Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения.
3.12.1. Первые исследования и первые машинные программы решения интеллектуальных задач. Машинный перевод. Джорджтаунский эксперимент (1954). Исследования в СССР (А. А. Ляпунов, Ю. Д. Апресян, О. С. Кулагина и др.). Доказательство теорем. Метод резолюций (Дж. Робинсон, 1965) и обратный метод Ю. С. Маслова (1967). Эвристическое программирование. Распознавание образов. Персептрон (Ф. Розенблатт, 1957). Игровые программы: идеи Кл. Шеннона (1947), метод граней и оценок (А. Брудно), программа М. М. Ботвинника «Пионер». Сочинение музыки и текстов. «Иллиак-сюита» (Л. Хиллер и Л, Айзексон, 1955). Исследования Р. Х. Зарипова.
3.12.2. Формирование общих подходов к решению интеллектуальных задач. Лабиринтная модель и Универсальный решатель задач А. Ньюэлла и Г. Саймона (1959). Реляционная модель и ситуационное управление (Д. А. Поспелов и В. Н. Пушкин). Информационный (феноменологическое моделирование) и бионический (структурное моделирование) подходы к решению интеллектуальных задач.
3.12.3. Развитие теории и практики искусственного интеллекта. Теория представления знаний фреймы (М. Минский, 1974), сценарии (Р. Шенк), продукционные системы, семантические сети. Теория вопросно-ответных и диалоговых систем. Развитие практического применения: интеллектуальные пакеты прикладных программ, расчетно-логические, обучающие системы (тьюторы), экспертные системы.
- Вопросы кандидатского экзамена
- Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
- Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
- Определение понятия «наука».
- Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
- Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
- Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
- Восточная преднаука.
- Генезис науки. Античная наука.
- Наука в Средние века.
- Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
- Наука Нового времени 17 в.
- Рождение классической науки.
- Наука в эпоху Просвещения 18.в
- Особенности развития науки в 19 в.
- Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных революций.
- Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
- Становление социальных и гуманитарных наук.
- Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
- Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
- Основания науки. Философские основания науки.
- Метатеоретический уровень научного знания.
- Неклассическая наука: общая характеристика.
- Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.
- Исторические типы научной рациональности.
- Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
- Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
- Наука и ненаучное знание.
- Традиции и новации в науке.
- Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
- Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
- Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
- Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
- Экологическая этика и ее философские основания.
- Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
- Проблемы экологической этики в современной западной философии.
- Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
- Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
- Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
- Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института науки.
- Подготовка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
- Наука и экономика.
- Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия).
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
- Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
- Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
- Философские проблемы информатики
- Интернет как метафора глобального мозга.
- Компьютерная революция.
- Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса.
- Происхождение информационных обществ. Сетевое общество и задачи социальной информатики.
- Проблема личности в информационном обществе.
- Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.
- «Информация» как базовое понятие информатики.
- Формирование современного понятийного аппарата информатики: информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, базы данных, хранилища данных, базы знаний.
- Основные этапы информатизации общества.
- Историческая оценка становления мирового информационного рынка.
- Основные закономерности становления современного информационного пространства и его институтов.
- Информационная безопасность – история проблемы и ее решение.
- Антиобщественные формы использования информации.
- Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды.
- Правовые проблемы информатизации. Информационное право.
- История информатики.
- Методологические и дидактические принципы изучения истории информатики. Информатика в системе наук. Историческое осмысление.
- Информационное общество – история концепции и становления.
- Информационная безопасность – история проблемы и ее решение.
- Информатика и образование – историзм и современность.
- История доэлектронной информатики.
- Зарождение электронной информатики.
- Развитие ЭВМ, проблемного и системного программирования.
- Формирование и развитие индустрии средств переработки информации.
- Развитие технологических основ информатики.
- Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей.
- Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения.