Восстановление опти ко- пространствен ной функции, нарушенной по доминантному типу

Данный вид работы подчинен главной задаче восстановления высших, обобщенных уровней пространственно-ориентировочной деятельности. Эта работа включает следующие направления:

• восстановление схематических представлений о пространст- ]
венных соотношениях объектов действительности. С этой це- j
лью предлагаются такие упражнения, как поворот фигуры в j
пространстве. Сначала эта работа проводится на материале,
оформленном ситуативно, сюжетно: больному предъявляют
макет комнаты с фигуркой стоящего посредине человека и про­
сят повернуть ее лицом к двери. Затем дается инструкция по-J
вернуть фигуру к себе и от себя. С течением времени опора на |
ситуацию устраняется и осуществляется переход к оперирова­
нию геометрическими фигурами— реальными, затем— рисо- ]
ванными;

• работа с географической картой, которая включает:

— нахождение сторон и частей света;

— нахождение тех или иных объектов — стран, городов, рек
и т.д.;

— перенос географических объектов с обычной карты на немую;

— самостоятельное заполнение немой карты с предваритель- 1
ным ознакомлением с данной местностью по обычной карте;

• работа с часами:

— «оживление» роли цифр, стрелок, делений на минуты и т.д. I
Подобное «оживление» может проводиться с помощью обыгрывания j
наиболее стереотипных значений понятия времени и его компонен- 1
тов. Так, обсуждаются понятия «полночь», «полдень», «5 минут», j
«минута», «час» и пр., в прямом и переносном смысле. Приводятся 1
примеры из хорошо знакомых больному произведений художест- I
венной литературы, текстов песен, сказок, кинофильмов и т.д.;

— расстановка стрелок на часах соответственно заданному
времени;

— анализ различий при симметричном расположении стрелок в I
правой и левой части циферблата;

— списывание с циферблата цифр по расставленным стрелкам;

— самостоятельное обозначение заданного времени на немых
часах и т.д.;

— схематическое изображение пространственных ситуаций на
чертеже-плане пути, комнаты и т.п. В дальнейшем пространствен­
ные ситуации предъявляются вне вербального контекста;

• идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в
которых участвуют различные объекты. Например, больному
предъявляется ряд рисунков: кошка на стуле, книга на столе,
книга 6 ящике, собака под стулом, лампа над столом, посуда е
буфете, тапочки под кроватью, птица над домом, книги в
портфеле, ваза на шкафу и т.д. Больной должен указать те ри­
сунки, на которых изображены аналогичные пространствен­
ные ситуации;

• соотнесение реальных пространственных ситуаций с их схе­
матическим изображением (см. схему обследования больных с
нарушением высших психических функций). Для облегчения
решения этой задачи в начале обучения реальные рисунки и
схемы сопровождаются подписями в виде предлогов. Затем эти
подписи убираются, и больной оперируют «голыми» рисунками
и схемами;

• уточнение значений слов с пространственным значением
(внизу, вверху, далеко, близко, сбоку, рядом, в отдалении, на­
право, налево и т.д.), а также автоматизация этих слов в собст­
венной речи больного.

Восстановление конструктивной деятельности

Данная работа начинается с «оживления» понятия формы, раз­мера, а именно с:

• выработки дифференцированного восприятия круглой и
угольной формы, сначала на материале реальных предметов
(«мяч — телевизор, арбуз -— книга» и т.д.), а затем — на гео­
метрических фигурах;

• выработки дифференцированного восприятия размера, неза­
висимо от формы (идентификация различных предметов и гео­
метрических фигур, неодинаковых по размеру);

• срисовывания предметов и геометрических фигур;

• дорисовывания предметов;

• рисования предметов и геометрических фигур из элементов
(кубики Кооса и т.д.);

• конструирования различных деталей.

Восстановление представлений о схеме тела

Схема тела восстанавливается с использованием таких мето­дов, как:

• «смысловое обыгрывание» каждой из частей тела с одно­
временным иллюстративным подкреплением, например, «у
женщины болит голова», «мальчик поранил ногу», «мужчине на
нос села муха», «женщина вдевает в уши серьги», «девочка мо­
ет руки» и т.д.;

• складывание фигуры человека и животных из частей;

• складывание лица человека из частей;

• показ частей тела на другом человеке, на рисунке и на себе;

• срисовывание и самостоятельное рисование людей и жи­
вотных.

__

Наши рекомендации