Находите людей, способных оказать вам помощь в процессе решения проблемы

«2400 лет тому назад Сократ нашел метод решения проблем. Сформулировав проблему, он собирал вокруг себя людей и просил каждого высказать свое мнение и обосновать его логически. Всю свою жизнь Сократ, как надоедливый овод, пытался расшевелить самодовольное, консервативное афинское общество. Он задавал бесконечные вопросы и провоцировал дискуссии, заставляя сограждан думать и подвергать сомнению общепринятые убеждения.

В конце концов афиняне не выдержали и обвинили Сократа в неуважении к богам и развращении афинской молодежи. Сократа посадили в темницу, допросили и приговорили к смертной казни. Философ отказался от помощи друзей, предлагавших организовать побег, и был казнен — выпил чашу ядовитого зелья из цикуты.

Разумеется, никто не требует от вас такой же стойкости. Но вы станете лучшим лидером, чем были прежде, если освоите метод Сократа».

Прежде чем приглашать людей на совещание, посвященное решению той или иной проблемы, задайте себе следующие вопросы:

■ Действительно ли это проблема?

■ Требует ли она срочного решения?

■ Известна ли истинная природа проблемы?

■ Конкретно ли названа проблема? (Когда люди пытаются говорить обо всем, в итоге оказывается, что они говорят ни о чем.)

■ Отобраны ли люди, наиболее компетентные в решении данной проблемы?

■ Все ли предполагаемые участники обсуждения заинтересованы в решении данной проблемы?

* John К. Clemens, Hartwick Humanities in Management Report (Oneonta, Hartwick Institute, 1989).

Выясните возможные причины проблемы

Запишите как можно больше причин возникновения данной проблемы. Для этого попросите собравшихся участников обсуждения высказать свое мнение о причинах проблемы и о том, как можно избежать повторения подобных проблем в будущем.

Выясните возможные способы решения проблемы

Запишите как можно больше способов решения данной проблемы — чем больше, тем лучше. Как правило, для каждой конкретной проблемы существует не одно, а несколько решений. Различные варианты решения проблемы тем более необходимы, потому что сама проблема не остается неизменной. Всегда необходимо иметь несколько решений в запасе, в противном случае лидер рискует потерпеть неудачу.

Взвесьте найденные решения и отберите наилучшие

Прежде чем принимать окончательное решение, оцените все предложенные варианты. Всегда задавайте себе следующие вопросы:

■ Какое из предложенных решений выглядит наиболее верным?

■ Какое из решений в максимальной степени учитывает интересы организации?

■ Какое решение пользуется наибольшей поддержкой и наиболее уместно в настоящее время?

■ Какое из решений имеет наибольшие шансы на успех?

Действуйте согласно наилучшему решению

Основатель компании «Atari» Норман Бушнелл говорил: «Идеи появляются у каждого человека, побывавшего под дождем. Но меняет ситуацию лишь тот, кто выходит из-под дождя, сушится, а затем что-либо предпринимает, чтобы вновь не намокнуть».

Оценивайте принятое решение

Позвольте людям оценивать принятое решение и испытывать его на прочность. Игнорируйте общие интеллектуальные рассуждения типа: «Не думаю, что из этого что-нибудь выйдет, потому что...». Если же вам укажут на конкретные «слабые места», внесите усовершенствования. Для оценки эффективности действий задавайте себе следующие вопросы:

■ Правильно ли мы определили истинные причины проблемы?

■ Нашли ли мы верное решение?

■ Согласились ли наиболее влиятельные члены организации с принятым решением?

■ Помогаю ли я членам организации научиться решать проблемы, чтобы справляться с конфликтами в будущем?

Важности правильного выбора ключевых людей в организации будет посвящена отдельная глава. Что же касается решения проблем, следует уяснить: если вы всегда решаете все проблемы самостоятельно, не пытаясь научить окружающих вас людей думать и находить решения, то вас будет окружать группа несамостоятельных, зависящих от вас людей.

Много лет назад я понял, что следует помогать людям решать свои проблемы, но не решать проблемы за кого-то. Здесь могут оказаться полезными следующие предложения:

■ Ни в коем случае не давайте людям возможности приходить к выводу, что вы всегда знаете наилучшее решение проблемы. Это сделает людей зависимыми и несамостоятельными.

■ Задавайте вопросы , Помогайте людям продумать весь процесс решения проблем.

■ Будьте тренером, а не королем. Тренер находит в людях все лучшее и помогает им глубже заглянуть внутрь себя и раскрыть свой потенциал. Король же просто отдает приказания.

■ Запишите идеи, высказанные другими, и добавьте к списку чужих идей свои. Люди должны почувствовать, что ваши идеи — это и их идеи.

■ Попросите людей решить, какое решение своей проблемы они считают наилучшим.

■ Вместе разработайте план действий.

■ Попросите людей считать данный план своим собственным и нести ответственность за его выполнение. Пускай люди сами установят временные рамки выполнения пунктов плана и порядок отчетности.

Ваша цель: к моменту завершения совещания его участники должны всесторонне обсудить проблему, выбрать решение, разработать план его реализации и взять на себя ответственность за его выполнение. Ваши отношения с людьми должны после этого стать более глубокими, но не превращаться в отношения зависимости.

Глава шестая
СОЮЗНИК В ЛИДЕРСТВЕ:
ПОЗИЦИЯ

На конференциях и семинарах, посвященных вопросам лидерства, я часто прошу участников сделать следующее упражнение:

1. Напишите имя своего друга, которым вы восхищаетесь.______________

2. Напишите, чем именно в этом человеке вы больше всего восхищены._____

Прежде чем продолжить чтение, сделайте это упражнение.

Полагаю, что во время выполнения упражнения к вам в голову придут интересные и полезные мысли. Весьма вероятно, что восхищение, которое вызывает у вас то или иное качество личности вашего друга, связано с его позицией, его психологическими установками. На семинаре, когда все участники справились с заданием, я прошу их сообщить свои ответы всей аудитории. Первые двадцать пять ответов я записываю на доске для всеобщего обозрения. Ответы, связанные с позицией человека, я помечаю буквой П; с умением — буквой У, с внешностью — буквой В. И каждый раз ответы, помеченные буквой П, составляют около 95 процентов всех ответов!

Писатель Чак Суиндолл сказал: «Чем дольше я живу, тем больше понимаю, насколько огромное влияние на нашу жизнь оказывает наша позиция. Для меня позиция даже важнее, чем факты. Позиция человека важнее, чем его прошлое, важнее, чем образование, деньги, обстоятельства, успехи и неудачи. Позиция человека важнее, чем то, что говорят, думают или делают другие. Она важнее, чем внешность, одаренность или мастерство. Позиция — вот что определяет расцвет или упадок предприятия, церковной общины и семьи. Самое важное — каждый день у нас есть возможность выбора своего отношения к сегодняшнему дню. Мы не в состоянии изменить прошлое, мы не можем избежать неизбежного. Единственное, что в наших руках, — струна под названием «позиция». Единственное, что мы можем сделать, — играть на этой струне. Я убежден, что моя жизнь лишь на 10 процентов состоит из событий, происходящих со мной, и на 90 процентов — из моего отношения к этим событиям. Это же касается и вашей жизни. Каждый из нас несет ответственность за свою жизненную позицию»*. Наша позиция становится нашим союзником и в жизни вообще, и в лидерстве в частности.

Ваша позиция — ваш капитал

Верная позиция сама по себе может и не сделать вас выдающимся лидером, но без нее человек никогда не реализует свои потенциальные возможности в полной мере. Это и есть то самое «и вдобавок», дающее нам фору по сравнению с людьми, мыслящими негативно. Философ Эмерсон говорил: «То, что лежит перед нами, и то, что лежит позади, — просто мелочи по сравнению с тем, что кроется в нас».

* Chuck Swindoll, Improving Your Serve (Waco, Word, 1981).

По данным 1993 года, 94 процента директоров 500 наиболее прибыльных предприятий США, отмеченных журналом «Fortune», назвали свою позицию главной причиной своего успеха.

Консалтинговая фирма «Robert Half International», расположенная в Сан-Франциско, не так давно провела опрос вице-президентов и директоров по персоналу в ста крупнейших компаниях США. Помимо прочих вопросов, эти люди должны были указать важнейшую причину для увольнения работника. Результаты показывают, насколько важна правильная позиция в мире бизнеса.

■ Некомпетентность: 30 процентов.

■ Неспособность ладить с другими работниками: 17 процентов.

■ Мошенничество, лживость: 12 процентов.

■ Негативная позиция: 10 процентов.

■ Недостаточная мотивация: 7 процентов.

■ Неспособность или нежелание следовать указаниям: 7 процентов.

■ Другие причины: 8 процентов.

Обратите внимание: хотя в качестве главной причины указана некомпетентность работника, следующие за ней пять проблем непосредственно связаны с его позицией.

Не так давно исследователи из Института Карнеги проанализировали данные о 10 тысячах человек и пришли к выводу, что успех на 15 процентов обеспечивается профессиональной подготовкой, и на 85 процентов — личными качествами человека, в первую очередь — его позицией.

От нашей позиции в каждом случае зависит, что мы увидим и как поступим со своими чувствами. И то, и другое в значительной степени определяет наш: успех.

Что мы видим. Психологам давно известно: человек видит именно то, что готов увидеть. Однажды сельский житель, не найдя свою лучшую пилу, заподозрил в воровстве соседского парня, большого любителя мастерить. Всю следующую неделю абсолютно все поступки сына соседа казались этому человеку подозрительными: и ходит он как-то странно, и голос у него странный, и жесты у него какие-то не те. Наконец, пила нашлась: хозяин сам уронил ее за верстак, да так и забыл. После этого поведение соседского сына перестало казаться подозрительным.

Нелл Моуни, автор книги «Убеждения влияют на позицию» приводит такой пример. В Сан-Франциско ученые провели психологический эксперимент (для максимальной надежности — по двойному слепому методу). Директор крупной школы вызвал к себе в кабинет троих учителей и сказал: «Вы признаны наиболее квалифицированными преподавателями. Поэтому в следующем году вам поручено вести классы, в которых учатся девяносто самых способных учеников. Вам предоставляется полная свобода выбора методик преподавания. В конце года мы проверим успеваемость учеников».

Учебный год прошел как нельзя лучше. Ученики были в восторге от преподавателей, а преподаватели — от учеников: ведь преподаватели учили самых талантливых детей, а дети внимательно слушали высококвалифицированных преподавателей. К концу года (и к концу эксперимента, о котором не знали ни ученики, ни учителя — в этом и заключался двойной слепой метод) средний балл успеваемости учеников был на 20-30 процентов выше, чем в среднем по району.

После подведения итогов директор школы вновь вызвал к себе преподавателей и сказал:

— Должен признаться: ваши ученики не были самыми талантливыми. Это самые обычные ученики. Мы случайным образом выбрали девяносто детей в школах района.

— Значит, их успехи стали возможными благодаря нашей высокой квалификации — ответили учителя.

— И вновь должен признаться: это не так. Мы тянули жребий и вытянули ваши имена.

— В чем же дело? — удивились учителя. — За счет чего же тогда наши ученики весь год учились так замечательно?*

А дело было, конечно, в ожиданиях учителей. Наши ожидания в значительной степени связаны с нашей позицией. Даже если ожидания оказываются абсолютно ложными, они формируют нашу позицию.

Наши рекомендации