…Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называетсяполикультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры, а распространение культуры – простейшая разновидность культурного диалога, относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества.
Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности
Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.
.(А.И.Кравченко)
С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулировано определение: «Поликультурная модель общества отличается широким диапазоном культурного и этнического многообразия, оцениваемого и принимаемого большинством населения как позитивный фактор». 2) указана противостоящая модель общества: - ассимилятивная (модель уподобления) при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства). 3) приведен конкретный пример, допустим: - многие небольшие по численности угро-финские и летто-литовские племена ассимилировались с племенами славян, переселившимися на Восточноевропейскую равнину, приняв их язык и традиции; - тюркоязычные болгарские племена во время Великого переселения народов мигрировали на Балканы и ассимилировались с южными славянами. Могут быть приведены иные адекватные примеры. | |
Сформулировано определение, указана противостоящая модель, приведен конкретный пример | |
Сформулировано определение, указана противостоящая модель, конкретный пример не приведен ИЛИ сформулировано определение, противоположная модель указана неявно, но приведен конкретный пример | |
Сформулировано определение, ИЛИ указана противоположная модель ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сформулировано авторское определение понятия: - «Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом»; 2) выделен ведущий признак понятия в авторской трактовке: - мирный характер культурного взаимопроникновения. 3) приведено собственное определение, например: - «диалог культур – взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур друг в друга, обмен определенными культурными традициями и явлениями». Могут быть приведены иные корректные определения понятия.. | |
Сформулированы авторское определение понятия, выделен ведущий признак, сформулировано собственное определение понятия | |
Сформулированы авторское определение понятия, выделен ведущий признак, собственное определение понятия не сформулировано ИЛИ Сформулированы авторское определение, признак не выделен, но сформулировано собственное определение понятия ИЛИ Только сформулировано собственное определение понятия | |
Сформулированы авторское определение понятия ИЛИ выделен ведущий признак ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Указаны формы взаимодействия культур с опорой на текст и приведены иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) «Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую». примеры: - в результате путешествия Марко Поло, в Италию впервые проникло искусство изготовления спагетти; - в результате крестовых походов европейцы заимствовали с Востока привычку мыть руки перед едой. 2) «Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение». примеры: - в процессе школьного образования учащиеся осваивают основы наук, знания и опыты, накопленные предыдущими поколениями; - учреждениями, осуществляющими культурную трансмиссию помимо школы, служат этнографические, краеведческие, исторические и художественные музеи. 3) «Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы». примеры: - в период после Второй мировой войны активно происходит проникновение традиций и норм американской культуры в другие страны, например, широкое распространение голливудских фильмов; - в процессе колониальных захватов происходит внедрение норм, обычаев, одежды европейце в страны Востока, так называемая вестернизация. Могут быть приведены иные примеры. | |
Указаны три формы взаимодействия культур и иллюстрирующие их признаки | |
Указаны три формы взаимодействия культур и один-два иллюстрирующих их примера ИЛИ Указаны две формы взаимодействия культур и два иллюстрирующих их примера | |
Указаны две-три формы взаимодействия культур без приведения примеров ИЛИ Указаны две формы и один иллюстрирующий ее пример | |
Указана одна форма без примера ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование приведенного суждения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) Сформулировано понимание и собственное отношение к словам автора, например: - Автор убежден, что культура народа может развиваться только в условиях контакта с другими народами, в конструктивном диалоге культур. - С подобным мнением нельзя не согласиться, так как весь опыт истории человечества убеждает нас в его справедливости. 2) Приведены пояснения (аргументы), например - Взаимообогащение культур, приведшее к развитию народа, всех сфер его жизни можно подтвердить на примере истории древней Руси. Принятие христианства из Византии способствовало развитию политических, торговых, культурных контактов. На Руси возникло монументальное зодчество, иконопись, мозаика и фресковая живопись, книгописание. - Япония в средние века заимствовала у китайцев письменность, многие культурные традиции, дополнив и обогатив их своим национальным опытом и спецификой. Наряду с ценностями буддизма, заимствованными у китайцев, сохраняется и традиционная японская религия синто - И, наоборот, изоляционизм, как правило, приводил страны и народы к историческому тупику и деградации. Пример: китайское общество, всячески сопротивлявшееся контактам с внешним миром, потерпело крах в столкновении с европейским вторжением в Китай в середине, второй половине XIX века. Могут приводиться и иные пояснения (аргументы). | |
Сформулировано понимание слов автора и отношение к ним, приведены три пояснения (аргумента) | |
Сформулировано понимание слов автора и отношение к ним, приведены одно- два пояснения (аргумента) ИЛИ Сформулировано понимание слов автора, отношение к ним выражено неявно, приведены два пояснения ИЛИ Понимание слов автора сформулировано неявно, отношение не выражено, но приведены три пояснения | |
Сформулировано понимание слов автора и отношение к ним, ИЛИ приведены одно- два пояснения (аргумента) ИЛИ только приведены одно-два пояснения | |
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ только отношение к ним ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субкультурах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «субкультура – система ценностей, поведенческих стандартов, норм, характерных для определенной группы и позволяющих отличать ее от остальных». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о субкультуре, опирающейся на знания курса, например: – «Наиболее значительную роль в современном обществе играет молодежная субкультура, для носителей которой характерен особый язык, привычки, стиль в одежде и общении». – «В каждом обществе складываются особые субкультуры, включающие людей, отрицательно относящихся к доминирующим культурным традициям». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о субкультуре. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены три примера , допустим: 1) следование определенным предпочтениям в стиле общения, знакомства с новыми людьми (например, женщина на Кавказе никогда не пожмет протянутую ей мужчиной для знакомства руку, это не принято национальными культурными традициями); 2) следование определенному стилю в одежде (например, приверженность женщин Кавказа к удлиненным юбкам темного цвета); 3) следование определенным принципам обустройства и ведения дома, организации домашнего хозяйства (например, на Кавказе издревле воспринимали дом как крепость, и теперь дома строятся с мощными глухими оградами, внутренним двором, в котором семья может собираться, не опасаясь, что их увидят посторонние); 4) следование предпочтениям в кулинарии, питании (например, для многих средиземноморских народов, японцев главным в питании являются морепродукты). Могут быть приведены другие примеры. | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведен один пример | |
Указана один признак без приведения примера ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Социологические службы страны Д. проводили на протяжении ряда лет исследование предпочтений граждан разных возрастных групп на пользование учреждениями культуры и приобщение к культурному наследию. Респондентам (участвующим в опросе гражданам) задавался вопрос: «Как часто вы посещаете учреждения культуры в течение года?».
На основании проведенных опросов была составлена диаграмма:
Сформулируйте три основных выводао культурных предпочтениях граждан, которые могут сделать ученые на основании полученных данных. Выскажите (соответственно выводам) пояснения о происходящей динамике показателей, выявившейся в культурном развитии общества в ходе проведенных исследований.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Сформулированы три вывода с пояснениями, например: 1) от опроса к опросу неизменно возрастает число граждан, посещающих кинотеатры и мультиплексы, это может быть связано с возросшими бюджетами современного кино, применением спецэффектов, технологии 3Д, которые привлекают зрителей в оснащенные по последнему слову техники киноцентры; 2) на достаточно высоком уровне находится интерес к концертам, очевидно, что каждая возрастная группа граждан может найти в обилии предложения на рынке интересующие их концерты и выступления любимых артистов и коллективов, очевидны достижения поп-музыки, рекламы концертной деятельности; 3) среди аутсайдеров в посещении гражданами музеи и это связано с практически полным отсутствием рекламы и информации об их деятельности в СМИ, вероятно и об отсутствии значимых выставок, вызывающих интерес не только специалистов, но и обычных граждан; 4) на среднем уровне находится интерес к посещению театров, можно высказать предположение, что театры устойчиво посещает определенная группа людей, достаточно стабильная по составу; 5) крайне незначителен интерес граждан к библиотечным фондам, практически прекращение посещения библиотек, возможно по причине доступности многих книг в Интернете и снижении интереса к чтению у молодежной аудитории. Могут быть сформулированы иные выводы и пояснения. | |
Сформулированы три вывода и пояснения | |
Сформулированы два вывода и два пояснения ИЛИ три вывода и одно-два пояснения | |
Сформулирован один вывод и одно пояснение ИЛИ два вывода и одно пояснение ИЛИ два вывода без пояснений | |
Сформулирован один вывод без пояснения ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль как универсальная форма культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о морали. 2) Мораль и нравственность. 3) Структура морали: а) общечеловеческие элементы; б) конкретноисторические элементы. 4) Свойства (стороны) морали: а) мораль как форма культуры; б) мораль как вид социальных норм; в) мораль как способ отношения к миру и обществу. 5) Важнейшие категории морали: а) добро и зло; б) справедливость и несправедливость; в) хорошее и плохое. 6) Золотое правило нравственности. 7) Актуальность морали в условиях современного общества и его вызовов для личности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов). | |
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы | |
Максимальный балл | 2 |
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Философия | «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног» (Р. Тагор) |
Философия | «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства» (М. Арнольд) |
Философия | «Наука — это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которой достигли гении предыдущего поколения» (М. Глюкман) |
Философия | «Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует» (В.О. Ключевский). |
Философия | «Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они» (И. Ньютон). |
Философия | «Художник должен все поднимать на поверхность, он подобен насосу, в нем есть большущая трубка, спускающаяся в самые недра предметов, в глубинные слои. Он втягивает в себя и выпускает на солнечный свет гигантскими снопами то, что было придавлено землею и никому не видно» (Г. Флобер). |
Философия | «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет» (С. Батлер). |
Философия | «Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга» (Дж. Свифт). |
Философия | «Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах» (Ф. Ницше). |
Философия | «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией» (Р. Тагор). |
Философия | «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (А. Барбюс) |
Философия | «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь» (В.О. Ключевский) |
Философия | «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» (А. Камю). |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. |
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания |
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании. | |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | |
К2 | Представление и пояснение собственной позиции выпускника |
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника | |
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена. | |
К3 | Характер и уровень приводимых суждений и аргументов |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы. | |
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации | |
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. | |
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. | |
| Максимальный балл | 5 |
Раздел «Познание»
ЧАСТЬ А