Список экзаменационных вопросов по теме
1. Предмет философии науки. Роль философии науки в научном познании.
2. Сущность и функции науки.
3. Классификация наук. Фундаментальные и прикладные исследования.
4. Научное и философское познание: сравнительный анализ.
5. Наука и философия: исторический аспект взаимодействия.
6. Наука и паранаука: сравнительный анализ.
7. Проблема критериев научности.
8. Основные подходы к исследованию науки.
9. Различные подходы к определению социального института науки.
10. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
11. Наука и государство.
12. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.
Раздел II: История науки
2.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела
1. Основные этапы развития науки. Проблема возникновения науки. Преднаука древних цивилизаций.
2. Особенности Античной науки.
3. Наука средневековья и эпохи Возрождения.
4. Наука Нового времени.
5.Особенности современной науки.
Наука появляется на довольно позднем этапе развития человечества. Если время появления первых людей 35-40 тыс. лет назад, то первые ученые, люди, профессионально занимающиеся умственной познавательной деятельностью, могли появиться только тогда, когда уровень развития производства мог обеспечить содержание людей, не занимающихся производительной деятельностью.
История науки подразделяется на ряд этапов: преднаука Древних цивилизаций, античная наука, средневековая наука (которая, в свою очередь, подразделяется на науку европейского средневековья и науку арабского средневековья), наука эпохи Возрождения и Нового времени, неклассическая наука и постнеклассическая наука.
Изучение раздела "История науки" следует начать с социально-экономических, политических и духовных особенностей эпохи рассматриваемого периода. Из всего многообразия этих особенностей следует выделить те, которые имеют отношение к науке, т.е. в наибольшей степени повлияли на развитие науки. Далее следует проанализировать особенности познания того или иного этапа, затем перейти к конкретным достижениям в области науки. При этом важно не только подчеркнуть особенности каждого этапа, но и сравнить науку изучаемого этапа с предшествующим этапом. Следует помнить, что простое перечисление научных открытий, каким бы полным оно не было, еще не дает представления об общих чертах развития науки рассматриваемого периода.
Раздел "История науки" широко представлен в учебниках и учебных пособиях для аспирантов по философии и истории науки. Следует особо отметить работы под ред. С.А.Лебедева – "Философия науки" М., 2004, "Философия и история науки" Огородникова В.П. и др. Помимо учебников и учебных пособий следует использовать справочную литературу – "Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей" – Екатеринбург, 2006; "Философия науки: Словарь основных терминов" М., 2005. и др. Кроме того, следует обратиться к отдельным работам по истории науки того или иного периода. Так, работа И.Рожанского посвящена античной науке, П.П.Гайденко – науке Нового времени. Более глубокое понимание темы обеспечит знакомство с текстами работ ученых разных периодов развития науки – как прошлого (Н.Коперник, Г.Галелей, И.Ньютон и др.) так и современности (И.Пригожин, Ж.Алферов и др). Высказывания ученых о науке и ее роли в жизни общества, о научном творчестве представлены и в хрестоматии, и в отдельных работах (см., например, работы В.П.Вернадского, М.Планка. и др.). Полный список литературы вы можете найти в конце раздела.
Для более углубленного понимания истории науки необходимо обратиться к периодическим изданиям. Журналы "Эпистемология и философия науки", "Философия науки" содержат множество статей по указанной тематике. Найденный в этих журналах материал может послужить хорошей основой для написания рефератов и выполнения домашних заданий.
Следует также воспользоваться материалами, предлагаемыми Интернетом. Проверить свои знания и уровень подготовки к коллоквиуму аспирантам помогут контрольные вопросы и задания в конце раздела.
Вопрос о том, когда зародилась наука, является дискуссионным. Диапазон мнений достаточно широк – от древних цивилизаций, датируемых III-II тысячелетиями до н.э. до XX века. Как правило, исследователи говорят о том, что наука зародилась в древних цивилизациях, но подлинной наукой она стала позже. Здесь мнения авторов расходятся. Одни считают, что в древнем Египте уже существовала наука и о ней можно говорить без приставки "пред", другие считают, что наука появляется в эпоху античности, большинство же сходятся во мнении, что наука в современном смысле слова появилась в эпоху Нового времени. Опираясь на изученную вами историю науки, выскажите собственное мнение по вопросу о том, когда появляется наука, или присоединитесь к имеющимся позициям и ответьте на вопрос, чьи аргументы показались вам более убедительными и почему.
Хотя наука в современном смысле слова существует лишь с 17 века, тем не менее, мы говорим об античной науке, средневековой науке и т.д. Осознавая тот факт, что в предшествующие эпохи наука не отвечала в полной мере требованиям, предъявляемым к науке, мы следуем традиции – почти во всех учебниках, учебных пособиях и т.п. каждый из этапов именуется наукой. Чтобы у аспирантов не возникло путаницы при подготовке, эти этапы мы также называем наукой.
Изучая историю науки, следует уделить особое внимание той отрасли знания, в рамках которой вы ведете свою исследовательскую деятельность. Это поможет вам в дальнейшей работе, в том числе и тогда, когда будете писать реферат по истории своей отрасли науки для сдачи кандидатского минимума.
Основные понятия: преднаука,классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, социальный институт, пантеизм, деизм, умозрительность науки, рецептурный характер науки, лапласовский детерминизм, механицизм, научная революция, синергетика, глобальный эволюционизм, сциентизм, антисциентизм, иррационализм, секуляризация