И гностических функций, нарушенных по субдоминантному типу
Этот раздел восстановительного обучения предлагает включение следующих видов работы:
• выработка умения непосредственной ориентации в окружаю
щем. В качестве главной компенсаторной опоры здесь исполь
зуется речь. Больному предлагается запомнить путь от палаты
до кабинета врача, от дома до поликлиники с помощью его
подробногословесного описания, оживляются в памяти извест- \
ные приемы ориентации на местности по солнцу, звездам, рас
тительности и т.п.;
• восстановление способности к симультанному восприятию
пространственной ситуации. Так же, как и в предыдущем слу- |
чае, в качестве компенсаторной опоры используется речь.
Больному предъявляется текст, содержащий определенную
пространственную ситуацию, например: «Мама с сыном пошли
гулять. Мальчик убежал от мамы и спрятался за деревом. Мама
ищет мальчика». Рассматривая соответствующую иллюстра
цию, больной, «подготовленный» текстом, старается воспри
нять всю ситуацию целиком. На последующих этапах работы
фактор предварительной установки с помощью текста играет
все меньшую роль. Больному предъявляется, например, тот же 1
рисунок с лаконичной подписью «спрятался» или «где шалун?», :
а затем — без всякой подписи. По мере восстановления способ-
ности к симультанному восприятию реальных пространственных ситуаций, следует перейти к абстрактным ситуациям («крест под кругом», «круг над квадратом», «круг между треугольником и квадратом» и пр.);
• восстановление способности к симультанному восприятию
предмета:
— восприятие реальных предметов с привлечением различных
компенсаторных опор, например, ощупывания;
— восприятие рисованных изображений предметов, на кото
рых специально выделены их дифференциальные признаки, на
пример, у кружки ручка(в отличие от изображенного рядом ста
кана без ручки);
• преодоление игнорирования правой стороны зрительных об
разов:
— работа на листах, специально разделенных пополам жирной
чертой или с половинами разных цветов (левая — окрашенная, пра
вая — белая);
— рисование или письмо с правой стороны листа с предвари
тельной установкой на это;
— анализ изображений предметов имеющих симметричные
правую и левую стороны, например, человека, циферблата часов,
кастрюли и т.д.
• фиксация внимания больного на том, что обе стороны изо
бражения идентичны:
— дорисовывание недостающих деталей изображений —
справа;
— верификация специально искаженных изображений, устра
нение обнаруженных искажений;
• преодоление апраксии одевания: выполнение больными раз
личных операций одевания с предварительным анализом дейст
вия, их вербализацией; с рассматриванием соответствующих
схем. Сами операции одевания предъявляются по принципу «от
высокоавтоматизированных до выполняемых редко, т.е. мало
привычных».
' М. К. Шохор-Троцкая
лингвистический анализ. Кроме того, А. Р. Лурия изучены афазии исключительно у правшей. Афазии же у левшей или при парциальном левшестве ни А. Р. Лурия, ни его сотрудники не рассматривали. Если учитывать, что абсолютное правшество в нашем регионе наблюдается лишь у 40% населения, то становится очевидной одна из причин многообразия афазий.
Наши наблюдения за речью нескольких тысяч больных с афазией, лечившихся и получивших консультативную помощь в НИИ неврологии АМН СССР с 1956 по 1990 г., почти 35-летний опыт преодоления речевых расстройств у этой категории больных, так называемое омоложение инсульта и растущее число черепно-мозговых травм побудили нас передать свой опыт последующим поколениям афазиологов.
Автор, в полной мере используя системный нейропси-хологический методологический подход, предложенный А. Р. Лурия, попытался ответить на ряд неясных вопросов, возникающих при сравнении двух основных классификаций афазий, а именно классификации Вернике— Лихтгейма и классификации А. Р. Лурия, не пренебрегая вопросами развития речи у ребенка и своеобразия ее нарушений, что позволит лучше понять причины возникновения афазии у левшей.
Автор выражает большую благодарность академику РАМН проф. Н. В. Верещагину и проф. Ф. В. Бассину за содействие в написании монографии, а также сотрудникам третьего сосудистого восстановительного отделения НИИ неврологии РАМН Л. Г. Столяровой, А. С. Кады-кову за совместное обсуждение многих проблем афазио-логии и сбор материала.
Глава 1
РЕЧЬ И АФАЗИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КЛИНИКА)
В настоящее время афазиология переживает очередной этап своего развития в связи с появлением новых методов обследования больного. Многие из них, и прежде всего метод компьютерной томографии (КТ) мозга, подтверждают правильность данных о месте поражения головного мозга и форме афазии, полученных ранее сотнями патологоанатомов со времен Р. Р. Вгоса и К. Wernicke. Нейропсихологические методы исследования в свою очередь не только позволяют подтвердить, какие области мозга больного поражены, но и в известной степени определить прогноз восстановления нарушенных речевых функций под влиянием специальных логопедических занятий, а также объяснить, почему в некоторых случаях настойчивые попытки опытных логопедов-афазиологов преодолеть речевой недуг не дают желаемого результата.
КЛИНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АФАЗИОЛОГИИ
Больные с обширными инфарктами доминантного полушария, распространяющимися на глубинные мозговые образования, нуждаются в длительных (в течение первых 1—2 лет) восстановительных занятиях (в стационаре и амбулаторно) в сочетании с повторными курсами нейротропной терапии (ноотропил, энцефабол и др.).
У больных с моторной афазией отмечалось значитель-
g , . М. К. Шохор-Троцкая
ное снижение РМК как в зоне Брока, так и в зоне Вернике (в последней в меньшей степени), хотя, по данным клинического и компьютерно-томографического исследований, область Вернике не была поражена. По-видимому, это связано с тем, что при любой форме афазии речь страдает как целостная функция, а при моторной афазии снижается функциональная активность морфологически сохранной области Вернике — коркового центра понимания речи. При моторной афазии у больных с умеренным и небольшим восстановлением речи показатели полушар-ного и регионарного мозгового кровотока в речевых областях Брока и Вернике были значительно ниже, чем в группе больных со значительным восстановлением речи.
У больных с сенсомоторной афазией также обнаружено снижение регионального мозгового кровотока в областях Брока и Вернике, но в отличие от больных с моторной афазией мозговой кровоток был снижен относительно равномерно в обеих речевых зонах. Выявлено также существенное различие в снижении мозгового кровотока у больных со значительным и небольшим или умеренным восстановлением речи.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что показатели РМК могут быть использованы в комплексе прогностических критериев восстановления речи при поверхностно-глубоких и поверхностных инфарктах мозга.
Исследуя нарушения речи при поражении глубоких структур доминантного полушария головного мозга, Л. Г. Столярова и др. (1989) пришли к выводу об отсутствии четкой корреляции между локализацией очага поражения в области подкорковых структур, с одной стороны, и характером и тяжестью речевой патологии — с другой. Это позволяет предположить, что в основе вышеуказанных речевых расстройств лежит нарушение функцио-
речь и афазия п
________ !--------------------------------------------------------------------- а_: У ;
структуры и их связи как между собой, так и с корковыми речевыми областями, а не изолированное поражение тех или иных глубинных образований доминантного полушария мозга. Вопрос о том, могут ли глубинные структуры мозга играть самостоятельную роль в развитии речевых расстройств, остается открытым. На основании полученных данных предполагается, что при поражении подкорковых структур доминантного полушария сохраняются значительные возможности восстановления речевых функций.
Завершая на этом обзор современных работ по клиническим проблемам афазиологии, отметим следующее. Последние 50 лет в России прошли под знаком бурного развития нового направления афазиологии — нейропсихологии, основателем и создателем которого является А. Р. Лурия. В последние десятилетия отечественная нейропсихология стала предметом многих зарубежных авторов и прежде всего американских. В США вышла трехтомная антология «Советская психология развития», неоднократно издавались труды А. Р. Лурия. Неудивительно то, что американский психолог С. Тульман (1981), назвав Л. С. Выготского Моцартом в психологии, а А. Р. Лурия — Бетховеном, пришел к следующему выводу: «Если американцы не смогут создать достаточно сильную теорию, подобную «историческому материализму», теорию, которая обладала бы столь же мощной интегрирующей силой, я думаю, что наши попытки будут обречены на расщепление, разобщение». Такая высокая оценка отечественной психологии, опирающейся на учение о первичности материи и вторичности психической деятельности человека, распространяется на нейропсихологию и совсем молодую науку нейролингвистику, позволяющие раскрыть сложнейшие проблемы изучения высшей нервной деятельности. В связи с этим в следующем разделе мы кратко осве-
1П М. К. Шохор-Троцкая
тим некоторые проблемы нейропсихологии, нейролин-гвистики, психологии детской речи, межполушарной асимметрии и парциального и скрытого левшества, без которых в настоящее время невозможно рассматривать многие проблемы афазиологии.
УЧЕНИЕА. Р. ЛУРИЯ О ТРЕХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКАХ МОЗГА
А. Р. Лурия внес существенный вклад в учение о роли трех функциональных блоков в речеобразовании. В работе «Функциональная организация мозга» (1978) он раскрывает роль функциональных блоков мозга: 1) блока регуляции тонуса и бодрствования; 2) блока приема, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира; 3) блока программирования, регуляции и контроля психической деятельности.
Блок регуляции тонусаи бодрствования.Блок регуляции тонуса и бодрствования (подкорковые отделы, ретикулярная формация, таламус, гипоталамус) обеспечивает максимальный тонус коры, необходимый для осуществления организованной, целенаправленной деятельности. И. П. Павлову принадлежит не только заслуга описания роли этого блока. Он показал, что процессы возбуждения, протекающие в бодрствующей коре, подчиняются «закону силы»,согласно которому каждое сильное раздражение вызывает сильную, а каждое слабое — слабую реакцию. В тормозных, или «фазовых», состояниях действие «закона силы» нарушается, вследствие чего слабые раздражители либо уравниваются с сильными по интенсивности, либо даже превосходят их, либо вообще перестают вызывать какие бы то ни было ответы. В случае снижения тонуса коры даже при соматических заболеваниях нарушается нормальное соотношение возбудительных и
речь и афазия , -1
______________ .------------------------------------------------------ i—-— I I
тормозных процессов, необходимых для нормального протекания психической деятельности.
Планы, перспективы, программы деятельности человека, направленные на достижение определенной цели и осуществляемые при участии речи, требуют затраты энергии, что обеспечивается лишь при наличии высокого уровня активности подкорковых образований. Иными словами, это энергетический блок, при поражении отделов которого развиваются адинамия, апатия, безразличие, флюктуация психологических функций, возникающая в результате снижения активации тех или иных отделов коры головного мозга. Так, в течение одного дня, а нередко и одного обследования речевых функций больной то выполняет инструкции, то не выполняет их, временами испытывает трудности в письме, чтении и счете при общей сохранности этих функций, создавая картину псевдоафазии. Восходящие и нисходящие связи, существующие между подкорковыми узлами и корой головного мозга, активизируют их. Высокий тонус коры обеспечивается связями между корой и ретикулярной формацией. Кора головного мозга, таким образом, стимулирует активность подкорковых образований, активирует или тормозит их деятельность. В этом плане особую роль играют нисходящие волокна, идущие от переднелобных отделов коры к нижележащим аппаратам ствола и таламуса, тем самым моделирующие их работу для обеспечения наиболее сложных форм сознательной психической деятельности — создания планов и программ для реализации замыслов и осуществления намеченной цели.
В последние годы все чаще появляются публикации с описанием речевых нарушений, похожих на афазические, возникающих при поражении этих отделов. Характер этих нарушений проявляется в их флюктуативности, т. е. как бы мерцательности, поскольку та или иная функция речиfy M. К. Шохор-Троцкая
оказывается то нарушенной, то сохранной, больной то понимает, то не понимает речь (в течение дня или ряда дней), пишет то с ошибками, то без них. Как правило, при этом всегда отмечается так называемая премоторная, или динамическая, апраксия (трудности в переключении с одного вида движения на другой, нарушение программы движений).
Блок приема, переработки и хранения информации.Если первый блок регуляции тонуса и бодрствования построен по типу «неспецифической» нервной системы и не имеет прямого отношения ни к приему и переработке информации, ни к выработке намерений, планов и программ поведения, то второй блок выполняет основную функцию приема, переработки и хранения информации. Этот репродуктивный афферентный блок расположен в наружных отделах коры головного мозга и включает в свой состав «аппараты» зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей, т. е. задних отделов коры головного мозга. Указанные отделы принимают раздражения, поступающие от периферических рецепторов, и анализируют огромное число составляющих их элементов, комбинируя их в функциональных системах.
Основу анализаторных систем образуют первичные (ядерные), или проекционные, зоны коры, обладающие чрезвычайной специфичностью, ответственные сугубо за свою либо зрительную, либо кинестетическую, либо слуховую модальность или функцию. Первичные, или проекционные, отделы непосредственно связаны с органами чувств и в речевой деятельности не принимают участия. Однако они окружены «аппаратами» вторичных или гностических зон коры, которые отличаются меньшей модальной специфичностью, так как выполняют более сложные функции, позволяющие комбинировать поступающие воз-
Речь и афазия
Рис. 1. Наружная поверхность ядерных н внеядерных зон коры головного мозга (по Г. И. Полякову). Ядерные зоны мозговой коры обозначены кружками — зрительная зона; квадратами — слуховая; ромбами — общечувствительная зона; треугольниками — двигательная; центральные поля выделены крупными знаками. Зоны перекрытия анализаторов в задних отделах полушария (теменно-височ-но-затылочные и нижнетеменные отделы) обозначены смешанными знаками; в передних отделах полушария (лобная область) — видоизмененными треугольниками; лимбическая и инсулярная области, а также филогенетически старые зоны коры — прерывистой штриховкой (по А. Р. Лурия); цифрами обозначены поля по Бродману.
буждения в различные функциональные узоры, осуществляя тем самым первичную синтетическую функцию (например, акустически анализируют дифференциальные признаки фонем или отбирают необходимые движения органов артикуляционного аппарата для производства ар-тикулем, входящих в то или иное слово).
Первичные проекционные зоны слуховой коры располагаются во внутренних и наружных отделах височных поперечных извилин, вторичные — во внешних отделах височной области (поля 21 и 22 по Бродману). Первичные кинестетические проекционные зоны находятся в постцентральных отделах, в непосредственной близости с центральной бороздой (поля 3, 1 и 2 по Бродману). Они отличаются четкой соматотопической проекцией отдель-
. л М. К. Шохор-Троцкая
| £|. ,__________________________________________________________ '____ J______
ных частей тела (в верхних отделах этой зоны представлены ощущения от нижних конечностей, в средних — верхних конечностей, в нижних — ощущения от лица, губ, языка, гортани и отчасти внутренних органов). Над первичными зонами общечувствительной (теменной) коры надстраиваются ее вторичные зоны (поля 5, 7 и 40 по Бродману). При их раздражении возникают комплексные формы кожной и кинестетической чувствительности (рис. I).
Вторичные гностические зоны по мере отдаления от первичных постепенно утрачивают свою специфичность, и если первоначально анализируют или синтезируют акустические и кинестетические дифференциальные признаки фонем и артикулем, то постепенно берут на себя функцию анализа и синтеза звуковых, акустических и артикуляторных комплексов, которые входят в слог, в слово (рис. 2). В этих же отделах осуществляется запоминание множества специфических для каждого языка слогов и комплексов звукосочетаний, которые, редуцируясь за счет гласных и сонорных согласных, хранят информацию о звуковом составе слова. При поражении этих зон возникают варианты сенсорной, акустико-гностической и афферентной кинестетической моторной афазии.
Познавательная деятельность опирается не на одну, а на несколько модальностей. Сложную системную работу целой группы анализаторов выполняют третичные зоны второго функционального блока. Они расположены на границе как затылочной, височной и заднетеменной коры, так и нижнетеменных и задневисочных отделов. Их основная часть (поле 39) — нижнетеменная область — занимает почти четвертую часть всего блока приема, переработки и хранения информации. Эти третичные зоны задних отделов реагируют на обобщенные признаки, например, признаки того или иного предмета, движения, передаваемые словом. Такая работа третичных зон задних отделов
•ч
Речь и афазия - ц
я # Дv*4 / •*■ «11
[1рф % \ if e
//fcS^v^1 %^ . • Iff
—"> ^ S4 о < s
\/^ О £ JS; X
ы s Is
4" Јh Q П
^в \ SB § I
№%$%?.„ f pi
W*Sa^ ^ / ill
Mr VV^w/ 2 leg.
vtxVy'Wbe I» til ell
* о
, г М. К. Шохор-1 роцкая
1 б ______ i________________________________________________________ -. ____
коры необходима для построения уровня символических процессов — для операций значениями слов, сложными логическими и грамматическими структурами, для счета, для хранения их в памяти и т. п.
Развивая идеи Л. С. Выготского (1934), А. Р. Лурия сформулировал три основных закона, по которым построена работа отдельных частей коры, входящих в блок получения, переработки и хранения информации.
Первый закон — закон иерархического строения входящих в состав этого блока корковых зон. У маленького ребенка для обеспечения формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, связанных с той или иной периферической анализаторной системой. Для формирования успешной работы вторичных зон, обеспечивающих организацию комплексных форм слуховой, зрительной или кинестетической чувствительности (например, акустические параметры фонем, вычленение элементов предмета, артикуляторные дифференциальные признаки фонем и т. д.), необходима сохранность функционирования первичных чувствительных зон. Сформи-рованность у ребенка вторичных (гностических) зон коры обеспечивает формирование у него третичных зон.
В отличие от ребенка у взрослого ведущими являются третичные зоны коры. Как подчеркивает А. Р. Лурия, воспринимая окружающий мир, взрослый человек организует, кодирует свои впечатления в определенные логические системы. В связи с этим высшие третичные зоны коры управляют работой подчиненных им вторичных зон коры, а при их поражении оказывают на них компенсирующее воздействие, т. е. работа зон коры зависит от сохранности высших: вторичных зон — от третичных, первичных — от вторичных, афферентация подкорковых отделов — от сохранности первичных отделов коры.
Второй закон работы задних отделов коры головного мозга — закон убывающей специфичности иерархи-
Речь и афазия ' "1
Рис. 3. Миелогенетическая кора Фогтов.
чески построенных зон коры, входящих в их состав. Третичные зоны задних отделов коры головного мозга, обозначенные как зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов (теменно-затылочных, височно-затылоч-ных или теменно-височно-затылочных), осуществляют сложные симультанные пространственные синтезы символического уровня, интегрируя, например, дифференциальные признаки слова или словосочетания. Они обобщают социальный опыт индивидуума, закрепленный уже не на уровне периферического ощущения, а на уровне слова. Например, слово «яблоко» стягивает пучок словесно, символически организованных дифференциальных признаков этого символа посредством понятий (твердое, круглое, сладкое и т. д.). Таким образом, третичные зоны участвуют в сложных познавательных процессах.
Третий, основной, закон формулируется как закон прогрессивной латерализации функций, вступающих в действие по мере перехода от первичных зон мозговой коры к вторичным и третичным зонам.
Лишь построенные по соматотопическому принципу первичные зоны правого и левого полушарий равноцен-
М. К. Шохор-Троцкая
I О —.---------------------------------------------------------------------------------------
ны. Каждая из этих первичных зон является проекцией контралатеральных, расположенных на противоположной стороне поверхностей. Иначе обстоит с сугубо человеческими вторичными и третичными зонами (рис. 3).
Блок программирования, регуляции и контроля деятельности — третий функциональный блок.Организация активной, сознательной, целенаправленной деятельности обеспечивается третьим функциональным мозговым блоком, расположенным в лобных отделах головного мозга. Этот блок создает замыслы, формирует планы и программы действий, следит за эффектом выполнения и т. д. Первичные проекционные зоны, находящиеся в передней центральной извилине, являются исполнительным аппаратом мозговой коры, подготавливающим двигательные программы. Однако решающее значение в подготовке двигательных импульсов имеют вторичные и третичные зоны этого функционального блока. Вторичные премо-торные отделы коры развертывают сложное действие или речевой акт по линейному признаку во времени, т. е. сук-цессивно. В процессе функционирования этих отделов коры головного мозга осуществляется серийная организация речевого акта, письма.
Третичные, префронтальные отделы лобной доли играют решающую роль в формировании намерений и программы, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Лобные доли мозга обладают мощной системой восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией, получают от ретикулярной формации мощные энергетичные, тонизирующие импульсы. Третичные, префронтальные отделы лобных долей фактически надстроены над всеми зонами коры головного мозга. Они отвечают за общую организацию поведения.
А. Р. Лурия подчеркивает, что поскольку любая форма деятельности является результатом деятельности слож-
Речь и афазия
ной функциональной системы, она базируется на совместной работе всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осуществление, а также на деятельности правого, субдоминантного полушария.
Каждое из приведенных в этом разделе фундаментальных положений А. Р. Лурия имеет непосредственное отношение как к пониманию механизмов нарушения произвольной и пара- или псевдопроизвольной (репродуктивной) деятельности при разных формах афазии, так и к проблеме компенсации и коррекционно-педагогической работе по преодолению нарушений речевых функций.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Основоположником отечественной психологии Л. С. Выготским было показано, что процесс развития высших форм психической деятельности всегда лежит в общении ребенка со взрослым. Действие, разделенное сначала между взрослым, обучающим ребенка плану выполнения той или иной операции, и ребенком, обучающимся тому или иному действию или операции, постепенно, после овладения в той или иной степени планом действия и регуляцией этим произвольным действием при помощи сначала устного, а затем внутреннего проговари-вания начинает осуществляться самим ребенком. При участии речевого контроля у ребенка формируются различные навыки, именуемые в клинике нервных болезней праксисом. Вне процесса речевого общения речь у ребенка развиваться не может, тому имеется множество примеров в литературе [Спрингер Д., 1985].
Воспитание у ребенка элементарного произвольного действия или движения диктуется необходимостью подготовки его к социальному самообслуживанию. Уже со 2-го