Проблема возникновения сознания
Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека воспроизводить действительность в субъективной, идеальной форме и преобразовывать ее в своих интересах.
Одной из самых важных в философии является проблема происхождения сознания.Все многообразиеточек зрения на эту проблему, которые сложились в истории философии можно свести к трем основным:
1. Источник человеческого сознания - некая надмировая духовная сущность; в христианстве – это Бог, одаривший человека бессмертной разумной душой, в объективном идеализме сознание человека является порождением мирового разума (например, в концепции Гегеля сознание человека возникло в результате саморазвития Абсолютной Идеи);
2.Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания; такова позиция, к примеру, первобытного анимизма – идеи всеобщей одухотворенности мира; в философии это воззрение получило название «гилозоизм», которого придерживались, например, такие философы-материалисты как Демокрит, Д.Дидро и др. Концепция всеобщей одухотворенности материи, позволяла материалистам прошлого представить появление человеческого сознания как закономерный результат эволюции природы, а не как «чудо». Однако гилозоизм не нашел подтверждение в развитии науки, а в среде материалистов осталось стремление обосновать закономерность появления сознания в ходе развития материального мира.
3. Сознание как высшая форма отражения действительности. Эта концепция начала разрабатываться в советской философии в 60-е – 70-е годы ХХ века с позиций диалектического материализма (см. 2.7.1). В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.
Под отражением понимается способность материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить отдельные признаки и свойства друг друга. Отражение - это реакция материального объекта на внешнее воздействие, в котором присутствует информация об этом воздействии.
Способность к отражению, а также характер его проявления зависит от уровня организации материального носителя. В неживой материи отражение - это физические и химические взаимодействия, в живой – биологическое отражение (раздражимость), а с появлением нервной системы – как психическое отражение. Сознание человека - социальная форма отражения, так как связано с появлением общества и формируется только в социуме.
Поскольку наука пока однозначно не ответила на вопрос о возможности возникновения живой материи из неживой, то в современной философии при обсуждении проблемы сознания, предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания,анализируя психические формы отражения в живой природе.С этой точки зренияформированию сознания человека предшествовал длительный период психологического развития животных, у которых имеются зачатки интеллекта. Психика животных появляется на достаточно высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организмов к изменяющимся условиям внешнего мира. В ее эволюции выделяют три этапа:
- сенсорная психика (насекомые, черви, моллюски; их поведение инстинктивно, основано на безусловных рефлексах);
- перцептивная психика (птицы, рыбы, млекопитающие; в их поведении помимо инстинктов большую роль играют условные рефлексы, позволяющие накапливать индивидуальный жизненный опыт, что повышает их уровень адаптации к внешнему миру);
- предметное мышление или «оперативный интеллект» (обезьяны; только они из всех животных способны выполнять различные операции с предметами, исполнять мыслительные задания, связанные с конкретными действиями, не требующими абстрактных понятий).
Хотя сознание человека своими предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно существенно от нее отличается:
- Сознание человека творчески активно: животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть, поскольку человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.
— Сознание человека конструктивно: психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.
— Сознание человека целесообразно и целенаправленно: животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение поставленной цели, идеальный образ которой содержится в сознании еще до начала деятельности.
— Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих себя. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на самого себя как на индивидуального и социального субъекта, что позволяет ему эффективно корректировать как свои личностные качества, так и поведение в обществе.
— Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает только те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида, то есть, объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим универсальнымдостоянием общества. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.
Таким образом, человеческое сознание не случайно называют высшей формой отражения. Включая в себя все виды психического отражения, присущие животному миру, оно качественно от них отличается.
Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенезав результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка (см. 3.5.2). Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида. В философии принято различать общественное и индивидуальное сознание (см. 3.5.3), однако и то, и другое - общественный продукт, поскольку сознание отдельного человека складывается под влиянием общественного в процессе социализации личности (см. 3.5.1).
Сознание и язык.
Как уже было отмечено, сознание возникает и формируется в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением сознания возникает и формируется язык как средство выражения мысли, хранения информации и общения. В результате эволюция человечества пошла по другой линии, нежели в животном мире: вместо выживаемости за счет инстинктов - выживаемость за счет знаний, накопления и передачи культурного опыта.
На взаимосвязь сознания и языка процессе эволюции обращал в свое время внимание Ф.Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отмечал, что на сознании «с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание…».
Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. Биологическими предпосылками человеческого языка явились двигательные и звуковые формы общения у животных.Однако у животных существует только первая сигнальная система, на основе которой и формируются условные рефлексы. «Язык» животных – это система сигналов, передающих жизненно важную для них информацию: сигналы опасности, сигналы выражающие состояние особи (гнев, агрессию, боль) и т.п.
У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык,специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что слова обозначают отдельные предметы, их свойства, отношения. Именно наличие второй сигнальной системы (языка) позволило человеку «вырваться» за пределы чувственно-воспринимаемого мира и проникнуть в мир сущностей и фундаментальных закономерностей бытия. Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека и общества. Посредством языка происходила передача социального опыта, культурных традиций, норм и правил поведения. Через язык осуществляется связь различных поколений и исторических эпох.
В языке следует различать идеальное содержание (информацию) и ее материальный носитель.В рамках современно знаковой концепции языка материальный носитель информации (слово) обозначается термином «знак», а его идеальное содержание - «значение знака».
Знак – это материальный, чувственно-воспринимаемый объект, который несет в себе некую информацию. Знаки бывают языковые и неязыковые (знаки-сигналы, знаки-признаки: например, дым – признак огня). Языковые знаки, в свою очередь, подразделяются на естественные и искусственные.
Искусственные языки были созданы специально: системы символов для записи химических реакций, математические символы, ноты для записи мелодии, санскрит в Древней Индии для записи ведических текстов, международный универсальный язык эсперанто, созданный в 1887 г. и т.п. Основное достоинство искусственных языков состоит в том, что в них за каждым знаком закреплено совершенно определенное значение, исключающее двусмысленность и неопределенность, что особенно важно в научном познании. Введение искусственных языков существенно облегчает понимание научных идей учеными различных стран, превращая науку в поистине интернациональный феномен.
Знаки (слова) естественных языков, которые прошли длительный путь исторического развития и продолжают меняться как любое естественное, «живое» явление, многозначны: каждое слово может иметь несколько смысловых значений, так что содержание его становится понятным только из контекста речи (устной или письменной).
Но в любом языке, искусственном или естественном, сохраняется принципиальная особенность взаимосвязи знака и значения:
- знак – материален и доступен чувственному восприятию другого человека, а содержащаяся в нем информация – нематериальна, то есть, идеальна;
-между материальным знаком и идеальной информацией нет внешнего сходства, поэтому понять (расшифровать) содержание знака может только человек, знающий данный язык, естественный или искусственный.
Языки, как искусственные, так и естественные, выполняют в человеческом обществе целый ряд функций. Они является способом хранения и передачи социальной информации, средством общения, средством управления поведением человека, средством выражения и объективации идеального, орудием мышления.
На связь мышления и языка следует обратить особое внимание: язык – средство выражения и оформления мыслей: выразить свою мысль или усвоить чужую – значит облечь ее в словесную форму. Это происходит даже в тех случаях, когда человек «думает про себя» (феномен «внутренней речи»). Хорошо развитая, правильная речь служит признаком четкости мышления («кто ясно мыслит, тот ясно говорит»).Язык влияет на стиль мышления, но существует и обратная детерминация: влияние типа мышления на манеру излагать свои мысли. Однако было бы неправильно отождествлять язык и мышление. Их связь носит относительный характер хотя бы уже потому, что у человека одновременно с языковыми могут быть образные формы мышления, проявляющиеся, например, в искусстве. Кроме того, человеческое мышление - универсально (интернационально) и подчиняется законам логики, а язык по грамматическому строю и словарному составу – национален, его формирование зависит от конкретно-исторических процессов развития каждого народа. Именно универсальный характер мышления позволяет осуществлять перевод с одного языка на другой, делая мысли человека иной национальности, страны или эпохи общедоступными и понятными.