Речевые статусы при разных формах афазии

Следует иметь в виду определенную условность приводимых речевых статусов, поскольку на практике достаточно редко встре­чаются «чистые» случаи, строго укладывающиеся в стандартные клинические картины. Нельзя забывать и об индивидуальных осо­бенностях того или иного афазического синдрома. Описание имеющихся при этом конкретных диссоциаций не может быть пре­дусмотрено заранее.

В описания речевой функции больных входят рубрики, наибо­лее ярко отражающие, с одной стороны, системность дефекта (расстройства разных сторон речевой функции), а с другой, его спе­цифику, обусловленную нарушенной предпосылкой пострадавшего вида импрессивной или экспрессивной речи: спонтанная речь; рече­вые автоматизмы; повторная речь; диалогическая речь; называние; фраза по сюжетной картинке; пересказ текста; понимание речи; объем слухо-речевой памяти; состояние функции чтения, письма; состояние орального, артикуляционного и символического пракси-са. Последовательность этих рубрик варьирована в зависимости от формы афазии. В описаниях «моторных афазиях» на первый план выносится состояние артикуляционного праксиса, экспрессивная зечь, а затем уже понимание речи, а в описаниях «сенсорных» — чаоборот. В некоторых формах афазии описание тех или иных сто-эон вообще опущено как несущественное для данного синдрома.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Оральный и артикуляционный праксис

При грубой афферентной моторной афазии как правило нару­шены и оральный и артикуляционный праксис. Больные иногда оправляются лишь с имитацией простых оральных поз, а выполне­ние их по устной инструкции в большинстве случаев им недоступ­но. Наблюдаются поиски позы, проявляющиеся в беспорядочных движениях языка и губ. Артикуляционная апраксия является пер-зичным дефектом при данной форме афазии и составляет следова-гельно «ядро» всего синдрома. Часто у больных имеются затрудне­ния в повторении даже гласных. Несколько облегчает задачу опора на визуальный артикуляторный образ фонемы.

При менее грубой степени выраженности данной формы афазии гакже имеются нарушения орального и артикуляционного праксиса. Отдельные позы больные выполняют не только по образу, но и по устной инструкции. При этом присутствуют ошибки, поиски позы. Больные смешивают близкие по артикуляции звуки, не всегда справляются с воспроизведением их по акустическому образцу.

При легкой степени афазии отмечаются незначительные нару­шения орально-артикуляционного праксиса, проявляющиеся в ос­новном в усложненных условиях.

Спонтанная речь

При грубой степени выраженности речевого дефекта спонтан­ная устная речь практически отсутствует, имеется лишь речевой «эмбол», заменяющий больным вербальную речь при попытках об­щения с окружающими. «Эмбол» экспрессивно насыщен, богато интонирован. В моменты эмоционального подъема возможно про­изнесение высоко автоматизированных речевых штампов типа да­вай, как же так? не знаю, ох! и т.д. Больные широко пользуются жестами и мимикой.

При менее грубом дефекте речи спонтанная речь больных бед­на, состоит из отдельных слов. Фразовая речь возможна лишь у от­дельных больных. Фраза примитивна по логической структуре.

Имеются аграмматизмы «согласования», трудности употреблена предлогов. Активный словарь состоит из высокочастотных слов простых по звуковой структуре и относящихся, как правило, к бы­товой тематике. В целом спонтанное высказывание носит выражен­ный ситуативный характер. Произносительные трудности проявля­ются в поисках отдельных артикулем и приводят к звуковым иска­жениям и литеральным парафазиям (особенно в начале слова) Абрис слова в большинстве случаев сохраняется. Темп речи нор­мальный, интонация адекватна содержанию высказывания, иногде имеются ошибки в ударении. Речевая активность достаточна, но е основном коммуникативная речь ограничена диалогической. Моно­лог недоступен.

В случае легкой степени выраженности афазии спонтанная речь достаточно развернута. Фраза разнообразна по логической и син­таксической структуре. Имеются отдельные аграмматизмы. Сло­варный состав богатый: в активном пользовании больного не толькс конкретная бытовая лексика, но и отдельные малочастотные слова, слова с переносным значением. Высказывание не всегда носит си­туативный характер. Больной в состоянии дать словесное изложе­ние какого-либо отвлеченного события. Речевая активность доста­точно высокая: больной охотно вступает в речевое общение.

Речевые автоматизмы

У больных с грубой афферентной моторной афазией отсутст­вуют даже речевые автоматизмы, артикулирование которых являет­ся высоко упроченным преморбидно. Это свидетельствует о гру­бейшем нарушении артикуляционного праксиса. Иногда возможны их отдельные фрагменты, например, сопряженный или отряженный счет, пение со словами. В менее грубых случаях речевые автоматиз­мы сохраняются и произносительные трудности значительно сгла­жены. У больных с легкой степенью выраженности речевого дефек­та речевые автоматизмы полностью сохраняются, и следовательно артикуляционная апарксия, имеющая место в других видах речи, на них не распространяется.

Повторная речь

При грубой степени речевого расстройства повторная речь, как правило, отсутствует, за исключением способности повторять от­дельные гласные звуки. Иногда возможно повторение некоторых губных согласных (с опорой на артикул яторный образ звука ипо акустическому образцу), а также воспроизведение абрисов отдель-

ibix простых по звуковой структуре слов. При средней степени вы-эаженности дефекта повторная речь «опережает» спонтанную: зольные повторяют отдельные звуки, слова и даже простые фразы. При этом произносительные трудности выражены менее сущест­венно, чем в спонтанном высказывании.

У больных с легкими расстройствами речевой функции повтор­ная речь страдает незначительно.

Диалогическая речь

При грубой степени выраженности афферентной моторной афа­зии диалогическая речь отсутствует. Отдельные больные способны дать ответы лишь словами «да», «нет». Больным с менее грубой афазией диалогическая речь в большинстве случаев доступна, но ответы носят стереотипный характер. Имеется тенденция к исполь­зованию слов, содержащихся в вопросе, для формулирования отве­та. Лишь иногда ответы самостоятельны, но «привязаны» к вопросу. При легкой степени нарушений речи диалогическая речь полностью сохранена.

Называние

У больных с грубой афазией называние чаще всего отсутствует, однако вторично, поскольку основной причиной является неспо­собность произнесения слова, даже если оно присутствует во внут­ренней речи. При менее грубом речевом дефекте возможно называ­ние отдельных часто употребляемых предметов и наиболее распро­страненных действий, т.к. артикулирование составляющих их звуков речи является достаточно упроченным преморбидно. Вместе с тем в этом виде речевой деятельности также выражены трудности, характерные для спонтанной речи. При легкой афазии называние как функция не страдает.

Фраза по сюжетной картинке

Больным с грубой афазией составление фраз по сюжетной кар­тинке недоступно. При меньшей степени грубости речевого дефек­та возможно составление простой по синтаксической конструкции фразы по сюжетной картинке, в основном бытового содержания. Это обусловлено тем, что артикуляционное выражение оборотов ре­чи, используемых в этих случаях, более освоено преморбидно, и сле­довательно прочнее. Больные с легким расстройством речи, как пра­вило, достаточно легко составляют фразы по сюжетной картинке.

Имеются аграмматизмы «согласования», трудности употребления предлогов. Активный словарь состоит из высокочастотных слов, простых по звуковой структуре и относящихся, как правило, к бы­товой тематике. В целом спонтанное высказывание носит выражен­ный ситуативный характер. Произносительные трудности проявля­ются в поисках отдельных артикулем и приводят к звуковым иска­жениям и литеральным парафазиям (особенно в начале слова). Абрис слова в большинстве случаев сохраняется. Темп речи нор­мальный, интонация адекватна содержанию высказывания, иногда имеются ошибки в ударении. Речевая активность достаточна, но в основном коммуникативная речь ограничена диалогической. Моно­лог недоступен.

В случае легкой степени выраженности афазии спонтанная речь достаточно развернута. Фраза разнообразна по логической и син­таксической структуре. Имеются отдельные аграмматизмы. Сло­варный состав богатый: в активном пользовании больного не только конкретная бытовая лексика, но и отдельные малочастотные слова, слова с переносным значением. Высказывание не всегда носит си­туативный характер. Больной в состоянии дать словесное изложе­ние какого-либо отвлеченного события. Речевая активность доста­точно высокая: больной охотно вступает в речевое общение.

Речевые автоматизмы

У больных с грубой афферентной моторной афазией отсутст­вуют даже речевые автоматизмы, артикулирование которых являет­ся высоко упроченным преморбидно. Это свидетельствует о гру­бейшем нарушении артикуляционного праксиса. Иногда возможны их отдельные фрагменты, например, сопряженный или отряженный счет, пение со словами. В менее грубых случаях речевые автоматиз­мы сохраняются и произносительные трудности значительно сгла­жены. У больных с легкой степенью выраженности речевого дефек­та речевые автоматизмы полностью сохраняются, и следовательно артикуляционная апарксия, имеющая место в других видах речи, на них не распространяется.

Повторная речь

При грубой степени речевого расстройства повторная речь, как правило, отсутствует, за исключением способности повторять от­дельные гласные звуки. Иногда возможно повторение некоторых губных согласных (с опорой на артикуляторный образ звука и по акустическому образцу), а также воспроизведение абрисов отдель-

-ibix простых по звуковой структуре слов. При средней степени вы-заженности дефекта повторная речь «опережает» спонтанную: зольные повторяют отдельные звуки, слова и даже простые фразы. При этом произносительные трудности выражены менее сущест­венно, чем в спонтанном высказывании.

У больных с легкими расстройствами речевой функции повтор­ная речь страдает незначительно.

Диалогическая речь

При грубой степени выраженности афферентной моторной афа­зии диалогическая речь отсутствует. Отдельные больные способны дать ответы лишь словами «да», «нет». Больным с менее грубой афазией диалогическая речь в большинстве случаев доступна, но ответы носят стереотипный характер. Имеется тенденция к исполь­зованию слов, содержащихся в вопросе, для формулирования отве­та. Лишь иногда ответы самостоятельны, но «привязаны» к вопросу. При легкой степени нарушений речи диалогическая речь полностью сохранена.

Называние

У больных с грубой афазией называние чаще всего отсутствует, однако вторично, поскольку основной причиной является неспо­собность произнесения слова, даже если оно присутствует во внут­ренней речи. При менее грубом речевом дефекте возможно называ­ние отдельных часто употребляемых предметов и наиболее распро­страненных действий, т.к. артикулирование составляющих их звуков речи является достаточно упроченным преморбидно. Вместе с тем в этом виде речевой деятельности также выражены трудности, характерные для спонтанной речи. При легкой афазии называние как функция не страдает.

Фраза по сюжетной картинке

Больным с грубой афазией составление фраз по сюжетной кар­тинке недоступно. При меньшей степени грубости речевого дефек­та возможно составление простой по синтаксической конструкции фразы по сюжетной картинке, в основном бытового содержания. Это обусловлено тем, что артикуляционное выражение оборотов ре­чи, используемых в этих случаях, более освоено преморбидно, и сле­довательно прочнее. Больные с легким расстройством речи, как пра­вило, достаточно легко составляют фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов

При грубой степени выраженности речевого дефекта переск текстов невозможен. В менее грубых случаях больные способь пересказать текст, но лишь в форме ответов на вопросы или же i подробному плану.

В легких случаях пересказ текстов возможен, однако имект трудности формулирования сложных фраз, встречаются отдельнь аграмматизмы. Свободному изложению текста препятствуют и пр< износительные трудности, характерные для экспрессивной речи целом.

Затруднения в пересказе текстов, как и в спонтанной речи, npi нято расценивать как свидетельство системной зависимости лекс£ ко-граммэтической стороны речи от артикуляционной.

Понимание речи

Больные даже с грубой афферентной моторной афазией в об щем понимают обращенную к ним речь, и в частности, ситуативно бытовую. Более сложные виды речи не всегда доступны понима нию, особенно логико-грамматические обороты. Иногда имеются элементы отчуждения смысла слова при показе предметов, частей тела, а также ошибки в выполнении устных инструкций. Как приня то считать, это обусловлено невозможностью полноценной опорь на проговаривание при восприятии на слух соответствующих слов i фраз. Больные не в состоянии также понимать речь по радио, раз­вернутую монологическую и диалогическую речь окружающих. Фонематический слух при этом первично не страдает.

Больные с менее грубым речевым дефектом понимают обра­щенную к ним речь, справляются с показом предметов и частей те­ла, а также с выполнением устных инструкций. Однако разверну­тую монологическую речь окружающих, а также речь по радио час­то не понимают, так же как и сложные логико-грамматические обороты речи. Имеются затруднения в осмыслении слов с перенос­ным значением, пословиц, текстов со сложным сюжетом. Фонема­тический слух сохранен.

При легкой степени выраженности артикуляционной апраксии понимание речи практически сохранено.

Объем слухо-речевоЙ памяти

У больных с грубой афферентной моторной афазией определить объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев невозможно:

повторение у них отсутствует, а использование условных моторных реакций осложнено наличием изменений нейродинамики, как пра­вило, сопутствующих грубому речевому дефекту.

При средней степени грубости речевого расстройства объем слухо-речевой памяти, как правило, сужен за счет трудностей про-говаривания, подкрепляющего процесс удержания воспринимаемо­го акустического ряда.

У больных с легкой формой афферентной моторной афазии объем слухо-речевоЙ памяти практически не сужен.

Состояние функции чтения

При грубой афферентной моторной афазии чтение отсутствует, поскольку имеет место распад ассоциативной связи «графема—арти-кулема». У ряда больных имеются лишь элементы глобального чте­ния «про себя», которые обнаруживаются при предъявлении идео-граммных слов и при выполнении заданий разложить подписи под картинками (3-5 картинок). Чтение вслух отсутствует, даже автомати­зированных рядов. Исключение может составлять чтение вслух имен близких людей —- мужа, дочери, сына и т.д. Буквы вслух больные не прочитывают, но иногда правильно показывают их по названию.

При меньшей грубости дефекта чтение как функция имеется, однако сопровождается произносительными трудностями, харак­терными для экспрессивной речи больных. Буквы прочитываются иузнаются.

В случаях легкой афазии чтение практически не нарушено. Имеются лишь отдельные ошибки в сложных по звуковой структу­ре словах, отражающие общие нарушения произношения.

Состояние функции письма

При грубой степени выраженности афферентной моторной афа­зии письмо как функция отсутствует из-за распада ассоциативной связи «фонема— графема». Больные в состоянии лишь написать свою фамилию. Может быть доступным также списывание по типу «рабского копирования» с трудностями самокоррекции. Невозмож­но письмо под диктовку даже тех букв, которые узнаются по назва­ниям. Звуко-буквенный анализ состава слова страдает грубейшим образом: больные не в состоянии определить количество букв в слове, а также вставить пропущенную гласную букву даже в про­стое трехбуквенное слово.

При средней степени выраженности данной формы афазии письмо также грубо нарушено. Больные в состоянии списывать сло-

ва и даже простые фразы, однако они не справляются с письмом аналогичного материала под диктовку. При попытках письма мно­гократно повторяется каждый звук слова, больные пытаются «при­вязать» к нему какое-либо упроченное слово (ммм...— «мама»), допускают большое число пропусков, литеральных параграфий и т.д. Звуко-буквенный анализ состава слова существенным образом страдает. Больные ошибаются в определении и количества букв в слове, и их назывании.

У больных с легкой афферентной моторной афазией письмо нарушено не грубо. Больные в состоянии писать под диктовку простые тексты. Искажения носят стандартный характер. Пись- I мо «от себя» страдает больше, хотя попытки письменной комму- I никации имеют место (записки родственникам, поздравления и I т. п.).

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Наши рекомендации