Успешные и гармоничные. Чем mindfulness сводит с ума бизнес-лидеров
Медитативные практики наряду с йогой переживают период невероятной популярности как за границей, так и в России. Жители мегаполисов ударяются в «познание своего тела и разума» в надежде справиться с ежедневным стрессом, который поджидает их и по дороге на работу, и на самой работе, и – чего уж там – после нее.
Некоторые работодатели начали устраивать для своих работников занятия по медитации в надежде улучшить рабочую атмосферу. Такие крупные компании, как General Mills, Ford Motor, Black Rock, Goldman Sachs, проводят тренинги осознанности (mindfulness) и медитации для тысяч своих руководителей. Google, например, имеет собственную программу медитаций, которую ежегодно посещают две тысячи сотрудников компании.
Mindfulness – теория осознанности– изначально представляла собой часть философии и практики буддизма, однако в последнее время ее все чаще практикуют в повседневной жизни в отрыве от религии. Она призывает человека обратиться к своим мыслям и эмоциям «холодным взором» – как бы смотря со стороны, объективно оценивая жизненный опыт и состояние души. Целью таких практик является принятие самого себя и через это – внутреннее успокоение и позитивный настрой.
Тренировать свою осознанность можно и самостоятельно, однако чаще всего людям (для большей эффективности или просто личного успокоения) хочется присоединиться к медитирующим группам или хотя бы иметь перед глазами наставляющую книжку или сайт. Это сделало mindfulness миллиардной индустрией. Однако все же не только это. Не последнюю роль сыграло и то, что чаще всего в подобные тренинги вовлечены именно топ-менеджмент и руководители компаний, пишет Harvard Business Review.
В мир лидеров бизнес-сообщества mindfulness вошла в 1979 году, когда доктор Джон Кабат-Зинн разработал программу по снижению стресса на основе практики осознанности (The Mindfulness-Based Stress Reduction program, MBSR) в Университете Массачусетса. Именно эта программа стала базой для курсов, которые Кабат-Зинн проводил среди руководителей различных компаний.
Научно доказано, что люди, обученные и практикующие медитацию по методике MBSR способны лучше контролировать течение определенных волн в головном мозге – альфа-ритмов. Они, проходя через кору головного мозга, подавляют ненужную сенсорную информацию. Когда натренированный медитацией человек концентрирует свое внимание на определенном участке тела, альфа-волны в его мозге изменяют (а именно – увеличивают) свою амплитуду.
Таким образом, человек контролирует ощущение своего тела. Ученые считают, что это, например, способно помочь людям с хроническими болями. Благодаря подобной концентрации, человек может снизить болевые ощущения в теле – заглушить их, влияя на свои альфа-ритмы.
Несмотря на то, что MBSR была изобретена Кабат-Зинном еще в 1979 году, выстрелила mindfulness все-таки сравнительно недавно – примерно в 2013 году. Как вспоминает Арианна Хаффингтон, президент и главный редактор Huffington Post Media Group, в тот год «CEO совершили каминг-аут, но не как гомосексуалы, а как последователи медитации». Для многих из них mindfulness – это путь к выработке качеств лидера, раскрытию талантов, улучшению концентрации и памяти, а также повышению устойчивости к стрессу.
Сама Хаффингтон регулярно практикует йогу и медитацию и в 2013 году организовала подобные занятия для своих подчиненных. Тогда же она написала статью «Осознанность, медитация, здоровье и их влияние на корпоративный успех в Америке» в своем блоге. Хаффингтон привела конкретные цифры в доказательство этой связи: «По данным Всемирной организации здравоохранения, стресс стоит американским компаниям порядка $300 млрд в год». Убытки складываются, например, из затрат на медицинское страхование, и – косвенно – из-за снижения уровня творчества и продуктивности работников и самих руководителей.
Тогда же в 2013 году в Huffington Post была опубликована статья, в которой рассказано о самых известных последователях теории mindfulness среди мировых топ-менеджеров. Один из них, как вспоминает издание, Рей Далио, миллиардер и основатель хедж-фонда Bridgewater Associates, как-то сказал: «Медитация больше, чем что-либо другое, была основной составляющей любого моего успеха».
Медитация, как правило, вырабатывает у людей дивергентное мышление, которое является ключом к креативности, пишет Harvard Businesss Review. Глава Green Mountain Coffee Roasters Inc. Роберт Стиллер, например, считает, что, занимаясь медитацией, человек становится более полезным для любых рабочих встреч и обсуждений. Сам он причисляет себя к увлеченным последователям этой практики, пишет The Huffington Post, и часто наведывается в специальную комнату для медитаций в головном офисе своей компании.
Наверное, одним из самых известных приверженцев медитативных практик был Стив Джобс, основатель Apple. Он считал медитацию дисциплиной, которой надо учиться. Как вспоминает Business Insider, Джобс видел в медитации возможность «приостановить свое сознание и благодаря этому познать его невообразимые просторы». Именно это, по мнению Джобса, помогает человеку увидеть то, что он не может увидеть в обычном состоянии.
Mindfulness – не только внутренняя тишина и спокойствие, рассказывает в своей статье один из авторов Forbes.com Роб Ашгар. Она помогает человеку достигнуть определенного восприятия проблем – не относиться к ним как к непоправимым.Алег Васа, основательница Elements Truffles, начала увлекаться медитацией, еще работая трейдером на Уолл-стрит. Она вспоминает, что еще тогда это ей помогало принимать важные решения быстро, не поддаваясь всеобщей панике в момент падения рынка. Легче справляться с кризисными моментами на работе практика осознанности часто помогала и Биллу Форду, исполнительному директору Ford Motor Company. Форд рассказывает, что в таких ситуациях он каждое утро давал себе обещание «пройти сквозь грядущий день с чувством любви к окружающим». И в первую очередь к себе самому.
Интересно, что руководители компаний часто видят в теории осознанности не только ключ к получению большей прибыли или налаживанию корпоративной атмосферы, но и к более чуткому рекрутингу. Например, Марк Бениофф, генеральный директор Salesforce.com, считает, что mindfulness помогает более внимательно относиться к кандидатам и начинающим сотрудникам так называемого поколения Y. Бениофф говорит, что им важно осознавать значение того, что они делают. Классы по медитации, которые он успешно внедрил в корпоративную культуру своей компании и даже сам иногда проводит, могут их заинтересовать и помочь в поиске смысла.