Умейте смотреть на мир глазами других
Поэт Генри У. Лонгфелло говорил: «Мы судим о себе по тому, что способны совершить, но другие судят о нас по тому, что мы уже совершили».
Каждый успешный лидер, возглавляющий группу людей, знает, что у каждого из последователей свои планы и свое собственное представление о положении дел. Как кто-то сказал мне давным-давно, люди склонны думать, что:
Их проблемы — самые большие,
Их дети — самые умные,
Их анекдоты — самые смешные,
Их провинности можно оставить без внимания.
О том, насколько разными могут быть взгляды людей на одно и то же событие, рассказывает один анекдот.
Английский генерал и сопровождающий его молодой лейтенант сели в поезд. Напротив них сидела симпатичная девушка и пожилая дама, ее бабушка. Через какое-то время поезд вошел в длинный тоннель, наступилa полная темнота, и в темноте вдруг раздался звук поцелуя, а за ним — звонкая пощечина.
Девушка подумала: «Как замечательно, что этот симпатичный лейтенант поцеловал меня, и как жаль, что бабушка дала ему пощечину!».
Бабушка подумала: «Этот юный нахал полез с поцелуями к моей девочке, но она молодчина, не растерялась и дала ему достойный отпор!».
Генерал подумал: «Мой адъютант — парень не промах, полез к девице с поцелуями, а пощечина досталась мне».
И лишь молодой лейтенант знал, что произошло на самом деле. Когда поезд вошел в тоннель, он воспользовался сразу двумя возможностями — чмокнуть в щечку симпатичную девушку и дать пощечину генералу!*
* Ron Watts, La Croix United Methodist Church, Cape iirardeau, Missouri, personal communication.
Чтобы узнать, как другой человек воспринимает то или иное событие, и лучше понять его поступки в различных ситуациях, задайте себе следующие вопросы:
■ Вопрос предпосылки: какова история пребывания этого человека в данной организации и в других организациях?
■ Вопрос характера: каковы основные и второстепенные черты характера этого человека?
■ Вопрос стабильности: затрагивает ли это событие каким-либо образом работу этого человека?
■ Вопрос отношений: какие организационные связи этого человека со мной и другими членами группы?
■ Вопрос побуждения: в чем заключается истинная причина, побуждающая человека действовать в данной ситуации определенным образом?
■ Вопрос потенциала: заслуживает ли этот человек (или его поведение в данной ситуации) затрат времени и энергии лидера?
Я заметил, что лучше всего способствую росту и развитию людей тогда, когда:
Внимательно слушаю и подаю личный пример,
Устанавливаю доверительные отношения и сердечное общение,
Сам работаю хорошо и даю лучшие орудия труда в руки людей,
Думаю, как расширить кругозор людей и побудить их расти.
Лидер должен заботиться о людях, и тогда он сможет способствовать их развитию
Слишком часто мне приходится видеть лидеров, требующих от своих последователей (или подчиненных) проявления обязательности, но при этом не проявляющих должного внимания к людям. Они чем-то похожи на испанского генерала Нарваэса. Священник, принимая исповедь у умирающего испанца, спросил, простил ли тот перед смертью своих врагов. «Отче, — ответил тот, — у меня нет врагов. Я всех их застрелил».
Нарваэс не знал, что у «доброй души» подчиненные и последователи будут работать намного лучше. В журнале «Wall Street Journal» были опубликованы результаты исследования, проведенного организацией «Teleometric International». Из опрошенных 16 000 руководящих работников различных предприятий 13 процентов были идентифицированы как «высокоуспешные». Как правило, эти люди заботились о сотрудниках своих предприятий не меньше, чем о прибыли. «Среднестатистические» руководители сосредоточивали свое внимание на производстве, а руководители-неудачники — на стабильности собственного положения. Преуспевающие руководители оптимистически смотрели на своих подчиненных, в то время как неудачники демонстрировали неверие в их способности. Преуспевающие руководители советовались с подчиненными, неудачники — нет. Преуспевающие руководители умели слушать, среднестатистические прислушивались только к вышестоящему начальству, неудачники вообще избегали общения с людьми, предпочитая служебные записки и другие документы.