I. стадия грубых расстройств
1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
* Цифрами обозначены задачи обучения, а тире — методы, которые используются для их решения.
— показ картинных и реальных изображении наиболее упот-1ребляемых предметов и простых действий по их названиям, катего-1
риальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, Iсобаку и пр.», « Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и I
пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого Iесть хвост и т.п.»;
— классификация слов по темам (например: «Одежда», «Me-1бель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;
— ответы утвердительным или отрицательным жестом на про- Iстые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы I
живете в Москве?» и др.
2. Растормаживание произносительной стороны речи:
— сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение Iавтоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели, i
месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз ,с «жестким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирую
щих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!»1и т.п.);
— сопряженное и отраженное произнесение простых слов ифраз;
— затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово{та, та. — Тата, так), или во фразу {ма.ма — мама...; это мама).
3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
— ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуа-1тивном диалоге;
— моделирование ситуаций, способствующих вызову комму- Iникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);
— ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз 1
с помощью пиктограммы и жеста1 с сопряженным проговариванием I
простых слов и фраз.
4. Стимулирование глобального чтения и письма:
— раскладывание подписей под картинками (предметными и Iсюжетными);
— письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание Iпростых текстов;
— сопряженное чтение простых диалогов.
II. Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
— выделение звука из слова;
1 Подробно данная методика будет опубликована отдельно.
— автоматизация отдельных артикулем в словах с различнойслогоритмической структурой;
— преодоление литеральных парафазии путем подбора сначаладискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляциизвуков.
2. Восстановление и коррекция фразовой речи:
— составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)— к более сложным,
включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;
— составление фраз по вопросам, по опорным словам;
— экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката:«кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» т.д.;
— заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;
— развернутые ответы на вопросы;
— составление рассказов по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов с опорой на вопросы.
3. Работа над семантикой слова:
— выработка обобщенных понятий;
— смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путем включения их в различные смысловые контексты;
— заполнение пропусков во фразе;
— завершение предложений разными словами, подходящимипо смыслу;
— подбор антонимов, синонимов.
4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:
— звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трехслож-ные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквен-
ную структуру слова, постепенное свертывание числа внешних опор;
— заполнение пропущенных букв и слогов в словах;
— списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой насамоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;
— чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных
слогов и букв;
— заполнение в текстах при чтении и письме пропущенныхслов, отрабатываемых в устной речи.