Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем

Лучший способ осознать силу влияния — подумать о том, какие события или личности повлияли на нас самих в наибольшей степени. Значительные события навсегда остаются в памяти целого поколения. Спросите у пожилых американцев (родившихся до 1930 года), чем они занимались, когда услышали ужасную новость о нападении на Перл-Харбор. Уверен, что они в подробностях опишут и свое окружение, и свои чувства в ту минуту. Спросите у американцев, родившихся раньше 1955 года, что они делали в минуту, когда передавали сообщение о покушении на президента Джона Кеннеди. И вновь вы услышите подробный ответ. Люди помоложе столь же подробно расскажут вам о том, за каким занятием застигло их страшное известие о взрыве космического корабля «Челленджер».

Подумайте и о вроде бы незначительных событиях, радикальным образом повлиявших на вашу жизнь. Я никогда не забуду, как одна поездка в летний лагерь определила мой выбор профессии. А еще я вспоминаю своего школьного учителя Глена Лезервуда... и переливающиеся огоньки на рождественской елке, при виде которых у меня в душе каждый год возникало восхитительное ощущение праздника... и одобрительные слова преподавателя колледжа... Таких воспоминаний — несчетное множество. Вся наша жизнь состоит из встреч с людьми и событиями, под влиянием которых мы стали именно такими, какими являемся. Об этом замечательно сказал Дж. Р. Миллер: «Бывают мимолетные встречи, оставляющие незабываемые впечатления навсегда, на всю жизнь. То, что мы называем словом «влияние», — загадка, понять которую не может никто... но при этом каждый из нас постоянно оказывает влияние на других, в одних случаях исцеляя, благословляя, оставляя прекрасные воспоминания, в других — причиняя боль и обиду, отравляя, оставляя в чужой жизни черные следы»*.

* J.R. Miller, The Building of Character (New Jersey, AMG Publishers, 1975).

Я всегда вспоминаю эти отрезвляющие слова, думая о своем отцовском влиянии на детей. На моем рабочем столе стоит подарок друга — рамка, в которую помещены такие слова:

Малыш, идущий вслед за мной

Я должен быть очень осторожным —

По моим стопам идет малыш.

Я не имею права свернуть с прямого пути,

Чтобы и он не пошел по кривой дорожке.

Ни на миг мне не спрятаться от его глаз,

Он пытается повторить все мои поступки,

Он говорит, что хочет стать таким, как я, —

Малыш, идущий вслед за мной.

В пути сквозь летнюю жару и зимнюю стужу

Я не должен ни на мгновенье забывать,

Что своей жизнью я создаю будущее —

Вот этого малыша, идущего вслед за мной.

Лучшая инвестиция в будущее — правильное влияние, оказанное сегодня

Итак, мы выяснили: вопрос не в том, влияете ли вы на кого-нибудь или нет. Влияете! Важно решить, какое именно влияние вы хотите оказывать на людей. Вот что говорят Уоррен Беннис и Берт Нанус, авторы книги «Лидеры»: «Истина в том, что возможностей для лидерства — великое множество, и они доступны подавляющему большинству людей»*.

Вы должны поверить в эти слова! Оставшаяся часть этой главы поможет вам стать лучшим лидером сегодня и изменить к лучшему завтрашний день.

* Warren Bennis, Bert Nanus, Leaders (New York, Harper & Row, 1985), 222.

Влияние — это мастерство, которому можно научиться

Роберт Диленшнайдер, глава всемирно известного PR-агентства «Hill and Knowlton», — один из ведущих американских мастеров искусства под названием «влияние», виртуозно проявляющий чудеса убеждения на всемирной арене, где действуют правительства государств и международные корпорации. В своей книге «Власть и влияние» Диленшнайдер излагает принцип «треугольника власти». «Три стороны этого треугольника, — пишет Диленшнайдер, — это коммуникация, одобрение и влияние. Следует начать с эффективной коммуникации, приводящей к одобрению, а одобрение, в свою очередь, порождает влияние »*.

Я твердо убежден, что каждый из нас в состоянии развить свои лидерские способности, повысив свои уровни влияния (см. схему на стр. 37).

* Robert Dielenschneider, Power and Influence: Mastering the Art of Persuasion (New York, Prentice Hall, 1990).

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Статус — базовый, начальный уровень лидерства. Это влияние, исходящее исключительно из должности, титула или поста. На этом уровне действуют территориальные права, традиции, протоколы и уставы. Ничего плохого в этих вещах нет, если только они не становятся основой для авторитарного стиля управления, подменяя собою отсутствующие лидерские способности, — никудышная, надо сказать, замена.

Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими, но реальное лидерство — это нечто намного большее, чем просто власть, опыт, знания и следование определенным правилам. Настоящий лидер — тот, за кем люди следуют добровольно и сознательно. Настоящий лидер знает, что слова «лидер» и «начальник» означают далеко не одно и то же.

Начальник командует людьми, лидер их учит.

Начальник полагается на власть, лидер — на добрую волю.

Начальник вызывает в людях страх, лидер — воодушевление.

Начальник говорит «я», лидер говорит «мы».

Начальник ругает за неполадки, лидер справляется с ними.

Начальник знает, как надо работать, лидер — показывает, как надо.

Начальник говорит: «Идите», лидер — «Пойдем!».

Наши рекомендации