Философское учение о материи
Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов.
В ходе развития философской мысли складывались различные представления о материи, и, соответственно, строились различные варианты материалистической онтологии.
Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи:она трактовалась ими как субстрат (лат.substratum – основа), то есть, материал, вещество, из которого состоит все существующее. Первоначально в качестве материи рассматривали какое-либо чувственно- воспринимаемое природное явление: вода, огонь, воздух (ионийская натурфилософия). Позже античные атомисты (Демокрит, Эпикур) субстратом, из которого состоят все тела, стали считать мельчайшие неделимые частицы атомы.
Субстратный подход к пониманию материи доминировал в науке и материалистической философии вплоть до конца ХIХ века. Однако открытия в физике на рубеже ХIХ – ХХ веков (радиоактивность, делимость атома, и др.), показали ограниченность субстратной концепции материи, в рамках которой под материей понимается фактически один из ее видов (например, сегодня это – элементарные частицы, кварки). Рано или поздно прогресс науки обнаруживает ограниченность понимания того или иного материального явления как «предела делимости» бытия. Тем не менее, именно этот подход доминировал среди материалистов и ученых прошлого и занимает серьезные позиции сегодня по причине его непосредственной связи с наукой (сегодня – с ядерной физикой).
В Новое время сложился гносеологический подход к определению материи, в рамках которого материальным объявлялось все, что существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания, и что является источником наших ощущений (напр., П.Гольбах). Позже, развивая эти идеи, В.Ленин сформулирует определение материи как «объективной реальности, данной нам в ощущениях».
Сегодня возникла еще одна, так называемая «атрибутивная» концепция материи.Под атрибутом (лат. attributum – данное, приписанное) в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта.Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение, пространство и время.
В рамках атрибутивной концепции материю предлагают рассматривать не как носитель атрибутов, а как их совокупность.То есть, материя – не что-то существующее отдельно от движения, пространства и времени, а система всех этих атрибутов, взятая как целое.
Отождествление понятия материи с понятием «объективная реальность», то есть с бесконечным многообразием явлений и процессов, привело современный материализм к необходимости ее трактовки как сложной структурно-системной организации. Так возникло учение о структурных уровнях материи.
Окружающий нас материальный мир можно разделить, во-первых, на микромир, макромир и мегамир, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя различные уровни организации материального бытия:
- в неживой природе: 1)субмикроэлементарный уровень (куда входят, например, кварки – частицы с дробным зарядом, физические поля), 2)микроэлементарный (электроны и состоящие из кварков адроны), 3) ядерный (ядро атома, состоящее из адронов), 4)атомарный, 5)молекулярный, 6)уровень макротел, 7) планетарный, 8) галактический, 9) сверхгалактический или мегагалактический, 10) Вселенная в целом;
- в живой природе: 1) доклеточный (микробиологический – вирусы и т.п.), 2)клеточный, 3) уровень многоклеточных организмов, 4) уровень видов и популяций, 5) уровень биоценозов (сосуществования различных видов и популяций), 6) биосфера в целом;
- в социально-организованной материи: 1) человек (индивид), 2)семья и другие малые социальные группы, 3) большие социальные группы (классы, нации, этносы, жители государств и пр.), 4) человечество в целом.
Каждый из структурных уровней (и подуровней) материи возникает и существует на основе предыдущих, однако не сводится к ним как простая сумма элементов, поскольку обладает новыми качествами и подчиняется в своем функционировании и развитии иным закономерностям.
Необходимо иметь в виду, что предложенная иерархия структурных уровней не закончена и несовершенна:например, уже сегодня физики отмечают, что строго говоря «элементарной частицей» (то есть – неделимой) является только электрон. Однако дальнейшее развитие физики микромира может изменить и это представление. Аналогичным образом обстоят дела и с другими структурными материальными образованиями. Не случайно в свое время много писали о проблеме «бесконечности материи». Предложенная иерархия форм бытия отражает, следовательно, современный уровень достигнутого познания и может быть пересмотрена в любой момент.
Учение о материи как субстанции и ее структурных уровнях играет большую роль в обосновании принципа материального единства мира,или материалистического монизма, поскольку рассматривает все, что нас окружает, как то, или иное проявление материи или ее свойств (так, сознание в рамках материализма трактуется как свойство высокоорганизованной материи – мозга).Объединяя все мироздание в единое и взаимосвязанное целое, принцип материального единства мира играет большую методологическую роль в развитии современной науки, позволяя, например, отсеивать (то есть, даже не рассматривать как научные) гипотезы, предлагающие сверхъестественное объяснение непонятным или малоизученным феноменам, оставляя их «открытыми» для изучения последующим поколениям ученых. Как заметил по этому поводу Ф.Энгельс, материальное единство мира доказывается не парой фокуснических фраз, а длительным и сложным путем развития науки.
Движение как атрибут бытия
Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (перемещение в пространстве, взаимодействие объектов, изменение их свойств, рост и размножение живых организмов и т.п.).
Понятие «движение» в философии всегда рассматривалось вместе с понятием «покой». Вопрос о соотношении движения и покоязанимал значительное место уже в онтологических учениях античности, когда сложились два противоположных взгляда на движение и его соотношение с покоем. Так, если представители ионийской ветви древнегреческой философии (напр., Гераклит Эфесский) считали движение абсолютным в силу наблюдаемой изменчивости мира, то философы элейской школы (напр., Парменид, Зенон) настаивали на иллюзорном характере движения, логически обосновывая его невозможность в силу того, что при попытках мыслить движение, мы впадаем в противоречие. Так одна из апорий Зенона утверждала, что «летящая стрела – покоится» (см. 2.2.2).
Спустя столетия Г.Гегель писал по этому поводу: «Надлежит согласиться с древними…, что противоречия, которые они нашли в движении, действительно существуют; но из этого не следует, что движения нет, а наоборот, что движение есть само существующее противоречие».
Движение имеет противоречивый характер, поскольку любое изменение сочетается с сохранением того, что изменяется, следовательно, помимо движения существует и покой как отсутствие изменений, как устойчивость, как сохранение какого-либо состояния, достигнутого в процессе изменения объекта.
Современная философия диалектически подходит к проблеме соотношения движения и покоя, отмечая, что:
- движение и покой взаимосвязаны, ибо любое изменение включает в себя элемент устойчивости (например, не смотря на возрастные изменения, мы имеем дело с тем же самым человеком, изменчивость моды не приводит к полному отказу от одежды, появление новых концепций в физике не уничтожает ее как науку и т.п.);
- движение – абсолютно, а покой – относителен. Абсолютность движения означает его атрибутивность, иначе говоря, движение – неотъемлемое свойство всех видов бытия, оно вечно, универсально, постоянно. На связь материи и движения обращали внимание еще материалисты прошлого, полагая, что нет материи без движения, как нет движения без материи. Ф.Энгельс по этому поводу замечал, что «мир состоит не из готовых, законченных вещей, а из процессов». Относительность покоя как особого момента устойчивости в цепи изменений материального объекта проявляется во временном отношении: рано или поздно он нарушится и данный объект станет иным, что хорошо иллюстрирует гегелевский закон перехода количественных изменений в качественные (см.: 2.6.2). Тем не менее, покой имеет большое значение в природных процессах. Наличие в абсолютном потоке движения и изменчивости моментов покоя и устойчивости делает возможным существование всех вещей и явлений.
Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Впервые учение о формах движенияразработал Ф.Энгельс. Главные его идеи состояли в следующем:
- движение осуществляется в определенных формах (типах движения), которые качественно различны и не сводимы друг к другу;
- каждая форма движения связана с определенным типом ее материального носителя и осуществляется по специфическим для данной формы законам;
- формы движения материи отличаются по степени сложности, причем «высшие» возникают на основе «низших»;
- формы движения материи при определенных условиях могут переходить, «превращаться» друг в друга;
- классификация форм движения материи является основой для классификации наук.
Создавая свое учение в середине Х1Х века, до революции в физике, открывшей микромир, Ф.Энгельс выделил пять основных форм движения: механическое движение как простейшее; физическое движение (теплота, свет, электричество, магнетизм); химическое движение (химические реакции); биологическое движение (рост и размножение живых организмов) и социальное движение (исторический процесс).
Сегодня, уточняя концепцию Энгельса, отмечают, что, во-первых, механическую форму движения нельзя принимать за «простейшую» в процессе эволюции материальных систем. Во-вторых, понятие «физическая форма движения» охватывает множество различных процессов в микро, макро и мегамире, поэтому правильнее говорить о «физических движениях». В-третьих, наука открывает все новые формы движения (напр., геологическое движение, космологические процессы и пр.). Однако, дело не в перечислении форм движения, а в понимании их роли и взаимосвязи в ходе эволюции. Так, физические (субатомные) процессы привели к возникновению химических элементов. Химические реакции лежат в основе жизни (биологической формы движения), а эволюция жизни на Земле привела к появлению человека, социальных групп, общества – носителей социальной формы движения материи.
Формы движения взаимосвязаны не только исторически как этапы эволюции. Высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводимы к ним, Например, человек является носителем одновременно нескольких форм движения, поскольку в его организме протекают физические, химические, биологические процессы, но именно социальная форма движения материи определяет его специфику как разумного существа.
С понятием «движение» тесно связано понятие развития, поскольку развитие – это один из видов движения.
Развитием называется необратимое, закономерное, направленное изменение объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных признаков выделяет развитие среди других многочисленных процессов изменчивости.
1. Развитие необратимо, поскольку обратимость характерна для процессов функционирования систем, в ходе которых происходит повторение, циклическое воспроизведение некоторых постоянных для системы функций (обмен веществ в живых организмах и т.п.);
2.Развитие закономерно, то есть протекает по определенным законам, знание которых делает возможным научное прогнозирование развития (личности, общества в целом или отдельных его элементов, например, экономики, природных процессов и т.п.); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа (аварии на транспорте, разрушения построек при землетрясении и пр.). Строго говоря, каждое явление (класс явлений) имеет свои специфические закономерности развития. Однако философия анализирует развитие с позиций универсальных (всеобщих) законов развития,которые были впервые сформулированы Г.Гегелем (см. 2.6.2) в рамках его диалектического учения (напомним, что диалектика и есть, прежде всего, учение о развитии).
Диалектическая концепция развитиярассматривает развитие, во-первых, не как простое увеличение или уменьшение, а как единство количественных (эволюционных) и качественных (скачкообразных) изменений. Во-вторых, с позиций диалектического подхода, развитие, по закону «двойного отрицания» проходит определенные этапы, обозначенные Гегелем как «тезис» – «антитезис» – «синтез». Каждый из них «отрицает» предыдущий, то есть новое преодолевает старое, но не уничтожает его полностью, что обеспечивает преемственностьв процессе развития и возможность его продолжения. В-третьих, диалектика, опираясь на закон единства и борьбы противоположностей, трактует развитие как саморазвитие,обусловленное противостоянием противоположных сторон, тенденций, процессов, присущих всем без исключения объектам действительности.
В настоящее время в понимании диалектического характера процессов развития большую роль играет синергетика – наука, возникшая в 60-е гг. ХХ века, основателями которой считаются И.Пригожин (Бельгия) и Г.Хакен (Германия). Синергетика изучает процессы самоорганизации и саморегуляции открытых систем, то есть систем, обменивающихся с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Возникнув первоначально как новое направление в научных исследованиях, синергетика совершила «революционный переворот» в науке, став основой современной постнеклассической, «синергетической» парадигмы, в рамках которой объекты научных исследований рассматриваются как исторически развивающиеся системы. Например, человек – система взаимодействия физико-химических, биологических и социальных процессов, Земля – система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов, Вселенная – система взаимодействия микромира, макромира и мегамира и т.д. Считается, что концепция самоорганизации открытых систем является сегодня естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии.
3. Развитие имеет направленность (прогрессивную или регрессивную) при отсутствии которой изменения не смогут накапливаться и процесс развития лишается характерной для него линейной тенденции изменения.
Прогресс (лат. progressus - движение вперед, успех) – тип направления развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному. Противоположный тип направленности развития - регресс (лат. regressus – обратное движение), содержанием которого являются процессы деградации, моменты застоя в развитии, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Для определения направленности развития необходимо установить критерии прогресса,то есть указать признаки, на основании которых производится оценка развития как «прогрессивного» или «регрессивного». Сложность решения данной проблемы обусловлена двумя обстоятельствами:
- поскольку понятие «развитие» не применимо к миру вообще, который изменяется, движется, а развиваются только отдельные его системы (организмы, личность, общество, Солнечная система, Вселенная и т.д.), постольку и понятия прогресс и регресс применимы только к отдельным процессам и явлениям;
- в силу многообразия процессов развития невозможно найти единый, универсальный объективный критерий прогресса, применимый, например, и к науке, и к искусству, и к экономике и т.п. Поэтому проблему критерия прогрессивного развития приходится решать конкретно, учитывая специфику явления, что тоже весьма затруднительно. В некоторых случаях (например, в искусстве) предпочитают вообще не говорить о прогрессе или регрессе в силу субъективности оценок этого явления. К.Маркс, в свое время, предложил в качестве критерия общественного прогресса уровень развития производительных сил. Однако в мире нет прогресса и регресса в чистом виде. Отдельные регрессивные изменения могут происходить при общем прогрессивном развитии системы и наоборот, в частности, развитие производительных сил общества, технический прогресс, не гарантируют прогресс в области морали, искусства и пр. Вопрос прогрессирует общество в целом или нет в этом случае останется открытым (см. 3.5.3).
Таким образом, философское учение о движении (и развитии как его разновидности), возникнув в глубокой древности, продолжает развиваться и в наше время, поскольку научные открытия наполняют прежние философские идеи новым содержанием.