Акустико-мнестическая афазия
Понимание речи и объем слухо-речевой памяти
Больным с грубой акустико-мнестической афазией понимание коротких речевых конструкций, как правило, доступно. При восприятии более развернутых текстов обнаруживаются ошибки осмысления. Больные начинают волноваться, переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен. При предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова. Первичных нарушений фонематического слуха не выявляется, однако объем слухо-речевой памяти часто недостаточен для удержания речевого ряда даже из 3-х и более элементов— гласных звуков или слов. Простые (однозначные) устные инструкции больные, как правило, выполняют, многочленные — нет.
При более легкой степени выраженности афазии понимание ситуативной, диалогической и некоторых форм внеситуативной речи страдает незначительно. Однако восприятие развернутых текстов, особенно
по радио, затрудняет больного, как и выполнение многочисленных I устных инструкций. При серийном предъявлении названий предме-1 тов и частей тела иногда возникает отчуждение смысла слова.
Спонтанная речь
У больных с грубой акустико-мнестической афазией экспрес-1 сивная речь представлена короткими фразами, разнообразными по! лексико-грамматической структуре. Вместе с тем имеют место дос-1 таточно частые вербальные парафазии и паузы, обусловленные ха-| рактерными трудностями нахождения нужного слова. В длинных,! сложных по звуковой структуре словах, имеются искажения в по-1 следовательности звукоряда, составляющего слово: перестановки,! пропуски, добавки звуков и слов в результате антиципации, слабо-1 сти акустических следов. Особенно затрудняет больного продуци-1 рование малочастотных слов.
У больных с более легкой степенью выраженности данной фор- I мы афазии экспрессивная речь достаточно развернута, словарный I состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями 1 различных синтаксических моделей. Несколько ограничено при | этом использование длинных фраз с придаточными предложения-1 ми, причастными, деепричастными оборотами и т.д. Иногда выяв- I ляются трудности нахождения нужного слова по амнестическому I типу и еще реже— затруднения в организации последовательной I звуковой структуры сложных слов.
Повторная речь
Повторная речь у больных даже с грубым речевым дефектом I как функция не страдает, но имеют место ошибки, связанные с не-1 достаточностью удержания воспринятого текста. Слова и фразы, I доступные для непосредственного восприятия и повторения, оказы- I ваются забытыми, «стертыми» после введения какой-либо интерференции (пауза, вопрос, счет и т.п.).
При меньшей выраженности речевого расстройства повторная I речь практически сохранена, за исключением повторения разверну- ] тых речевых конструкций, серий слов и фраз. Здесь явно сказывается недостаточность объема удержания речевой информации и ела- ] бость акустических следов.
Диалогическая речь
Диалогическая речь больных со всеми степенями выраженности данной формы афазии оказывается нарушенной менее осталь-
видов речевой деятельности, поскольку здесь возможно восприятие речевой информации парциально.
Называние
У больных с грубо выраженным дефектом речи имеются трудности называния, преимущественно предметов. В основе— недостаточность в сфере зрительных представлений. Часто выражены трудности актуализации имен собственных и названий цифр. При более легкой афазии имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов, некоторых имен собственных, чисел, дат, запоминания номеров телефонов.
Фраза по сюжетной картинке
У больных со всеми степенями выраженности данной формы афазии возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.
Пересказ текстов
При грубо выраженной акустико-мнестической афазии пересказ затруднен существенным образом. Качество его прямо зависит от длины рассказа и сложности сюжета, т.е. основным препятствием является трудность удержания фрагментов текста. При менее грубом дефекте пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.
Чтение
Чтение как функция при данной форме афазии не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.
Письмо
У всех больных с акустико-мнестической афазией состояние Функции письма «опережает» устную речь, независимо от степени выраженности дефекта. Звуко-буквенный анализ состава слова первично не страдает, однако в письме под диктовку имеют место ошибки, связанные с трудностями удержания воспринимаемого на слух текста: пропуски слов, вербальные парафазии.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Экспрессивная речь
Экспрессивная речь у больных с данной формой афазии прак-1 тически не изменена. Можно отметить лишь ограничение числа I сложных логико-грамматических оборотов речи, более редкое (в I сравнении с нормой), использование пространственных предлогов и слов с пространственным значением.
Понимание речи
Понимание ситуативной и неситуативной речи доступно в том I случае, если в ней отсутствуют сложные логико-грамматические I обороты речи. Тексты, содержащие логико-грамматические по- I строения, как правило, понимаются больными с трудом. При этом I может иметь место преобладание трудностей понимания сложных I конструкций того или иного типа: атрибутивных, возвратных, стра- 1 дательных, инвертированных, пространственных и т.д. Эти наруше-пия понимания являются следствием характерного для больных I этой группы импрессивного аграмматизма. Больных затрудняет I также понимание значений пространственных предлогов и отдель-1 ных морфем, например, приставок со значением удаления, прибли- I жения и т.д. Кроме того, больные не в состоянии соотнести значе- I ние предлога со схемой, изображающей пространственные взаимо- I отношения объектов.
У большинства больных с семантической афазией имеют место нарушения симультанного зрительного гнозиса. Отмечаются и пер- ] вичные расстройства функции счета. Страдает, в частности, пред-ставление о разрядном строении числа, больные затрудняются в I простых счетных операциях «с переходом через десяток».
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ (типовые программы)
Восстановительное обучение основано на одном из самых важ-1 ных свойств головного мозга— способности к компенсации. Для I восстановления нарушенных функций используются как прямые, так ] и обходные компенсаторные механизмы. Прямые растормаживаю-1 щие методы работы в основном используются в инициальной стадии I заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифунк- I циональных возможностей. Это предполагает выход нервных клеток!
состояния временного угнетения, связанного, как правило, с явлениями диашиза (охранительного торможения). Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счет введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций — как внутри одного анализатора, так и с привлечением других неповрежденных анализаторов.
Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.
Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи.
Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.
Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.
Ниже приводятся типовые программы восстановительного обучения при разных формах афазии, дифференцированные в зависимости от степени выраженности речевого дефекта. У одних больных, составляющих большинство, грубость расстройства речи определяется стадией восстановительного периода; у других — дефект остается грубым и на поздних стадиях восстановления.*