Тема 17. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
Проблема своеобразия гуманитарного знания в поле конфликтов сциентизма и антисциентизма. Герменевтика. Х.-Г. Гадамер о взаимоотношениях научного и вненаучного типов познания. Проблема герменевтического круга у В. Дильтея, М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера. Проблема статуса предрассудков и других априорных оснований познания. Объяснительные модели в гуманитарных и естественных науках. Конфликты понимания и объяснения, истины и метода. Текст как единица анализа в социально-гуманитарном познании. Язык и языковые игры.
Тема 18. Вера, сомнение, знание в социальных и гуманитарных науках.
Исторические вехи коллизии веры и знания. Наследие эпохи Просвещения как установки на демонизацию иррациональных видов знания. Л. Витгенштейн о значении слова «знание». Принцип «дверных петель» и роль аксиом в научном познании. Критерии верификации научных истин и проблема соотношения теории и практики. Вненаучные формы познания и проблема границ и статуса научной картины мира. Вера, сомнение и знание как ключевые элементы философской рефлексии. Критика научной модели познания М. Хайдеггером. Программа методологического «дадаизма» П. Фейерабенда. Диалектика конфликта философии и науки в прошлом и настоящем интеллектуальной культуры.
Тема 19. Исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.
Понятие научной программы в контексте анализа науки.Виды исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы. Структура исследовательской программы. Проблема твердого ядра ИП в СГП. Коллекторские программы. Уровни исследовательской программы в СГП. Критерии прогрессивности программ в СГП. Современные исследовательские программы социокультурной динамики.
Тема 20. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
Специфика социо-гуманитарного знания. Различные точки зрения на проблему разделения социальных и гуманитарных наук по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно. Субъективный и объективный подходы к социо-гуманитарному комплексу знаний. Методы социального познания. Своеобразие методов гуманитарных наук. Герменевтика, диалог, коммуникация. Вненаучное социальное знание. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных программ.
Планы семинарских занятий
Занятие 1.
Тема: «Наука: понятие, специфика, рефлексия» (4 ч.)
Понятие истории и философии науки
Литература:
1. Кузнецова Н.И. Философия науки и история науки: эволюция взаимоотношений на фоне ХХ столетия // Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск, 2004 г. С. 100-109. или в Кн.: Философия науки. Вып. 4., М.,1998, с. 61-72.
2. Кузнецова Н.И., Розов М.А. История науки на распутье. Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.1. Новосибирск, 2004 г. с.110- 130. или в кн.: Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 1. с.3-18.
3. Стёпин В.С.. Горохов В.Г., Розов М.А. Предмет философии науки. // Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки. Ч.3.. Новосибирск, 2004 г с.130-180. Либо. Стёпин В.С.. Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. с.3-13, 114-162.
Специфика научного знания. Дисциплинарная структура науки.
Литература:
1. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.,1996.
2. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.
3. Вернадский В.И. О Науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.
4. Ильин В.В. Критерии научности знания М.,1989.
5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.,1985.
6. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании // Вопросы философии 2003, № 12.
7. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1998
8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методологи. М.. 1998.
Наука, антинаука, лженаука.
Литература:
1. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. М., 2001.
2. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.
3. Проблема борьбы с лженаукой // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 10.
4. Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. 2001, № 6
5. Хазен А. О лженауке, и ее последствиях и об ошибках в науке // «Наука и жизнь» 2002, № 10. или Философия науки. Новосибирск, 2004. Ч. 3 С. 213-233.
6. Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии 1992 № 2.
Занятие 2
Тема: «Проблема развития науки в философии» (4 ч.)