч. hile – вещество, zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи, приписывающее всем формам материи чувствительность, способность ощущать и мыслить.
Гносеология(греч. gnosis – знание, познание, logos – учение) – теория познания; раздел философии, изучающий познавательные способности человека, формы и методы познания, условия его истинности и т.п.
Гуманизм(лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право любой личности на свободное развитие своих творческих сил.
Дедукция(лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего суждения к частному выводу.
Деизм(лат.deus – бог) - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.
Детерминизм(лат.determinare – определять) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы (противоположн. – индетерминизм).
Диалектика(греч.dialektike – искусство вести беседу, спор) – 1) учение о взаимосвязи, противоречивости, относительности и изменчивости мира; 2) метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.
Дуализм(лат. dualis – двойственный) – философское учение, считающее в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами бытия.
Ересь(греч. hairesis – особое вероучение) – вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм официальной религии.
Закон– внутренняя, существенная, необходимая и повторяющаяся связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.
Идеализм(греч. idea - идея, понятие) – направление в философии, признающее, в противоположность материализму, первичность сознания по отношению к бытию, духа – по отношению к материи.
Индукция– логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов – к обобщениям.
Интеллигибельный(лат. intelligibilis – мыслимый) – постигаемый только разумом и недоступный чувственному познанию.
Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания действительности, признающее основными видами познания интуицию, откровение, веру.
Категории– общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений (напр., материя, движение, причинность и пр.)
Квиетизм(лат. quietus – спокойный, бездействующий) – безучастное, пассивное отношение к окружающей жизни, бездействие.
Конвенционализм(лат.conventio – соглашение) – концепция, согласно которой в основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными, выбор которых регулируется соображениями целесообразности, удобства и т.п.
Конформизм- приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, и т.п., отсутствие собственной позиции.
Материализм(лат.materialis - вещественный) – философское направление, считающее, в противоположность идеализму, материю первичной по отношению к сознанию, существующей вне и независимо от него.
Мировоззрение –система взглядов на мир в целом и место в нем человека, включающая в себя принципы, идеалы, ценности и убеждения, определяющие жизненные позиции и поведение людей.
Монизм(греч. monos – один, единственный) – философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический монизм), либо дух, сознание (идеалистический монизм).
Нигилизм(лат.nihil – ничто, ничего) – абсолютное отрицание всего общепризнанного, общезначимого, полный скептицизм в отношении общечеловеческих ценностей.
Ноосфера(греч. noos – разум, + сфера) – «сфера разума» - новое состояние биосферы (сферы жизни), при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором эволюции.
Объект(лат. objectum – предмет) – то, что существует вне и независимо от нашего сознания и является предметом познания и практического воздействия со стороны субъекта.
Онтология(греч. ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.
Отчуждение –процесс превращения, как деятельности человека, так и ее результатов в самостоятельную, довлеющую над человеком, враждебную ему силу.
Пантеизм(греч. pan – все, theos – бог) – философское учение, отождествляющее бога с природой.
Парадигма(греч. paradeigma – пример, образец), - теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Плюрализм(лат. pluralis – множественный) - 1)философское учение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе бытия лежит множество независимых начал; 2)множественность, многообразие чего-либо, напр., мнений, взглядов, форм собственности и т.п.
Рационализм(лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее (в противоположность сенсуализму) разум решающим источником истинного знания.
Секуляризация (лат. saecularis – светский) – освобождение от религиозного влияния различных сфер общественной жизни.
Сенсуализм(лат. sensus – чувство, ощущение) – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения.
Синергетика(греч. synergos – совместно действующий) – область научного знания, в которой выявляются общие закономерности самоорганизации, возникновения «порядка из хаоса» в открытых системах.
Синкретизм(греч.synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние чего-либо.
Солипсизм(лат.solus - единственный, ipse – сам) - признание единственной реальностью только своего «я», отрицание существования внешнего мира.
Софистика -сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью; словесные ухищрения, вводящие людей в заблуждения.
Социализация –процесс становления личности, усвоения знаний, идеалов, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Сублимация(лат. sublimare – возносить) - в философии психоанализа – психический процесс преобразования и переключения сексуальной энергии (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества.
Субстанция(лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе) – неизменная основа, сущность вещей и явлений, носитель всех свойств, связей и отношений.
Субъект –источник активности, направленной на объект, носитель предметно-практической и познавательной деятельности (индивид, социальная группа, общество в целом).
Сциентизм(лат.scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки в системе культурных ценностей, в жизни общества; противоположная позиция – антисциентизм.
Фальсификация – (лат. falsus – ложный, facio – делаю) – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате проверки.
Феномен(греч.phainomenon – являющееся) – явление.
Экзистенция (лат.existentia – существование) – основное понятие философии экзистенциализма.
Эстетика(греч.aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни, а также законы развития искусства, его место в жизни человека и общества.
Эсхатология (греч. eschatos – последний, logos – учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека (о «конце света»).
Этика(греч. ethos – обычай, нрав) – философское учение о нравственности, изучающее условия ее возникновения, сущность, исторические формы, основные нравственные категории и пр.
Кафедра философии
Учебное пособие
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Нина Андреевна Селиверстова
________________________________________________________________________
Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60х90
Печ.л. Тираж экз. Заказ № от 2011 г.
________________________________________________________________________
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет), ИК «Синтез»
________________________________________________________________________
190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26