Вера в Аллаха – Величайшего и Высочайшего.
Определение метода доказательств и его последовательность.
О методе исследовательских доказательств, базирующемся на учете вероятностей, если придерживаться лаконичности и простоты изложения, можно говорить в пяти последовательных шх:
Во-первых, в области чувственного познания и опыта приходится сталкиваться со многими явлениями.
Во-вторых, после наблюдения за этими явлениями и сбора данных о них мы переходим к этапу их объяснения. Главным в этом этапе является нахождение подходящей гипотезы, объясняющей те же явления и оправдывающей истину их происхождения. Под словом “подходящий” мы подразумеваем, что в случаев их достоверности, гипотеза должна соответствовать бытию всех тех явлений, которые действительно имеют место в природе.
В-третьих, если данная гипотеза неправильная и шаткая, то существование всех тех явлений, всех вместе взятых, недоказуемо. В таком случае возникает вероятность ложности гипотезы, которая приравнивается к вероятности отсутствия всех этих явлений или одного из них. Отношение отсутствия в данном случае будет равно одному из ста или одному из тысячи.
В-четвертых, из этого мы делаем вывод о том, что гипотеза правильна и верна, и доказательством его верности будет наличие тех явлений, бытие которых мы почувствовали на первой ступени исследования.
В-пятых, степень, явлений верности доказательства выдвинутой гипотезы, выдвинутой на второй ступени чувственного направления, будет обладать обратной пропорциональностью степени вероятности наличия всех тех явлений к степени их небытия, т.е. степень вероятности будет обратно пропорциональна вероятности ложности гипотезы. Чем меньше эта степень, тем больше будет степень доказательства до тех пор, пока в обычных многочисленных случаях не достигнет степени полной достоверности гипотезы.
Безусловно, имеются более точные параметры оценки степени вероятности, которые базируются на теории вероятностей. В обычных случаях человек применяет эти параметры оценки как бы в качестве своего врожденного свойства с приличной точностью или приближенностью. И поэтому мы ограничимся здесь природной способностью человека в оценке вероятности, не прибегая к сложнейшим деталям логических и математических основ этой оценки.
Все вышеизложенное и есть та последовательность, которой мы следуем во всех исследовательских умозаключениях, базирующихся на основе учета вероятностей, как в сфере обычной бытовой жизни, так и в сфере научного исследования или же в области доказательства Величайшего и Высочайшего Творца.
Оценка метода.
Мы оценим этот метод через примеры его применения, как это было обещано нами выше, и начнем с обычной жизни.
Ранее мы описали, как ты получаешь письмо по почте и, читая, узнаешь, что оно от твоего брата, а не от какого-либо другого человека из желающих переписываться и поддерживать с тобой отношения людей. Таким образом, мы практикуем исследовательское умозаключение, основывающееся на учете предположений (вероятностей). Какой бы не была эта истина (то, что письмо от твоего брата) ясной с твоей точки зрения, она является истиной, к которой ты пришел путем исследовательского доказательства на основе вышеуказанного метода.
Первое с чем ты сталкиваешься, это то, что письмо содержит в себе имя, соответствующее имени твоего брата. В нем все буквы написаны тем же почерком, которым твой брат пишет буквы а, б, д, р и т.д. Слова, выражения и расстояние между словами соответствуют привычкам твоего брата, стилистика, степень твердости выражения, сильные и слабые стороны изложения аналогичны стилю твоего брата. Даже стилистические ошибки изложения мысли, имеющиеся в письме, соответствуют известным тебе ошибкам, обычно допускаемым твоим братом и данные, изложенные в письме, являются той информацией, которой владеет твой брат. Вещи, которые требует от тебя твой брат, и его замечания по ряду вопросов соответствуют всему тому, что вас в принципе связывает. Это и есть бытовое явление.
Второй шаг в ходе исследования - это задаваемый тобой вопрос: действительно ли письмо послано тебе братом или написано другим, носящим аналогичное имя, человеком?
Здесь ты как бы выдвигаешь гипотезу, удовлетворяющую объяснению тех явлений, - действительно ли письмо от твоего брата? Если это так, то естественно, что все сделанные во время первого ш тобою замечания должны иметь место, т.е. должны быть в наличии.
На третьем этапе ты задаешь себе следующий вопрос: если письмо не от моего брата, а от какого-то другого человека, то почему в нем содержатся все те данные и особенности, которые были замечены при первом шаге?
Вот это и порождает большое количество предположений. Ты должен предположить, что какой-то другой человек носит такое же имя, как твой брат, он совершенно похож на твоего брата по почерку, т.е. написанию всех букв - “А”, “Б” и т.д., а также по координации слов, по способу выражения мысли, по уровню культуры языка и изложения, по обладанию информацией и по требуемой им в аналогичных ситуациях помощи. Наличие этих случайных совпадений считается маловероятным. Каждый раз, когда увеличивается количество совпадений, которые ты должен предположить, уменьшается вероятность написания письма каким-то другим человеком.
Логические основы исследования позволяют нам оценить предположение и разъясняют его слабость именно на основе увеличения тех случайных совпадений. Чем больше случайностей, тем меньше вероятность. Мы в данном случае не будем углубляться в подробности, потому что они сложны и будут мало или трудно понятными простому читателю. К счастью, нахождение вероятности не очень связано с теми подробностями точно так же, как падение человека не очень-то связано с его пониманием силы тяжести и знакомства с научным уравнением закона тяготения. Ты тоже не нуждаешься в подобных вещах, чтобы почувствовать, что предположение о другом человеке, способном написать такое же письмо, как и твой брат, довольно слабо, как и слабо предположение банка о том, что все вкладчики одновременно снимут со своих счетов все деньги. Данные гипотезы – это логические основы исследования. В то же время, возможность снятия вклада одним или двумя клиентами всегда существует.
Поскольку предположение наличия всех упомянутых фактов в письме очень слабо, то и вероятность написания такого письма кем-то другим тоже мала.
Наличие же известных тебе фактов в письме, скорее всего, будет свидетельствовать в пользу того, что письмо все же написано именно твоим братом.
На пятом уровне исследования ты свяжешь друг с другом два предположения, предположение, допущенное на четвертом шагу о написании письма твоим братом и предположение, допускающее, написание не им, а кем-то другим. Сравнение между этими предположениями будет в пользу первого. Чем слабее будет второе, тем сильнее и убедительнее будет первое предположение. Таким образом, ты лишь на пятом этапе придешь к полному умозаключению: письмо от твоего брата.
Это - пример из повседневной жизни любого человека.
Демонстрация этого метода, используемого учеными для поиска доказательств на пути научной теории будет из области теории возникновения планет. Согласно этой теории, все девять вращающихся планет произошли от Солнца, так как они отделились от него как пылающие куски, еще миллионы лет тому назад. Надо сказать, что все ученые единодушны в признании самой основы теории, хотя в вопросе причины отделения пылающих кусков от Солнца они придерживаются различных точек зрения.
Доказательство правильности основ теории, признаваемой учеными, осуществляется через следующую последовательность.
Первый этап. При первом этапе ученые путем чувственного познания и опыта осознают ряд явлений:
Во-первых, они замечают, что движение Земли вокруг Солнца гармонично движению самого Солнца вокруг своей оси – и то и другое начинается с Запада на Восток.
Во- вторых, вращение Земли вокруг своей оси соответствует вращению Солнца вокруг своей оси – оба они вращаются с Запада на Восток.
В-третьих, Земля вращается вокруг Солнца по орбите, параллельной линии экватора Солнца, так как Солнце воспринимается как полюс, а Земля как точка, расположенная на линии движения.
Четвертое, все элементы, из которых состоит Земля, есть и в составе Солнца.
Пятое, существует количественное соответствие элементов Солнца и Земли. Водород, например, является господствующим элементом на обеих планетах.
Шестое, существует гармония между скоростью вращения Земли вокруг Солнца, а также вокруг своей оси, и скоростью вращения Солнца вокруг собственной оси.
Седьмое, согласно оценке ученых возраста обеих планет существует определенное соответствие этих значений.
Восьмое, ядро Земли раскалено, это доказывает, что планета в начале своей эволюции была горячей.
Мы привели несколько явлений, замеченных учеными на первом этапе исследования путем чувственного познания и опыта.
Второй этап. Тут ученые определяют, что для объяснения всех явлений, замеченных на первой стадии исследований, может существовать определенная гипотеза, позволяющая проникнуть в их глубь и оправдывающая их. Она предполагает, что Земля была частью Солнца, отдалившейся позднее по какой-то причине. Такой вывод позволяет определенным образом оценить вышеперечисленные явления.
Первое явление – это то, что движение Земли вокруг Солнца соответствует направлению движения Солнца вокруг своей оси, т.е. они оба движутся с Запада на Восток. Причина этого соответствия движения указанных планет становится ясной на основе оценки правильности самого предположения, т.е. выдвинутой гипотезы, ибо любая часть, отделившаяся от какого-либо движущегося тела, остается связанной с ним той или иной гранью и на основе закона инерции движется в том же направлении, что и тело, от которого она отделилась.
Второе же явление, это то, как было рассмотрено ранее, что вращение Земли вокруг своей оси соответствует вращению Солнца вокруг от себя, т.е. оба они вращаются с Запада на Восток. Упомянутая гипотеза может объяснить и этот, очень сходный с первым, случай. Тело, отделившееся от вращающегося с Запада на Восток такого же тела, как показывает закон инерции, движется в том же направлении.
Аналогично объясняется и третье явление.
Что же касается четвертого и пятого, выражающих соответствие Земли и Солнца по элементам, то тут еще проще, ведь Земля является частью Солнца, элементы части – это те же самые элементы, которые имеются в целом.
В отношении шестого явления, касательно того, что между скоростью вращения Земли вокруг Солнца и вокруг оси, и между скоростью вращения Солнца вокруг своей оси, есть гармония мы узнали, что предположение отделения Земли от Солнца означает, что оба движения Земли, т.е. вокруг Солнца и вокруг своей оси, получили толчок от движения Солнца. Это объясняет нам упомянутое сходство и определяет его причину.
И седьмое явление, т.е. соответствие между возрастом Земли и возрастом Солнца, тоже объясняется на основе теории отделения. Это можно сказать и относительно последнего восьмого явления, заключающегося в том, что наша планета в начале своей эволюции была горячей. Гипотеза отделения Земли от Солнца обосновывает и эту ситуацию.
Третий этап. Если предположить, что теория отделения Земли от Солнца является ошибочной, то исключается наличие всех восьми явлений и возможность их комплексного существования, ибо в таком положении этот комплекс будет случайным, не имея внутри какой-либо понятной связи и, следовательно, предположение наличия их всех в случае оценки неверности упомянутой теории будет совсем слабым. В таком случае, это предположение потребует наличия большого количества гипотез, позволяющих объяснять все те явления.
Например, для допущения гармонии между движением Земли вокруг Солнца и между движением Солнца вокруг своей оси, т.е. того, что оба эти движения происходят с Запада на Восток, мы должны предположить, что планеты были далеки друг от друга. Была ли Земля создана сама по себе или являлась частью Солнца, а потом отделилась от него? Кроме того, тогда надо полагать, что движущаяся Земля, заняв свою орбиту вокруг Солнца, оказалась в точке, расположенной западнее Солнца и поэтому движется с Запада на Восток, т.е. в направлении движения Солнца вокруг своей оси. Если бы она попала на орбиту в точке, расположенной восточнее Солнца, то движение происходило бы уже с Востока на Запад.
В отношении соответствия между движением Земли вокруг оси и вращением Солнца вокруг своей оси с Запада на Восток мы должны предположить, что Солнце, от которого отделилась Земля, двигалось с Запада на Восток.
В отношении вращения Земли вокруг Солнца по орбите, параллельной линии экватора Солнца, надо выдвинуть гипотезу, что Солнце, от которого отошла Земля, располагалось в точке, перпендикулярной линии своего экватора.
В отношении того, что две эти планеты по составляющим их элементам похожи, мы должны подумать, что Земля или планета, от которого отделилось Солнце, включала в себя элементы Солнца, и пропорции этих элементов были аналогичны.
В отношении наличия гармонии между скоростью вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и между скоростью вращения Солнца вокруг оси мы должны предположить, что какое-то другое небесное тело, от которого отделилась Земля, взорвалось таким образом, что при взрыве сообщило отделившейся от него Земле скорость, соответствующую движению нашего Солнца.
В отношении соответствия между возрастом Земли и Солнца, а также в отношении того, что Земля в начале своего возникновения была горячей, мы должны предположить, что Земля отделилась от какого-то тела, имеющего возраст Солнца, и отделилась от него таким образом, что это привело к возникновению огромной температуры.
Таким образом, наличие всех пресловутых явлений, в случае предположения неверности гипотезы отделения, может быть объяснено несколькими случайными гипотезами, которые делают предположение их существования очень слабыми, в то время как гипотеза отделения Земли от Солнца вполне удовлетворительна для объяснения всех этих явлений и их связи между собой.
Четвертый этап. На этом этапе исследований мы говорим: - поскольку на основе предположения отделения Земли не от Солнца наличие всех восьми явлений, наблюдаемых на Земле, маловероятно, то скорее всего, наличие этих явлений объяснимо все - таки на основе отделения.
Пятый этап. Наблюдается между вероятностью предположения отделения Земли от Солнца, как это было решено на четвертом этапе, и вероятностью наличия этих явлений на Земле без предположения ее отделения от Солнца, как об этом говорилось на третьей стадии. Чем слабее гипотеза, выдвигаемая на третьем этапе, тем сильнее вероятность, допускаемая на четвертом.
На основе всех вышеперечисленных этапов исследования ученые подошли к доказательству теории отделения Земли от Солнца и путем этого метода пришли к полной убежденности в верности этой гипотезы.
Философское обоснование.
Прежде чем начать беседу о философском обосновании доказательства существования Величайшего и Высочайшего Аллаха, необходимо ответить на вопрос: что же такое философское обоснование и какая разница между ним и научным обоснованием? И каковы вообще виды обоснования?!
Обоснование классифицируется на три вида: математическое, научное и философское.
Математическое – это малое обоснование, которое пользуется чисто математическими формулами и выкладками формальной логики. Оно оперирует одним основным принципом отсутствия противоречия, утверждающего, что “А” есть “А” и никогда не может быть ничем иным. Все обоснование исходит из этого принципа и его результатов. Мы называем это математическим обоснованием, и оно пользуется глубоким доверием всех.
Научное обоснование – это обоснование, которое используется в области естественных наук. Наряду с математическим обоснованием, оно пользуется данными, которые получаются чувственным познанием и научным исследованием.
Философское обоснование – это такое обоснование, которое при доказательстве объективной реальности, существующей во внешнем мире, опирается на данные разума (не нуждаются в чувствах и опыте) и на математические формулы.
Это вовсе не означает, что философское обоснование никогда не опирается на чувственное познание или исследовательские результаты, оно не ограничивается ими, а наряду с ними опирается на результаты разума.
Философское обоснование отличается от научного обоснования по методу оперирования данными рационального мышления и не включается в сферу принципов математического обоснования.
Вышесказанное о понятии философского обоснования может породить следующий вопрос: можно ли опираться лишь на рациональное мышление, то есть на мысли, порождаемые разумом, не прибегая к чувствам, опыту или научному исследованию?! Ответ на этот вопрос положителен. В нашей информации существует то, что пользуется доверием всех, например, принцип отсутствия противоречия, на котором базируется вся математика. Это принцип, которому мы следуем на основе рационального мышления, а не наблюдения или опыта исследования.
Свидетельством этого является то, что наша вера в указанной принцип не испытывает никакого влияния, как бы не увеличилось количество опытов и наблюдений, тождественных ему. Возьмем конкретный математический пример. Два плюс два равно четырем (2+2=4). Наша убежденность в правильности этой простейшей математической формулы настолько сильна, что она не может быть усилена какими-то другими свидетельствами. Более того, мы даже не готовы слышать что-то противоречащее этому. Мы никогда не поверим, если будет сказано, что в редких случаях два плюс два равняется пяти или трем. Это означает, что наша убежденность в правильности этой истины не связана ни с чувством, ни с опытом, иначе она колебалась бы от позитивного к негативному.
Если мы полностью убеждены в нашей вере в эту истину, даже, несмотря на отсутствие связи с опытом и чувством, то естественно, что можно доверять данным рационального мышления, на котором базируется философское обоснование.
Другими словами, отказ от философского обоснования только из-за того, что оно опирается на информацию рационального мышления, не связанного с опытом и исследованием, означает отказ от математического обоснования, которое опирается на принцип отсутствия противоречия, не связывающий наши убеждения с опытами и исследованиями.
Примеры философского обоснования доказательства существования Мудрого Создателя.
Данное обоснование опирается на три следующие правила:
Во-первых, аксиома, утверждающая, причинность каждого события (явления) из которой оно черпает свое существование. Она осознается человеком за счет своего природного характера и подтверждается научными изысканиями.
Во-вторых, правило, утверждающее, что если в какой-то вещи есть различные степени, некоторые из которых более сильны и полны, то возможно, что меньшая степень, обладающая менее объемным содержанием, является причиной существования высшей степени. Тепло, знания и свет имеют свою градацию, одни слабые, другие сильные. Высшая степень тепла не может возникнуть из меньшей степени, точно также, как человек не может приобрести полное знание в области английского языка от человека, малознакомого с ним. Слабая температура тоже не может породить свет в большей степени, потому что каждая высшая степень представляет собой количественно и качественно новую степень. Эта новая качественная степень не уничтожается. И ты, когда желаешь субсидировать какой-то проект, не можешь вложить в это больше, чем ты владеешь.
В-третьих, материя в своем постоянном развитии, по степени развития и по объему концентрации принимает различные формы. Молекула воды, в которой нет жизни и чувства, является одной из форм существования материи. Протоплазма, которая участвует в формировании растений и животных, представляет собой более высшую форму существования материи. Амеба, считающаяся одноклеточным микроскопическим живым организмом, представляет собой еще более развитую форму материи. Человек – это живое, чувствующее и думающее существо, он считается самой высокой формой существования материи в этом мире.
Вокруг данных различных форм материи возникает следующий вопрос: различие между этими формами – это только различие количества мелких частиц, элементов и механических связей между ними или это качественное различие, выражающее разные степени существования, этапы развития и эволюции. Другими словами, различие между человеком и землей, из которой он появился, является только количественным различием или это различие между двумя ступенями бытия и этапами развития и эволюции? подобно различию между слабым и сильным светом?!
Человек, по своей врожденной интуиции, с того момента, как задал себе этот вопрос, поверил, что эти формы являются различными ступенями существования - этапами эволюции, что жизнь -высшая форма бытия материи, и что сама эта высшая форма не является конечной, она тоже многоступенчата. Каждый раз, когда жизнь приобретает новое содержание, она выражает более высшую ступень развития. И отсюда делается вывод о том, что жизнь живого, мыслящего существа богаче и выше, чем жизнь растений и т.д.
Однако, материалистическая мысль более века назад отмежевалась от этой идеи, поверив в механическую точку зрения в объяснении мира. Эта точка зрения утверждает, что внешний мир состоит из мельчайших частиц, схожих друг с другом, подверженных воздействию по общим законам незначительных аналогичных тяготения и отталкивания, т.е. действие внешнего мира обусловлено воздействием этих частиц друг на друга, их взаимным движением с места на место. За счет этой силы притяжения и отталкивания частицы собираются и расходятся, образуя различные формы материи.
На этой основе механический материализм рассматривает развитие и движение, как движение частиц и микроскопических частиц в космосе с одного места на другое. Материализм рассматривает различные формы материи, как различные способы соединения и разъединения частиц, во время которых в развитии самой материи не происходит что-либо новое. Материя сама по себе не развивается и в своем развитии не эволюционирует, а лишь объединяется и разъединяется различными способами, как тесто, которому придают различные формы, оставаясь при этом все тем же тестом, без изменений.
К этой гипотезе науку привела механика, которая, как первая из естественных наук, была более свободной и раскрепощенной в методах научного исследования. Она была поощрена также успехами открытия законов механического движения, а также объяснением обычных видов движения тел, в том числе движения планет в космосе.
Однако, дальнейшее развитие науки, расширение методов научных исследований и их использование в других сферах науки доказали несостоятельность этой гипотезы, ее неспособность объяснять все формы механического движения, а также ее неумение объять все формы материи в рамках механического движения тел, частиц с одного места на другое.
Наука подтвердила то, что человек осознал с помощью своей интуиции: разнообразие форм материи не представляет собой обычное механическое перемещение с места на место, оно является результатом более высоких качественных изменений. Путем проведения научных опытов, доказано что количественный состав частиц не может породить жизнь, чувства и мысли (разум). И это поставило человека перед фактами, необъяснимыми механическим материализмом, и потребовало нового подхода именно для объяснения встречаемых о жизни, в чувствах, мысли процессов развития в материи и развития качественных ступеней ее существования, будь то более развитые материальные формы или менее развитые нематериальные формы.
Перечислим рассмотренные три постулата:
Каждое явление имеет причину.
Низшее не может быть причиной высшего.
Различия ступеней существования в этом мире и разнообразия его форм обладают качественными характеристиками.
В свете этих правил мы знаем, что в различных качественно-развитых формах сталкиваемся с истинным развитием материи и качественным привнесением. И мы вправе спрашивать, откуда это привнесение. Как появилось это новое качественное дополнение, если у каждого явления, как было сказано выше, есть причина?
Миссия.
Что касается миссии, то Ислам – это религия Господа Бога, с которой Он послал Мухаммада (ДБАР) в качестве милости к людям и сострадания к ним. Ислам, прежде всего, преследует цель обеспечить связь человека с его Господом и его потусторонним миром.
Вначале следует особо отметить, что Ислам связывает Человека с Единым Истинным Богом, на которого указывает природная интуиция, а также подчеркивает Единственность Истинного Бога и подтверждает это с тем, чтобы закончить со всеми разновидностями искусственного, надуманного обожествления, что нашло свое выражение в выборе монотеизма и фразы - «Нет Божества кроме Аллаха», своим основным лозунгом.
Если пророчество является единственным, непосредственным посредничеством между человеком и его Творцом, то свидетельство этого пророчества о единственности Аллаха-Творца, и связь с Единым Истинным Аллахом считаются достаточной основой доказательства единственности Бога, т.е. таухида.
С другой стороны, Ислам связывает человека с Потусторонним миром для того, чтобы этим добиться совершенства формы, способной разрешить противоречие и реализовать одновременно божественную справедливость, как было отмечено выше.
Миссия Ислама имеет особенности, которые отличают ее от других небесных миссий и свойства, которые делают ее редким в истории явлением.
Ниже мы коротко отметим ряд этих особенностей и свойств.
Во-первых, эта миссия осталась в тексте Корана цельной, неподдельной, не подверглась каким-либо искажениям, в то время, как другие ранние доисламские небесные книги подверглись искажениям и лишились многого из своего содержания. Всевышний Аллах отмечает в девятом аяте суры “аль-Хиджр” своего писания: “Ведь Мы – Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем”.
Сохранение миссией идейного и законодательного содержания позволяет ей продолжать выполнять свою воспитательную роль. Каждая миссия, лишившаяся своего содержания, будь то путем искажения или просто утери, не может быть инструментом связи между человеком и его Господом, потому что эта связь осуществляется не просто номинативно, а на основе конкретного содержания миссии, а также идейного и поведенческого воплощения этого содержания. Именно поэтому целостность и нетронутость миссии Ислама, благодаря сохранности Корана, безо всякого искажения представляет собой необходимое условие способности ее продолжать реализацию своих целей.
Во-вторых, сохранение Корана, без искажению тексту и духу означает, что пророческая миссия Мухаммада (ДБАР) не потеряла самого важного средства своего доказательства, так как Коран и все принципы миссии и законодательства, выраженные в нем, и являются исследовательскими свидетельствами пророчества Мухаммад (ДБАР)а, как Посланника. И эти свидетельства будут сохраняться, пока существует Коран. В отличии от этого, пророчество, доказательство которого связано с определенными фактами, имеющими сиюминутное происхождение, может быть засвидетельствовано только современниками этих фактов. С течением времени и отдалением веков эти факты лишаются своих непосредственных свидетельских доказательств для их подтверждения. И в силу этого они не могут быть объектом изысканий и исследований с положительными результатами. Каждое подтверждающее доказательство не может считаться из числа тех доказательств, которым Величайший Аллах повелевает верить или использовать в исследовании средств подтверждения пророчества. Бог не поручает человеку того, что он не в состояние делать. Если же мы веруем в предшествующих Пророков (Да благословит Аллах их Всех), то это благодаря их чудесам, о которых рассказывает Коран – самая достоверная книга, которая является божьим словом.
Третье. С течением времени, как мы узнали выше, не уменьшается ценность основного свидетельства миссии Ислама, которая путем развития человеческих знаний позволяет достичь в изучении Вселенной новых перспектив. Кроме того, Коран связывает доказательства существования мудрого Творца с исследованием Вселенной, с углублением в изучении ее явлений, с проникновением в их тайны и новыми завоеваниями. Сегодня современный человек находит в этой книге, ниспосланной необразованной личности сотни лет назад, ясные указания и намеки на открытия, осуществляемые современной наукой. Английский востоковед Эшпери, профессор Оксфордского Университета в области арабского языка, после открытия роли ветров при оплодотворении, сказал, что хозяевам верблюдов (арабам) это было известно намного веков раньше, чем европейской науке.
Четвертое. Это миссия явилась полной, охватывающей все аспекты жизни. И на этой основе она смогла обеспечить равновесие между ними, объединить их основы, собрать все вместе в рамках всеохватывающей формы, как в сфере мечети, университета, так и в сферах фабрик и полей. Человек не может жить двойной жизнью и разделить ее на духовную и светскую части. Жизнь у него одна – духовно-светская.
Пятое. Эта миссия является единственным неповторимым в своем роде небесным посланием, которое была принесено рукою Пророка (ДБАР), пришедшего с ней, и он добился в сфере практического применения этой миссии ярчайшего успеха и смог превратить объявленные лозунги в истину ежедневной жизни человека.
Шестое. Эта миссия с началом ее практического применения вошла в историю и приняла участие в ее создании. Она стала краеугольным камнем в процессе формирования единой общины и в освещении ее пути. Поскольку эта миссия божественна и представляет небесный дар Земле, стоящий над логикой факторов и чувственных влияний, т.о. она и смогла связать историю этой общины с невидимой основой, с явлениями потустороннего мира, независимого от материальных расчетов истории. Именно поэтому, ошибкой является понимание истории только как результата факторов и чувственных воздействий. Ошибочно также считать ее продуктом материальных условий и производительных сил.
Данное материалистическое понимание истории не применимо к общине, обязанной своим существованием небесной божественной миссии. До тех пор, пока эта миссия не будет учтена в качестве божественной истины, мы не сможем правильно понять и оценить нашу историю.
Седьмое. Эта миссия по-своему влиянию не ограничивается лишь процессом формирования исламской общины, а через этот процесс становится воздействующей силой на историю формирования всего мира. До сих пор некоторые справедливые европейские исследователи признают, что именно исламская культура дала толчок к развитию Европы, которая находилась в спячке, и подтолкнула ее на путь прогресса.
Восьмое. Пророк Мухаммад (Да благословит Аллах его и род его Великий и приветствует), который явился с этой миссией, отличается от всех предыдущих Пророков тем, что на его долю выпало счастье предложить человечеству ее, как последнюю божественную милость. Поэтому он объявил, что его пророчество является последним. Идея последнего пророчества имеет два значения. Одно из них негативное. Это значение отрицания появления на арене истории еще одного пророчества. А второе – позитивное. Это значение подтверждения завершающего пророчества, которое будет продолжаться веками.
Когда мы обращаемся к негативной стороне последнего пророчества, то видим, что она совершенно истинна, ибо на протяжении 14 веков со дня появления Ислама мы не были свидетелями появления нового послания. Так будет и в грядущем. Однако, отсутствие появления нового пророчества на арене истории не означает, что пророчество как основа человеческой цивилизации, исчерпало свою роль. Наоборот, последнее пророчество явилось миссией, унаследовавшей все, что содержала в себе история предыдущих пророческих миссий и все те ценности, которые они охватили. Именно поэтому это главенствующее послание остается действующим на все времена со всеми качествами, способствующему развитию и обновлению. “Мы, - говорится в 48-ом аяте суры “аль-Маида”, - низвели тебе писание с истиной для в подтверждения истинности того, что ниспослано до тебя ”.
Девятое. Божественная мудрость, которая предусмотрела завершение пророчества Мухаммадом (Да благословит Аллах его и род его Великий и приветствует) сочла нужным назначить ему наместников, которые несли бы на себе тяжесть имамата и халифата. Со времени завершения пророчества их было 12. Количество было определено в достоверных хадисах (изречениях) Пророка (ДБАР), правильность которых подтверждается единодушным мнением мусульман. Первый из имамов: Эмир правоверных, Али ибн Абу Талиб. Далее Хасан. После него аль-Хусейн и девять имамов из его рода в следующей последовательности: Али ибн аль-Хусейн ас-Саджад, Мухаммад ибн Али аль-Бакир, Джафар ибн Мухаммад ас-Садик, Муса ибн Джафар аль-Казим, Али ибн Муса ар-Рида, Мухаммад ибн Али аль-Джавад, Али ибн Мухаммад аль-Хади, Хасан ибн Али аль-Аскари и Ходжат ибн Хасан аль-Махди (Да будет мир с ними всеми).
Десятое. На период отсутствия скрытого Господом двенадцатого имама (Да будет он благословлен и приветствован), Ислам направляет людей к факихам – знатокам науки Ислама, и к открытию ворот “иджтихада” (в смысле приложения усилий для выработки положений шариата на основе Корана и Сунны.)
Ясные заключения – это фетвы (указания) по поводу постулатов исламского законоположения, выдвинутые последним Посланником Мухаммадом (Да благословит Бог его и род его Великий и приветствует) и благочестивыми руководителями из его непорочного рода.
Мы начали писать это краткое изложение основ религии 27-го числа месяца зилхиджа 1396-го года и завершили вечером, на 10-й день священного Махаррама, в 1398-м году. Мы закончили писать последние строки книги с глубокой болью в душе и стенаниями сердца, ведь это совпало с 10-ым днем Мухаррама, с Ашурой –день мученической гибели вечного героя Ислама, имама аль-Хусейна ибн Али, который пролил свою бесценную кровь в этот день во имя стойкости и твердости следования по пути Господа Бога, во имя Пророка и вечной божественной миссии. Он, а также все его любимые родные и близкие с беспримерной смелостью встретили смерть ради защиты этой миссии, и установления критериев защиты угнетенных, ради облегчения участи страждущих на Земле. Он, вместе со своими сыновьями и соратниками, пал жертвой от рук угнетателей, дабы стать символом защиты Ислама и мусульман везде и всегда, а также защиты общины от тиранов и деспотов, которые хотели сломить ее волю, заморозить ее революционный дух и лишить чувства сознания своего существования.
Имам Хусейн (ДБМ), своей невинной кровью разбудил совесть этой общины, своей стойкостью укрепил ее волю, своей трагедией всколыхнул ее высокие чувства. И тебе, господин мой Абу Абдаллах аль-Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (ДБМ), дарю сие я воздаяние, причитающееся твоей святой крови, ибо только благодаря ее силе смог я воздвигнуть эту высокую идеологическую башню. благодаря громкости твоего мятежного голоса эта миссия дошла до нас в целости, без искажений, освященная кровью павших на поле брани жертв, твоей кровью и кровью твоих непорочных на все времена двух сыновей.
Вера в Аллаха – Величайшего и Высочайшего.
Человек пришел к вере в Бога с древнейших времен, стал поклоняться и всецело предался Ему, почувствовал свою глубокую связь с Ним еще до того, как достиг какой бы то ни было степени философ