Основные проблемы философской антропологии. Природа и сущность человека
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. До настоящего момента времени ни одна из существующих вненаучных и научных концепций человека. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Прежде всего, вспомним, что существуют разного рода антропологии. В исследовательском мире существует физическая антропология, или антропобиология, предметом которой являются палеонтологические темы, генетика популяций, вопросы этоэкологии. Далее, существует психологическая антропология, изучающая человеческое поведение в психической или психо-соматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежат психоанализ, парапсихология и так далее. Культурная антропология, наиболее развитая, занимается изучением этнологии первобытных народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка, нравственности и религии. Существует также социальная антропология, которая занимается исследованиями современных обществ и потому не всегда чётко отграничивается от социологии. Теологическая антропология - она рассматривает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности, по имени «человек».
Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Классическая философская антропологияотвечает на вопрос «Что есть человек?». В основе классической философской антропологии лежит пять фундаментальных принципов:
1. Человек может быть понят только из самого себя, никакими внешними причинами существование человека объяснить нельзя.
2. Человеческое бытие является всегда осознанным бытием.
3. Сознание человека является одновременно самосознанием.
4. Человек есть в той мере, в которой он себя делает.
5. Человеческое бытие есть всегда бытие в мире.
Классическая антропология связана с именами Шелера, Гелена, Плеснера.
Распознать природу человека пытались многие мыслители и ученые. В современной литературе признается факт природно-социального бытия человека. Биологизаторский подход ограничен, так как акцентирует эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения. Социологизаторский — объясняет природу человека в первую очередь социально значимыми причинами и приводит к господству образа человека как социального функционера, винтика государственной машины, использовать который можно без оглядки «на какие-то гены».
В действительности, в философской антропологии человек есть существо одновременно природное, социальное и духовное. Все эти три составляющие находятся в органическом единстве, и только в таком единстве, взаимодействии и взаимообусловленности они образуют и реализуют его родовую сущность.
Как природное существо человек –величайший итог и высший уровень длительной эволюции материи. Его генетическая программа обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, руками и гортанью, которые в комплексе создают готовность новорожденного к вхождению в систему общественных отношений и практической деятельности.
Как живой организм человек в течение всей жизни подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) законам, благодаря которым сохраняется глубокое единство его со всем органическим миром. Это означает, что развитие и жизнедеятельность невозможны без действия его генетической программы. Используя уникальные биологические особенности в качестве предпосылок, каждый индивид в своем онтогенезе (индивидуалном развитии организма) в процессе социализации реализует себя как социальное существо.
При наличии глубокого единства с природой человек, отделившись, стал радикально, качественно отличаться от нее. Это своеобразие его как существа социального заключается в следующем:
- человек умеет производить и производит, животное не производит;
- животное строит только сообразно мерке своего вида, реализуя видовой опыт, человек же — по мерке любого вида, ибо он универсален. Он опирается также на законы красоты;
- деятельности человека свойственны целесообразность, целенаправленность. У него ценностно-ориентированное поведение. У животных же нет целей, нет мотивов и интересов. Вследствие этого жизнедеятельность человека выступает как сознательная деятельность; трудовая деятельность человека носит общественный характер: опредмечивая в продукте свои социальные и интеллектуальные силы, он тем самым создает объективные условия обмена результатами труда. Распредмечивание этого продукта другим субъектом устанавливает связь между людьми. Человек может производить и заниматься трудовой деятельностью, лишь вступая прямо пли опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество.
Человек одновременно существо духовное, умное, сознательное. Он — Homo sapiens («человек разумный»). Каждое его действие, поведенческий акт совершается с участием сознания. Он живет в очеловеченном мире, ноосфере (от греч. nous - разум, sphaira шар), где все предметы, процессы, явления наделены человеческим смыслом, значимостью, социальной функцией, целью. Продукты человеческой деятельности представляют собой культуру.
Овладевая в процессе социализации, общения, распредмечивания овеществленного в продуктах труда заложенными в них смыслом, содержанием, индивид осваивает очеловеченный мир, приобщается к бытию культуры, обретает способность разумно действовать с орудиями труда, различного рода символами, словами, языком информации, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. У него вырабатывается широкий диапазон потребностей, интересов, целей и вместе с тем формируются механизмы самоконтроля, саморегуляции, выражающиеся в способности волевыми усилиями подавлять или усиливать те или иные виды деятельности. Появляется долг, ответственность. Иначе говоря, индивид становится «человеком разумным».
Итак, человек есть существо и природное (биологическое), н производящее, политическое (социальное), и разумное, культурное, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он — дитя человеческой истории, результат развития общественного исторического процесса.
Одновременно человек творец этого общества, объект и субъект общественных отношении.