Человек как личность. Типология личности. Проблема свободы и ответственности личности
Среди основных проблем философской антропологии важнейшее место занимают следующие: соотношение человека, личности и индивида. По сути эти три специфических понятия являют нам сущности характеристику человека.
Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» являются основополагающими в социальной философии.
Человек — понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Оно включает общесоцнальные и обще-биологические черты, отличающие человека от всех других живых существ. К таким родовым свойствам относятся целенаправленная деятельность (способность ставить перед собой цели и добиваться их реализации), умение производить и творить (созидание нового в предметном мире, социальной и культурной сферах) и др.
Это характеристика абстрактного человека, человека как такового. Но в реальной жизни он всегда конкретен. Достаточно поставить рядом с абстрактным человеком как олицетворением всего человеческого другого, и картина сразу коренным образом меняется: каждый из них оказывается не человеком вообще, а социально конкретизированным человеком, т. е. личностью.
В философии личность рассматривается преимущественно как социальное качество человека, формирующееся на определенной стадии его развития. Она выражает вместе с тем способ деятельного, сознательного и ответственного существования человека в обществе. Такое понимание личности принципиально отличается от научных подходов, сложившихся в психологии, антропологии и социологии.
Личность— это социальная характеристика человека, совокупность социальных качеств, раскрывающих его политическое, экономическое положение, нравственную позицию.
Но личностью является и отдельный человек со своими индивидуальными социальными чертами и свойствами, совокупностью характерных социальных качеств. В этом значении под личностью понимается социальный субъект деятельности, обладающий признаками свободного человека, ответственного в своих действиях перед обществом.
Понятием «индивид»обозначают: а) принадлежность отдельного живого существа, особи к человеческому роду — Homo sapiens, a не к другой группе живых существ. При этом не фиксируются какие-либо особенные социальные или индивидуальные качества. Индивид — это всегда «один из многих», и он всегда безличен: он лишь представитель человеческого рода; б) единичного субъекта, отдельного человека в отличие от совокупности, массы, коллектива, социальной группы, общества в целом.
Понятие «индивидуальность» отражает неповторимые, своеобразные, даже уникальные единичные черты, свойства, особенности, качества человека, как биологические, физические, так и социальные, духовные. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств, в психологии — самобытное проявление психических свойств человека (темперамента, эмоций и т. д.).
Философия обращает внимание на то, что человек как социальный субъект представляет собой единство общего, особенного и единичного. Общее обозначается понятием «индивид», которое указывает на принадлежность этого субъекта к роду Homo sapiens; особенное — понятием «личность», которое выражает социальное качество человека и его принадлежность к определенной социальной группе, определенному обществу; единичное - понятием «индивидуальность», подчеркивающим наличие в человеке неповторимых, уникальных черт.
Всякий ли современный взрослый, психически нормальный человек является личностью? Человек, осознающий себя, свое «я», свое место в общественной системе (т. е. находящийся в здравом уме), способный действовать согласно правилам, нормам, установкам данного общества н нести ответственность (моральную, политическую, уголовную и т. д.) перед ним за свои поступки, действия, деятельность, - это личность. Само понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Хрестоматийное определение понятия «личность» выделяет два его основных значения. Личность — человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Этому соответствует латинский термин persona. Второе значение указывает на достаточно устойчивое проявление социально-психологического облика человека. Здесь личность выступает как совокупность постоянных и определенных социально-значимых черт, характеризующих индивида, и всегда отличается от эмпирического человека, ибо она в своих поступках и решениях сопряжена с принятием определенной системы ценностей. Личность есть носитель системы ценностей, которые опредмечиваются и в вербальном, и в объектных планах. Поэтому считается, что личность может «сделать» самое себя, т.е. строить свою жизнь, сообразуясь с идеальным планом-замыслом, и в определенной мере
Когда индивид становится личностью? Исторически, с точки зрения филогенеза человеческого рода, он начинает формироваться как личность благодаря выделению индивидуального труда, отделению личных интересов от общинных. В первобытном обществе индивид полностью слит с социальной общностью (родом, племенем), не осознает себя самостоятельной личностью.
С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического и социального развития, социализации, чтобы превратиться в нее, хотя уже в каждом новорожденном уникально, неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория и заложены основы его последующей истории, всей будущей жизнедеятельности.
Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентации общества, культуры в целом, что называют социализацией.
Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знании, норм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности она осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации.
Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности идет непрерывно. Личность, застывшая в развитии, в своих устремлениях, - уже деградирующая, ибо жизнь общества, социальная жизнь находится в постоянном изменении, движении. Чтобы, например, оставаться на достигнутом уровне профессиональной подготовки, человек должен ежедневно воспроизводить через деятельность опредмечивания и распредмечивания свои профессиональные навыки. Если же он вследствие хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний центральной нервной системы и других подобных причин перестает воспроизводить свою социальную сущность, личность может «умереть» в живом организме (индивиде).
Социальная типология личности весьма разнообразна. Основанием выделения социальных типов могут быть: доминирующие виды деятельности, социальная структура и социальная стратификация общества, социальные статусы и роли, выполняемые социальные функции и др.
По признаку доминирования видов деятельности, которые оказываются основным способом существования, реализации и воспроизводства социальных сущностных сил человека, можно выделить следующие социальные типы личности:
а) тип деятелей или «деятельный» тип личности. Это люди, для которых главное - активное действие, изменение мира и других люден. Им присущи практический склад ума и практический стиль жизни. Данный тип наиболее ярко стал проявлять себя с развитием капитализма, предпринимательства, когда особенно понадобились такие качества, как инициативность, предприимчивость, способность к риску и индивидуальная ответственность;
б) тип мыслителей. Это люди, которые видят свое предназначение в том, чтобы исследовать, измышлять, добывать истину. Он сложился уже в глубокой древности и получает особое развитие в эпох научно-технической революции и глобальной компьютеризации. Еще древнегреческий философ, математик, религиозно-нравственный реформатор Пифагор (2-я пол. VI в. — нач. V в. до н. э.) говорил, что иные приходят в мир, чтобы состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть и размышлять. Поэтому для одних главное — слава и нажива, для других — только истина;
в) художественный тип, или люди чувств и эмоций. Это люди, остро чувствующие социальные болезни общества, изменения в менталитете, социальной психологии людей. К ним относятся прежде всего деятели искусства, литературы, художники.
Социальная типология личности возможна на основе социальной структуры общества. Каждый класс, социальная группа, сословие формирует из индивида тип личности с особым набором социальных качеств, социальных функций, образом жизни и мыслей: крестьянина, рабочего, дворянина, городского или сельского жителя и т. д.
Выделяют также типологию в соответствии с социальными ролями личности: личность как труженик, как собственник, как потребитель, как гражданин, как семьянин.
Разумеется, социальный тип личности — это обобщенная целостная характеристика, создаваемая теоретической мыслью. Тем не менее, он реален, объективно существует как общее, представленное через единичное. Он включает набор социальных функций, видов деятельности, являющихся типичными для образа жизни такого типа личности, которые складываются в его эмпирическом мире повседневности.
Выделяют определенные тины личности, отражающие особенности культуры и цивилизации Запада и Востока. Так, европейский тип, несущий идеал социокультуры Запада, отличают прагматичность, рационализм, стремление к достижению личного успеха. Восточному типу (например, жителю Индии) свойственны созерцательность, внутренняя сосредоточенность на своем «я» и т. д.
Называются также исторические типы личностей, связанные с доминирующими тенденциями развития культуры и цивилизации того времени: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т. д.
Наконец, различные нации, особенно моноэтнические, сплоченные, выработали своп идеал личности, свой национальный тип, который иногда называют национальным характером. Так, для японца считается нормативным тип поведения, подчиненный совокупности нескольких «кругов обязанностей*- — по отношению к императору, родителям, хозяину, друзьям, самому себе п т. п. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью.
Существующие мировые религии также сформировали различные типы личностей: христианский идеал личности, исламскую модель личности, тип личности, воспитанный в духе буддийской традиции.
Свобода — одна из важнейших категорий социальной философии, характеризующих диапазон возможностей человека действовать в соответствии с желаниями, намерениями, интересами. Она может быть внутренней и внешней. Внутренняя свобода — это свобода в сознании, в мыслях, психологии, свобода совести. Под этим подразумеваются: высокий уровень духовных устремлений («свобода духа»), свободное, раскрепощенное мышление («полет мысли»), право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (верить в бога или не верить), экзистенциалистская абсолютная свобода каждого человека решать для себя фундаментальный вопрос философии: «стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить...», говоря словами французского философа и писателя А. Камю (1913 - I960).
Внешняя свобода связана с объективными возможностями общества реализовать устремления, замыслы, ценностные ориентации личности. Речь идет прежде всего об экономической свободе (выборе видов профессиональной деятельности, степени свободы от эксплуатации, мере свободы принятия экономических решении, уровне материального благосостояния и материальной зависимости личности и т. д.). Следующий аспект возможностей общества — степень политической свободы, утверждение принципов правового государства. Это такой набор гражданских прав, свобод и обязанностей, которые обеспечивают наиболее полное волеизъявление народа, каждого члена общества по поводу национально-государственного устройства, безопасность личности, свободу передвижении и места жительства и т. д.
Идеологическая свобода (иногда ее отождествляют со свободой духовной) предполагает выбор мировоззрения, идеологических ценностей, плюрализм мнений, свободу слова. Без этого немыслимы развитие демократии, реализация и развитие творческих потенций личности. Мировой опыт социальной жизни свидетельствует, что различие взглядов, диалог концептуальных позиций стимулируют поиск наиболее эффективных решений стоящих перед обществом проблем.
Гносеологическая свобода характеризует грань свободы человека, определенная как способность человека все более масштабней и успешней действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.
Но, как известно, абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода для одного оборачивается несвободой для другого или может стать произволом. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, они лишь обладают известной возможностью предпочитать цели и средства их достижения. Поэтому свобода деятельности человека опирается на «познание необходимости», т. е. объективных законов природы и общественного развития, и заключается в возможности выбора, способности принимать решения со знанием дела. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональны: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше ответственности за пользование этой свободой.
Свобода органически, неразрывно связана с ответственностью. Как утверждал французский писатель, философ-экзистенциалист Ж. П. Сартр (1905 — 1980), человек ответствен не только за свою индивидуальность: он отвечает за всех люден. «Человек – это тревога», — отмечал он. «Принимая решение, он не может не испытывать какого-то чувства тревоги... А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает... не может избежать чувства полной и глубокой ответственности».
Ответственность также может быть внутренней и внешней. Внешняя ответственность – это совокупность требований, которые предъявляются к личности со стороны семьи, коллектива, социальной группы, общества. Различают юридический, административный, моральный и другие ее виды. Воспринятые человеком как свои, личные, они становятся внутренними мотивами соответствующего поведения, регулятором которого служит совесть.
Ответственность – сущностная характеристика человека как сознательного субъекта. Только ответственный человек может свободно выбирать. Как субъект общественных отношений он полностью и безоговорочно ответствен перед собой, обществом, последующими поколениями за то, как жил, что успел и не успел сделать, что оставил после себя потомкам.
Человек как субъект истории
Действующими лицами, субъектами исторического процесса являются народ, нации, классы, социальные группы, личности. Начиная с периода Древней Греции и кончая современной историейсреди мыслителей, историков, социологов продолжается спор о том, кто из субъектов истории играет решающую роль в общественном развитии. Древнегреческие историки Геродот и Фукидид (460 395 до н. э.) утверждали, что всемирная история есть результат деятельности великих личностей: королей, полководцев, завоевателей. Столетия спустя, в XIX в. английский философ, писатель и историк Т. Карлейль (1795 — 1881) высказал ту же мысль: что всемирная история — в сущности биография выдающихся личностей.
Особенно выпукло, даже резко выразил эту идею немецкий философ Ф. Ницше, который считал, что люди — бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике. Историю делают не они, а сверхчеловеки, могучие и деятельные натуры, герои, которыми движет воля к власти, которым все дозволено для достижения цели. «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу...»
В этих высказываниях ясно и четко изложена концепция, по которой творцами истории могут быть только выдающиеся личности.
Согласно другой позиции, отраженной в теории элиты, ее (как и науку, культуру) творит особый слои высокоодаренных людей - элита. Основоположники этой теории итальянский социолог и экономист В. Парето (1848 — 1923) и итальянский политолог Г. Моска (1858 1941) утверждали, что общество всегда делится на элиту (лучших) и неэлиту (остальных). Первая выполняет функции управления обществом к выступает движущей силой общественного развития.
Внутри элиты различают группу под названием «лисы» (индивиды, обладающие способностью к манипулированию массами при помощи хитрости н обмана) и группу «львов» (индивиды, отличающиеся способностью применять насилие). Между ними идет постоянное соперничество за власть. Приходя на смену друг другу, они создают два различных типа правления. Совершается постоянный «круговорот», циркуляция элит, н это поддерживает общество в состоянии стабильности.
Когда же правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, наступает социальная революция, которая заключается в обновлении персонального состава правящей элиты (путем кооптации новых членов, обладающих умом, способностями и образованием, из низших классов или «чистого обновления» — полной замены).
Эта позиция находит поддержку и дальнейшее развитие в теориях некоторых современных социологов и политологов — немецкого философа К. Маннгенма, американцев Т. Дайа, X. Цанглера.
Существует и третья точка зрения: историю творят не только отдельные выдающиеся личности и не только высший слой, но и все другие люди. Каждый человек, каждая личность - субъект истории и творец ее. Ф. Энгельс, анализируя вопрос о соотношении человека н общества в «Святом семействе» (1845), писал: не какая-то абстрактная «история», «...а именно человек, действительный, живой человек — вот кто делает все это (историю, исторический процесс. — Н. С.), всем обладает и за все борется. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целен. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».
Человек является субъектом истории прежде всего как главная производительная сила общества, субъект общественного производства — экономического, политического, духовного, социального. Создавая необходимые для жизни средства (материальный и духовный продукт), он воспроизводит себя, а через распредмечивание овеществленного в продуктах социального бытия труда воспроизводит других людей, общество в целом. Общество — это мир материальной и духовной культуры, цивилизации, мир социальных явлений. Этот очеловеченный мир есть продукт, реальное воплощение человеческой деятельности. Главным же результатом деятельности человека как субъекта общественного производства становится производство самого человека истинного богатства общества.
Способность человека опредмечивать свои социальные сущностные силы в продукте относится не только к материальному производству, но и к духовному. Им рождаются и духовные ценности искусство, наука, литература, мир духовной культуры. Человеческая духовность — это целая сфера общественной жизни, совокупность идеи, теорий, идеалов, душевных состояний — от апатии, разочарования, отчаяния, депрессии до восхищения, наслаждения, любви, экстаза. Человек творит по законам красоты, значит, он создает и эстетические ценности и нравственные идеалы. Сложнее и драматичнее складываются человеческие взаимоотношения в социально-политической сфере.
Вопрос о природе героизма был впервые поставлен итальянским философом Джамбатиста Вико (1668 – 1744 гг.), считавшим его характерной чертой лишь определенного периода истории - «века героев», предшествовавшего «веку людей».
В эпоху революционного романтизма (XIX в.) была выдвинута идея героической личности бунтаря, борющегося за национальную и политическую свободу. Он противопоставлялся «толпе» как инертной массе и наделялся чертами индивидуальной исключительности, даже «сверхчеловка» (Ницше). Именно герой рассматривался в качестве главной движущей силы истории и ее творца, а остальные - в виде бесконечного количества нулей, которые могут стать положительной величиной лишь тогда, когда во главе них становится герой. Так представляли роль личности в истории русские народники 70 — 80-х гг. XIX в. и некоторые анархисты.
В марксистской философии героизм трактуется как слияние индивидуального подвига с массовыми героическими действиями. Индивидуальный подвиг понимается как самопожертвование личности ради достижения общих целей (трудовой героизм рабочих новостроек, подвиги в борьбе против фашизма в Великой Отечественной войне).
Проблема соотношения роли героя и толпы в историческом процессе является частью более общего социально-философского вопроса о роли личности и народных масс (нации, классов, социальных групп) в истории.
Известно, что народ, классы, социальные группы состоят из личностей, многообразие индивидуальных действии которых и образует общественный процесс, историю человечества. Поэтому каждый активно действующий человек, каждая отдельная личность выступает, несомненно, как деятель, субъект и творец истории. Но масштабы, интеллектуальный «ресурс», дарования, качества личностей неодинаковы. Поэтому в истории, науке, искусстве, других сферах жизни и видах деятельности отдельные люди выделяются как великие, выдающиеся личности.
Совершенно очевидно, что выдвижение и реализация выдающейся личности предполагают два обязательных условия: 1) общественную потребность в такой личности, рождаемую сложившимися обстоятельствами; 2) ее особые индивидуальные качества. Этот вопрос достаточно обстоятельно проработан в философской теории, поэтому приведем лишь два высказывания известных философов на эту тему. Г. В. Ф. Гегель писал в «Философии истории» (1837): «Историческими людьми, всемирноисторическимиличностями являются те, в целях которых содержится... всеобщее... Их следует называть героями, поскольку они черпали своп цели и свое призвание не просто из спокойного, упорядоченного, освященного существующею системою хода вещей, а из источника, содержание которого было скрыто и недоразвилось до наличного бытия... Они являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществили великое и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое».
Еще более точно и определенно сказал об этом Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории» (1898): «Великий человек велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Иную трактовку соотношения роли личности и группы в истории дает концепция харизматического лидерства. Термин «харизма» (от греч. charizma — божественный дар, благодать) в социологию введен немецким философом Э. Трельчем (1865 — 1923) и применялся в социологических концепциях немецкого ученого М. Вебера.
Харизматическое лидерство базируется на исключительных качествах, приписываемых лидеру и данных ему богом. Как отмечал М. Вебер, харизматическая власть - это власть «вождя», «фюрера», основанная на безоговорочном радостном подчинении и поддерживаемая прежде всего верой в избранность, харизму властителя. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой,полубогом, выполняющим «великую миссию». Взаимоотношения вождя и группы имеют эмоционально-мистический характер, предполагают слепую веру, безотчетное следование за лидером. Вместе с тем такой тип взаимоотношении требует от подчиненных, группы, масс постоянных «подвигов», «энтузиазма», «свершений», «героизма», т. е. непрерывной психологической подпитки. Сам же вождь находится за пределами критического анализа, над правовым и институциональным порядком.
Это особый тип мистической, эмоционально-психологической власти, опирающейся на личную приверженность лидеру, наделенному в глазах его последователей исключительными качествами мудрости, святости, героизма. Как тип лидерства он существует наряду с традиционными (легальными) типами.
Решающая роль личностей в истории отнюдь не означает отрицания или принижения роли народных масс, классов, этносов и наоборот. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Заметим, что говоря об «отдельных личностях» мы имеем в виду не только особо выдающихся личностей, но и каждого индивида, занимающего активную жизненную позицию и вносящего своим трудом, борьбой, теоретическими поисками и т.д. определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом.
Особое значение при исследовании истории и роли в ней отдельной личности играет проблема авторитета и его проявлений.
Авторитет (от лат. auctoritas - власть, влияние) одна из форм власти, основанная на общепризнанном влиянии лица пли организации на других людей. Это связано с признанием у авторитета нравственных и интеллектуальных достоинств, опыта, знаний, вызывающих уважение и даже восхищение. Авторитет - власть без принуждения, власть одного над другими, исходящая из уважения и преклонения перед лидером. Она выражается в способности лица направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека или группы людей.
Различают «власть авторитета» и «авторитет власти». В первом случае речь идет о подлинном авторитете, который гарантируется традицией, уверенностью в справедливости лидера и преклонением перед ним. Во втором имеется в виду узаконение авторитета, осуществляемое средствами принудительного контроля. Это авторитет принудительной власти, которая оказывается соперницей действительного авторитета. Авторитет власти всегда испытывает тяготение к тому, чтобы освятить себя властью авторитета.
Вместе с тем иногда их весьма трудно отделить друг от друга. Если закон, социальный порядок более или менее длительное время функционируют, становятся традицией и поддерживаются большинством, осознается их необходимость, то вполне правомерно говорить об авторитете закона, какого-либо правила, социальной нормы.
В истории бывает сочетание, совпадение, олицетворение в одном лице авторитета власти и власти авторитета. Чрезмерная вера и суеверное преклонение перед авторитетом наряду с концентрацией власти в одних руках приводят к культу личности, который, как правило, перерастает в авторитаризм и тоталитаризм. Культ личности имеет свои объективные и субъективные причины. К объективным относятся: концентрация власти в одних руках, значительные ограничения или отсутствие демократии, невысокий уровень социальной и политической зрелости масс; к субъективным - вера масс людей в непогрешимость личности, слепое преклонение перед ней, обожествление, а также ее личные качества неуемная жажда власти, нетерпимость к критике н др.
При культе личности в обществе легальные механизмы изъятия и передачи власти, как правило, отсутствуют или принципиально не мыслятся - как противоречащие самой сути харизмы. Власть воспринимается как нечто сакральное (от лат. sacer, sacri — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу). Она будто бы утверждается не в этом мире, не в текущей политической жизни, а дается обществу извне и свыше. Народ но возможности изолирован от внешних и внутренних «неверных» идейных влиянии, политически и духовно не суверенен. Культ личности имеет древнюю историю: он встречается еще в далеком прошлом (например, фараонов). Позднее были созданы культы личности Наполеона Бонапарта, Мао Цзедуна, И. В. Сталина и др.