Работа при акустико-гностической сенсорной афазии
При акустико-гностической сенсорной или при акустико-мнестической афазии отмечаются повышенная работоспособность больного и активное стремление к преодолению речевых расстройств. При этом у него может наблюдаться состояние депрессии, в связи с чем логопед должен постоянно его ободрять, давать лишь посильные для выполнения домашние задания, информировать врача об угнетенном или возбужденном состоянии больного.
Задачакоррекционно-педагогической работы является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения, письма.
Логопед опирается на сохранные анализаторные оптическую и кинестетическую систему, а также сохранные функции лобных долей, которые в комплексе создают предпосылки к компенсаторной перестройке нарушенных акустико-гностических функций.
План работы
по восстановлению фонематического слуха на раннем и резидуальном этапах:
Этап неречевого периода работы (несколько дней) проводится в особо грубых случаях. Цель: установление контакта с больным, объяснение самого факта заболевания, организация его учебной деятельности (выполнение посильных заданий), концентрация внимания. Используется неречевые формы работы: списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров. Больному показывают его ошибки, предлагают списывать слово по буквам, разнося их по клеточкам. В процессе этих заданий появляется частичное осознание самого факта своего заболевания, больной, как правило, тяжело его переживает, а в дальнейшем аккуратно выполнят все задания логопеда.
Первый этап—дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом — лопата, ель — велосипед, кот — машина}.
Материал: картинки и полоски бумаги, на которых пишутся четким почерком слова. Задание: разложить подписи к картинкам, картинки к подписям. Больной соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку,
Параллельно с этой работой проводится воспитание акустического внимания больного. на основе оживления оптического внимания. Закрепляется восприятие звучания отдельных слов в процессе их списывания, проговаривание слова во время списывания и воспитания слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состоящие из одного-двух слогов.
Второй этап—дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыба — ноги, забор — трактор, арбуз — топор. Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речью.
Третий этап—дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рак—мак, рука—мука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лев — лес). Больному предлагается выбрать слова, начинающиеся с того или иного звука, опираясь на предметные картинки и подписи к ним.
Четвертый этап—дифференциация фонем, близких по звучанию (дом — том, дом — дым и т. д.).
Для закрепления однозначного восприятия фонем используются различные варианты упражнения по заполнению в слове и фразе пропущенных букв, слов с оппозиционными звуками, значение которых уточняется уже не через рисунок, а через фразеологический контекст. Например, больному предлагается вставить в текст слова тушь, душ, тело, дело и т. д.
Пятый этап — закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текстов.
Восстановление фонематического слуха длится от 2 месяцев до 1—1,5 лет, так как во многих случаях понимание значения слова происходит лишь в контексте и трудности в дифференциации близких фонем еще долго испытываются при самостоятельном письменном изложении мысли.
Кроме этого, ведется работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображенные на картинках острые предметы, все деревянные, металлические или стеклянные, то, что относится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т.д. Такая работа, направленная на оживление различных смысловых связей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количество вербальных парафазии.
Наибольшие трудности преодоления нарушений речи наблюдаются при сочетании акустической агнозии и акустико-гностической афазии, возникающих при двустороннем поражении височных зон. Восстановление речи при этом варианте афазии опирается на сохранное чтение про себя, чтение с губ и остаточные возможности слухового восприятия, которые позволяют соотнести прочитанную, зрительно воспринятую артикуляторную позицию звука, способность его имитированного повторения с воспринятым на слух звуковым сигналом.
Преодоление вербальных парафазий:
- обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориальному признаку.
- вставка пропущенных глаголов и существительных, подбор существительных и наречий к глаголу, прилагательных и глаголов к существительному и т. п. Далеко не всегда следует исправлять больного во время его высказывания, это может травмировать его, вызвать у него раздражение, нарушить с ним контакт.
Логопед записывает вербальные парафазии в своем дневнике и на основе их
Преодоления многоречивости и аграмматизма:
- составление предложений по схеме, по образцу прямых и
Использование письменной речи для восстановления экспрессивной речи: - больному предлагается писать фразы и тексты по простым сюжетным картинкам. Эта работа позволяет ему подыскать нужное слово, отшлифовать высказывание.
- вставки пропущенных в тексте флексий для преодоление ошибок согласования глаголов, существительных и местоимений в роде и числе.
Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма предшествует восстановление чтения, опирающегося на звукобуквенный анализ состава слова. Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.
Восстановительное обучение