III. Стадия легких расстройств
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
— уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрика-тов и дифтонгов;
— дифференциация акустических и кинестатических образов,близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных
парафазии;
— отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скорого
ворках и т.д.
2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:
— восполнение пропущенного главного, а также подчиненногопредложения или подчинительного союза в сложноподчиненном
предложении;
— ответы на вопросы еложноподчиненным предложением;
— пересказы текстов без опоры на вопросы;
— составление развернутых планов к текстам;
— подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
— речевые импровизации на заданную тему.
3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
— толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
— объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических Iоборотов речи:
— выполнение инструкций, включающих логико-грамматичес- Iкие обороты;
— введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облег-1чающих восприятие сложных речевых структур.
5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
— чтение и пересказ развернутых текстов;
— диктанты;
— письменное изложение текстов;
— составление писем, поздравительных открыток и т.п.;
— сочинения на заданную тему.
1. Восстановление связи «артикулема—фонема»:
— письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной Iречи звукам, прочтение этих букв непосредственно после напи- Iсания;
—- выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания I на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе I этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их; |
— письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;
— идентификация букв в разных шрифтах;
— нахождение заданных букв в различных текстах (подчеркивание, выписывание).
2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:
— деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой наразличные графические схемы;
—- выделение любого по счету звука в слове;
—■ пересчет и перечисление слов по буквам (устно);
—■ заполнение пропусков в словах;
— письмо слов из букв, данных вразбивку.
3. Восстановление навыка развернутой письменной речи:
— письмо слов различной звуковой структуры с опорой напредметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назывании
предмета или действия;
— письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях ком
муникации с окружающими;
— письменные изложения и сочинения.
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА
I. Стадия грубых расстройств
Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.
II. Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
— выработка артикуляторных переключений в пределах слога:с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а» —«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах, например,
~М А~1 I А СТ I I РЕ ЦЕПТ
\/ | I V | | \/
— выработка артикуляторных переключений в пределах слова:слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем — со сложнойзвуковой структурой (например, рецепт и т.д.);
— экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление Iслов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом Iабриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической струк-1турой, ритмизированное произнесение слов и фраз с привлечением
внешних опор— отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание Iразличных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.
2. Восстановление фразовой речи:
— преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы Iфразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) +1Р(предикат); S+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор—Iфишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикатив-1ного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;
— преодоление аграмматизма на формально-грамматическом Iуровне: улавливание грамматических искажений — флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифферен-1циация значений единственного и множественного числа, родовых 1значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени Iглагола; восполнение в словах пропущенных грамматических эле- Iментов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на во-1просы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ про- ]стого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопро-1сительных предложений, различных предложных конструкций.
III. Стадия легких расстройств
Программа та же, что и при соответствующей стадии аффе-1 рентной моторной афазии.
При восстановлении письменной речи у больных с моторной! афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоя-1 тельная задача выработки связи «артикулема — графема».
Акцент делается на:
1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической
стороны слова:
— дифференциация слов по длине и слоговому составу;
— выделение ударного слога;
— подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;
— выделение идентичных элементов в словах — слогов,морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).
2. Восстановление способности к звуко-буквеиному анализу co-jстава слова.
3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова. |
4. Восстановление навыка развернутой письменной речи (конкретные методики обучения — см. программу восстановительного обучения при афферентной моторной афазии — пп. 2, 3, 4).
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
1. Стадия грубых расстройств
1. Повышение уровня общей активности больного, преодолениеречевой инактивности, организация произвольного внимания:
— выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);
— оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;
— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы поним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами
«да», «нет».
2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
— автоматизация в диалогической речи коммуникативнозначимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо»
и т. д.;
— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?»,
«тише!» и т.д.
3. Преодоление расстройств речевого программирования:
— стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
— конструирование фраз простейших синтаксических моделейс опорой на фишки и простую сюжетную картинку;
— выполнение простых грамматических трансформаций поизменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номи
нативных формах;
— раскладывание серии последовательных картинок соответ- .ственно заключенному в них сюжету.
4. Преодоление расстройств грамматического структурирования (см. п. 2 разд. «Расстройства средней выраженности при эфферентной моторной афазии»— в программе восстановительного
обучения).
5. Стимулирование письменной речи:
— раскладывание подписей под картинками;
— чтение идеограммных слов и фраз.