III. Стадия легких расстройств

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

— уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрика-тов и дифтонгов;

— дифференциация акустических и кинестатических образов,близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных
парафазии;

— отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуко­вом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скорого­
ворках и т.д.

2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысло­вой и синтаксической структуре:

— восполнение пропущенного главного, а также подчиненногопредложения или подчинительного союза в сложноподчиненном
предложении;

— ответы на вопросы еложноподчиненным предложением;

— пересказы текстов без опоры на вопросы;

— составление развернутых планов к текстам;

— подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

— речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова:

— толкование отдельных слов, преимущественно с абстракт­ным значением;

— объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических Iоборотов речи:

— выполнение инструкций, включающих логико-грамматичес- Iкие обороты;

— введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облег-1чающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

— чтение и пересказ развернутых текстов;

— диктанты;

— письменное изложение текстов;

— составление писем, поздравительных открыток и т.п.;

— сочинения на заданную тему.

1. Восстановление связи «артикулема—фонема»:

— письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной Iречи звукам, прочтение этих букв непосредственно после напи- Iсания;

—- выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания I на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе I этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их; |

— письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

— идентификация букв в разных шрифтах;

— нахождение заданных букв в различных текстах (подчерки­вание, выписывание).

2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу со­става слова:

— деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой наразличные графические схемы;

—- выделение любого по счету звука в слове;

—■ пересчет и перечисление слов по буквам (устно);

—■ заполнение пропусков в словах;

— письмо слов из букв, данных вразбивку.

3. Восстановление навыка развернутой письменной речи:

— письмо слов различной звуковой структуры с опорой напредметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назывании
предмета или действия;

— письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в ви­де письменного высказывания по сюжетной картинке в целях ком­
муникации с окружающими;

— письменные изложения и сочинения.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

I. Стадия грубых расстройств

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

II. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

— выработка артикуляторных переключений в пределах слога:с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а» —«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в сло­гах, например,

III. Стадия легких расстройств - student2.ru ~М А~1 I А СТ I I РЕ ЦЕПТ

\/ | I V | | \/

— выработка артикуляторных переключений в пределах слова:слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем — со сложнойзвуковой структурой (например, рецепт и т.д.);

— экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление Iслов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом Iабриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической струк-1турой, ритмизированное произнесение слов и фраз с привлечением
внешних опор— отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание Iразличных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

2. Восстановление фразовой речи:

— преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы Iфразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) +1Р(предикат); S+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор—Iфишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикатив-1ного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;

— преодоление аграмматизма на формально-грамматическом Iуровне: улавливание грамматических искажений — флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифферен-1циация значений единственного и множественного числа, родовых 1значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени Iглагола; восполнение в словах пропущенных грамматических эле- Iментов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на во-1просы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ про- ]стого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопро-1сительных предложений, различных предложных конструкций.

III. Стадия легких расстройств

Программа та же, что и при соответствующей стадии аффе-1 рентной моторной афазии.

При восстановлении письменной речи у больных с моторной! афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоя-1 тельная задача выработки связи «артикулема — графема».

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической
стороны слова:

— дифференциация слов по длине и слоговому составу;

— выделение ударного слога;

— подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

— выделение идентичных элементов в словах — слогов,морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выпи­сывание и т.д.).

2. Восстановление способности к звуко-буквеиному анализу co-jстава слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова. |

4. Восстановление навыка развернутой письменной речи (кон­кретные методики обучения — см. программу восстановительного обучения при афферентной моторной афазии — пп. 2, 3, 4).

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

1. Стадия грубых расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодолениеречевой инактивности, организация произвольного внимания:

— выполнение различных видов неречевой деятельности (ри­сование, лепка и т.д.);

— оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;

— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы поним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами
«да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

— автоматизация в диалогической речи коммуникативнозначимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо»
и т. д.;

— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побу­дительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?»,
«тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

— стимулирование ответов на вопросы с постепенным умень­шением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

— конструирование фраз простейших синтаксических моделейс опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

— выполнение простых грамматических трансформаций поизменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номи­
нативных формах;

— раскладывание серии последовательных картинок соответ- .ственно заключенному в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирова­ния (см. п. 2 разд. «Расстройства средней выраженности при эффе­рентной моторной афазии»— в программе восстановительного
обучения).

5. Стимулирование письменной речи:

— раскладывание подписей под картинками;

— чтение идеограммных слов и фраз.

Наши рекомендации