Акустико-мнестическая афазия

Понимание речи и объем слухо-речевой памяти

Больным с грубой акустико-мнестической афазией понимание коротких речевых конструкций, как правило, доступно. При воспри­ятии более развернутых текстов обнаруживаются ошибки осмысле­ния. Больные начинают волноваться, переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен. При предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова. Первичных нарушений фонематического слуха не выявляется, однако объем слухо-речевой памяти часто не­достаточен для удержания речевого ряда даже из 3-х и более элемен­тов— гласных звуков или слов. Простые (однозначные) устные ин­струкции больные, как правило, выполняют, многочленные — нет.

При более легкой степени выраженности афазии понимание ситуа­тивной, диалогической и некоторых форм внеситуативной речи страда­ет незначительно. Однако восприятие развернутых текстов, особенно

акустико-мнестическая афазия - student2.ru по радио, затрудняет больного, как и выполнение многочисленных I устных инструкций. При серийном предъявлении названий предме-1 тов и частей тела иногда возникает отчуждение смысла слова.

Спонтанная речь

У больных с грубой акустико-мнестической афазией экспрес-1 сивная речь представлена короткими фразами, разнообразными по! лексико-грамматической структуре. Вместе с тем имеют место дос-1 таточно частые вербальные парафазии и паузы, обусловленные ха-| рактерными трудностями нахождения нужного слова. В длинных,! сложных по звуковой структуре словах, имеются искажения в по-1 следовательности звукоряда, составляющего слово: перестановки,! пропуски, добавки звуков и слов в результате антиципации, слабо-1 сти акустических следов. Особенно затрудняет больного продуци-1 рование малочастотных слов.

У больных с более легкой степенью выраженности данной фор- I мы афазии экспрессивная речь достаточно развернута, словарный I состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями 1 различных синтаксических моделей. Несколько ограничено при | этом использование длинных фраз с придаточными предложения-1 ми, причастными, деепричастными оборотами и т.д. Иногда выяв- I ляются трудности нахождения нужного слова по амнестическому I типу и еще реже— затруднения в организации последовательной I звуковой структуры сложных слов.

Повторная речь

Повторная речь у больных даже с грубым речевым дефектом I как функция не страдает, но имеют место ошибки, связанные с не-1 достаточностью удержания воспринятого текста. Слова и фразы, I доступные для непосредственного восприятия и повторения, оказы- I ваются забытыми, «стертыми» после введения какой-либо интерфе­ренции (пауза, вопрос, счет и т.п.).

При меньшей выраженности речевого расстройства повторная I речь практически сохранена, за исключением повторения разверну- ] тых речевых конструкций, серий слов и фраз. Здесь явно сказывает­ся недостаточность объема удержания речевой информации и ела- ] бость акустических следов.

Диалогическая речь

Диалогическая речь больных со всеми степенями выраженно­сти данной формы афазии оказывается нарушенной менее осталь-

видов речевой деятельности, поскольку здесь возможно вос­приятие речевой информации парциально.

Называние

У больных с грубо выраженным дефектом речи имеются труд­ности называния, преимущественно предметов. В основе— недос­таточность в сфере зрительных представлений. Часто выражены трудности актуализации имен собственных и названий цифр. При более легкой афазии имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов, некоторых имен собственных, чи­сел, дат, запоминания номеров телефонов.

Фраза по сюжетной картинке

У больных со всеми степенями выраженности данной формы афазии возможности конструирования фразы по сюжетной картин­ке соответствуют возможностям устной речи.

Пересказ текстов

При грубо выраженной акустико-мнестической афазии пере­сказ затруднен существенным образом. Качество его прямо зависит от длины рассказа и сложности сюжета, т.е. основным препятстви­ем является трудность удержания фрагментов текста. При менее грубом дефекте пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.

Чтение

Чтение как функция при данной форме афазии не страдает. По­нимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.

Письмо

У всех больных с акустико-мнестической афазией состояние Функции письма «опережает» устную речь, независимо от степени выраженности дефекта. Звуко-буквенный анализ состава слова пер­вично не страдает, однако в письме под диктовку имеют место ошибки, связанные с трудностями удержания воспринимаемого на слух текста: пропуски слов, вербальные парафазии.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Экспрессивная речь

Экспрессивная речь у больных с данной формой афазии прак-1 тически не изменена. Можно отметить лишь ограничение числа I сложных логико-грамматических оборотов речи, более редкое (в I сравнении с нормой), использование пространственных предлогов и слов с пространственным значением.

Понимание речи

Понимание ситуативной и неситуативной речи доступно в том I случае, если в ней отсутствуют сложные логико-грамматические I обороты речи. Тексты, содержащие логико-грамматические по- I строения, как правило, понимаются больными с трудом. При этом I может иметь место преобладание трудностей понимания сложных I конструкций того или иного типа: атрибутивных, возвратных, стра- 1 дательных, инвертированных, пространственных и т.д. Эти наруше-пия понимания являются следствием характерного для больных I этой группы импрессивного аграмматизма. Больных затрудняет I также понимание значений пространственных предлогов и отдель-1 ных морфем, например, приставок со значением удаления, прибли- I жения и т.д. Кроме того, больные не в состоянии соотнести значе- I ние предлога со схемой, изображающей пространственные взаимо- I отношения объектов.

У большинства больных с семантической афазией имеют место нарушения симультанного зрительного гнозиса. Отмечаются и пер- ] вичные расстройства функции счета. Страдает, в частности, пред-ставление о разрядном строении числа, больные затрудняются в I простых счетных операциях «с переходом через десяток».

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ (типовые программы)

Восстановительное обучение основано на одном из самых важ-1 ных свойств головного мозга— способности к компенсации. Для I восстановления нарушенных функций используются как прямые, так ] и обходные компенсаторные механизмы. Прямые растормаживаю-1 щие методы работы в основном используются в инициальной стадии I заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифунк- I циональных возможностей. Это предполагает выход нервных клеток!

состояния временного угнетения, связанного, как правило, с явле­ниями диашиза (охранительного торможения). Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушен­ной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счет введения но­вых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций — как внутри одного анализатора, так и с привлечением других неповрежденных анализаторов.

Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойст­ва личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и т.д.

Восстановительное обучение проводится по специальной, зара­нее разработанной программе. Программа должна включать опре­деленные задачи и соответствующие им методы работы, дифферен­цированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуаль­ных особенностей нарушений речи.

Программа обучения строится с соблюдением принципа сис­темности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способно­стей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

Ниже приводятся типовые программы восстановительного обу­чения при разных формах афазии, дифференцированные в зависимо­сти от степени выраженности речевого дефекта. У одних больных, составляющих большинство, грубость расстройства речи определя­ется стадией восстановительного периода; у других — дефект оста­ется грубым и на поздних стадиях восстановления.*

Наши рекомендации