Остановись. Послушай. Не спеши.
Ничто не появляется и не исчезает просто так. Все имеет смысл. Во всем есть цель. Для какого-то жизненного опыта. Если у нас что-то болит, на любом уровне будь-то физическом, душевном, эмоциональном. Да, по сути дела неважно, на каком уровне. Важно, остановить сумасшедший ритм жизни и задать себе очень правильный вопрос. Почему я болею? И по-честному ответить самим себе! Это значит, что-то в жизни я делаю не правильно. Не по совести! Или может не по чести! Не по своим принципам!
Привожу личный пример. Я обычный человек с вполне нормальным образом жизни. И спортом занимаюсь для тела. И книги читаю для души. И погулять могу, когда надо. В общем, жаловаться было не на что, до недавнего времени. Но, уже как месяц, я стала бояться прихода ночи. Потому что, мне становиться так плохо, хоть волком вой. Я прошла полное медицинское обследование, по всем анализам я абсолютно здорова. Так почему же, ночью мое тело горит, руки немеют, а сердце выскакивает из груди? Пропила бесчисленное количество успокоительных таблеток. Ничего не помогает. Вот тогда я остановилась и задумалась над своей жизнью.
2) Понять, что происходит внутри нас самих!
Никогда не поздно все исправить. Да, не все можно изменить, но нужно пытаться и пробовать. Если на то есть Ваша воля. Неисправима лишь смерть, все остальное это временные затруднения.
Когда я решилась заглянуть внутри самой себя. Я ужаснулась. Я злилась на саму себя. Злилась на свое безразличие ко всему. Сколько раз моя совесть пыталась достучаться до меня. Бесчисленные сотни раз в голове проносились тревожные мысли. Но нет же. Я ведь не слушала. От всего отмахивалась. Зачем утруждать себя задумываться над своими поступками. И вот результат на лицо. Да, именно на мое изнеможенное и замученное лицо с печальными глазами.
Причина боли?
Причина моей боли, оказалась до банального проста. Вина перед родными и близкими. Чувство не оправданности возложенных на меня надежд. Так какие таблетки могут помочь, если тело горит от жара, а душа
переполнена чувством вины? Правильно, здесь и сейчас я хочу разобраться с этими мыслями. Здесь и сейчас я хочу разобраться, в чем моя вина? И я это сделала!
4) Откат за содеянные поступки!
Так вот, чтобы не было так мучительно стыдно и больно. Стоит исправить постыдные поступки. Стоит научиться просить прощения искренне и от души. А не для галочки. Стоит задуматься над действительно важными ценностями жизни. Не гнаться за призрачным богатством и материальными благами, полученными не человеческими способами. И вот тогда живя по совести и чести, вопросов о правильности судьбы возникать не будет!
И вот тогда, я не буду в три часа ночи молить Господа о прощение. И не буду думать, от чего болит душа! Почему горит тело! Потому что, мы сами в ответе за каждый вдох и выдох! Мы – получаем, не то что хотим, а то кем являемся сами. Добро притягивает свет. Зло, останется во мраке!
5) Принять в себя важную истину!
Перед кем я чувствую себя виноватой? Перед Богом, перед людьми или перед собой? Истину не надо искать. Ее надо творить. Истина это протянуть руку помощи нуждающемуся человеку! Истина это сказать родным людям о своей любви. Истина это выносить утку за больным человеком и говорить ему, что все будет хорошо. Истина это отдать последний кусочек хлеба голодному. Истина это простить обидевших нас искренне и от души. Истина это есть закон нашего духа, души и тела!
6) Исправить, сделанное нами!
А ведь это оказалось так просто. Так легко перестать вести себя как эгоистичная стерва. Быть человечней и терпимей ко Всем и Всему! И вот уже из чистого раскаянья рождаются хорошие мысли. Мысли это первый шаг на пути к человеческим поступкам. А из достойных поступков складываются наши жизни и судьбы родных людей!
7) Простить себя!
И наконец-то спать спокойно. Не терзать себя и свою душу. Остановиться на минуточку. Послушать, что говорит тебе тело и душа. Не спешить решать вселенские задачки, а просто задуматься над своей жизнью. Понимать, все жизненные ситуации как дарованные блага. Принять свою собственную боль, не как страдание, а как неизбежный опыт. Жить по совести. Быть не просто одним из миллионов, а человеком на миллионы.
И вот тогда, ночью, когда весь дом спал, я сделала одну из самых важных вещей в своей жизни. Я простила свое тело. Я открыла свою душу. Я поговорила с Богом. И я уснула здоровым, крепким сном. Не буду кривить душой и говорить, что в моей жизни все резко стало хорошо. Нет, конечно же. Бывает, и болею, и плачу, и смеюсь, и молюсь.
Но, одно знаю точно. Вопросом и ответом на все происходящее в моей жизни являюсь Я Сама! И для того, чтобы эти вопросы и ответы делали меня счастливой, зависит от меня! Чего и Вам желаю, дорогие читатели! Чтобы во все дни и ночи, вы спрашивали, от чего поет душа? И всегда отвечали, потому что, счастлива!
Автор: Алена Топчанюк
«Искусство войны» Сунь Цзы
«Искусство войны» Сунь Цзы | Китайская мифология
«Искусство войны» Сунь Цзы («Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня») — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (бин-цзя), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).
Создание трактата
Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V в. до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.
Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.
Концепции трактата
Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса (саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия) с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
«пути» (единодушия народа и верхов)
«неба» (соответствия времени)
«земли» (соответствия месту)
«полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью — жэнь)
«закона» (организованности и дисциплинированности)
Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
наличия у правителя дао
наличия у полководца способностей
постижения особенностей неба и земли
осуществимости законов и приказов
силы войска
обученности командиров и солдат
ясности наград и наказаний
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Сунь Бинь
Сунь Бинь |Китайская мифология
Сунь Бинь — в поздней китайской народной мифологии бог — покровитель сапожников, чеботарей и шорников.
Народ на картинах изображал Сунь Биня в высоких сапогах или опиравшегося на костыли. Кроме того, этого бога считают также учеником Гуйгу Цзы, мага и философа, подарившего Китаю немало значимых трудов.
В основе образа Сунь Биня реальное историческое лицо.
Сунь Бинь (умер в 316 году до н. э.) — видный китайский военачальник и стратег периода Сражающихся царств (403—221 годы до н. э.). Предполагаемый потомок Сунь-цзы. Обучался у философа-затворника Гуй Гу-цзы. Позднее, будучи на службе у князя удела Вэй, был обвинён в измене и приговорён к наказанию, которое заключалось в нанесении на лицо татуировки и вырезанию коленных чашечек, что сделало его инвалидом на всю жизнь. Позднее, используя стратагему, Сунь Бинь бежал из княжества Вэй и добился больших успехов в карьере на службе у князя удела Ци в качестве генерала и военного стратега. Сунь Бинь привёл войско царства Ци к победе над войсками Вэй в битвах при Гуйлин и Малин.
После ряда исследований, проведённых китайскими и западными учёными за последние 30 лет, появилась гипотеза о том, что настоящим автором Искусства войны Сунь-цзы является именно Сунь Бинь. Также некоторые исследователи склоняются к мнению, что полулегендарный Сунь-цзы (Сунь У) и исторический Сунь Бинь на самом деле одно и то же лицо.
Сунь Бинь также является автором другого трактата по военной стратегии
Анх
Анх (с древнеегипетского ankh — жизнь) — египетский крест с петлей или рукояткой, символизирующий жизнь. Другое название — "крукс ансата" или "ансате". Он представляет собой синтез двух фигур — креста как символа жизни и петли — вечности. Соединенные вместе, они обозначают бессмертие. Анх также эротический символ, подразумевающий соединение мужского и женского начал. Его олицетворял союз Осириса и Исиды. Он являлся символом объединения земной и небесной сферы. Знак анх в иероглифическом письме трактовался как "жизнь". Он являлся составным компонентом терминов "благосостояние" и "счастье". Египтяне изображали анх на амулетах в целях продления земной жизни человека.
С другой стороны, его помещали на теле умерших, что должно было обеспечить посмертное существование. Анх интерпретировался как ключ, которым открываются ворота смерти. У коптов использовался в качестве символа загробной жизни. Петлеобразный крест, поставленный на стенах каналов, уберегал от наводнений. Анх применялся при колдовских ритуалах, при ворожбе, гадании, врачебном знахарстве. Являлся символом мира в субкультуре хиппи. Используется в качестве эмблемы движения сексуальных меньшинств в современном мире. Крест с рукояткой символизировал высшее астрологическое посвящение. В контексте христианского символизма анх трактуется как "крест животворящий".
Источник: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997.
СИМВОЛ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.
Всякий символ включает в себя вещь (образ), но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций.
В XX веке неокантианец Кассирер обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Ранее еще Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.
Микрокосмическая Орбита
Микрокосмическая Орбита – это контур, соединяющий два основных энергетических канала нашего тела - Управляющий Канал и Функциональный Канал. Все остальные энергетические каналы соединяются с этими двумя, получают от них энергию и подводят ее к внутренним органам, подобно тому, как электрические провода, идущие от основной энергетической линии, несут электроэнергию к отдельным домам и квартирам.
Управляющий Канал – это основной янский канал нашего тела, он начинается в области промежности, проходит через крестец, идет по позвоночнику вверх к шее, доходит до макушки и спускается вниз по лицу к верхнему нёбу.
Функциональный Канал – основной иньский канал - тоже начинается в промежности, но идет вверх спереди по средней линии тела. Пройдя грудину, он входит в горло и заканчивается на кончике языка.
Когда вы касаетесь кончиком языка верхнего нёба, вы замыкаете Функциональный и Управляющий Каналы в единый контур и даете возможность энергии двигаться по Микрокосмической Орбите.
На Микрокосмической Орбите расположено 14 энергетических центров, каждый их которых отвечает за питание определенных органов и развитие определенных качеств нашего организма. Научившись двигать жизненную энергию по орбите, вы сможете перераспределять избыточную энергию, т.е. направлять ее в те участки вашего тела, где ее недостаточно.
«ТЫ СКАЗАЛА — ЛЮБОВЬ»
В ночь на 1996-й год написалось слово о любви. Почему именно о любви? Слова не пишутся на заранее заданную тему, они записываются, и часто рука едва поспевает за потоком идущей мысли. Зачитаю вам это слово.
Подниматься можно только на крыльях любви. Мы поражаемся духовной высоте Святых и Светочей, но как они достигали её?
Они начинали с любви к тому Высшему, что уводило их от земного. Они переставали любить себя и тот личный мирок, в котором они жили. Они больше не хотели его. Они уходили в то Реальное, что всегда было, есть и будет, и в нём находили ответ на все свои чаяния и запросы.
Полноценно и щедро награждал их Высший Мир за призрачные потери. Они переставали бояться несчастий и смерти, потому что для них эти беды человечества просто не существовали. Человек не может чего-то лишиться, если он этого не имеет или отказался от него. Когда человек признаёт вечную жизнь, то смерть перестаёт для него существовать. Смена форм не есть бедствие, но источник новых возможностей, постижений и накоплений. Этого от человека никто отнять не может.
Человек по-настоящему обладает только тем, что не может быть отнято от него никем и ни при каких обстоятельствах. Всё остальное иллюзорно и не имеет цены.
Поразительно бесстрашие Святых! Всё, чего люди боятся, они навлекали на себя добровольно. Нерушимой стеной была для них крепость их духа. Можно сказать, что, по сравнению с другими людьми, у них всё было наоборот. Но без этого «наоборот» Высший Мир был бы недоступен. Компромиссов в этом выборе не бывает.
Любовь ко всему сущему была их естественным состоянием и не требовала усилий с их стороны. Они просто иначе не могли — не могли не сочувствовать, не жалеть, не сострадать и, таким образом, не могли не помогать. Их можно было бы назвать воплощённой Помощью и Любовью в самой высокой степени.
Если бы не они, у нас не было бы образца для подражания, мы не знали бы, к чему стремиться. Но мы имеем таких Путеводителей, и путь Жизни только один, лишь бы мы следовали по нему.
(Н.Д. Спирина)
Краткая биография - КЕЙ КАВУС МААЛИ УНСУР АЛЬ (1021-1098)
Высказывания и афоризмы Кей Кавуса
Кей Кавус Маали Унсур аль - персидский писатель, являющийся родоначальником так называемой этико-дидактической повести, которая впоследствии получила самое широкое распространение в национальных литературах мусульманского мира.
Кей Кавус появился на свет в 1021 г., когда правил сын Кабуса Минучихра. Он являлся потомком известного крупного феодального рода. Его предки были феодальными властителями Табаристана - жили на южном побережье Каспийского моря, которое благодаря обилию трясин, труднопроходимым горам было отделено от Ирана и поэтому оказалось завоеванными арабскими войсками значительно позже.
Кей Кавус Маали Унсур аль известен, в первую очередь, как автор «Кабус-наме» - книги, которую он писал на протяжении десятка лет (1082-1092). Русские читатели познакомились с ней впервые только в XIX веке. Это первое прозаическое произведение, написанное на языке фарси, из известных сегодня. «Кабус-наме» - состоящее из 44 глав собрание наставлений, которые умудренный опытом отец адресует сыну.
Поучения носят житейский, практический характер, представляют собой рекомендации по поводу правильного поведения в тех или иных ситуациях, наилучшей «жизненной стратегии». Так, например, отец учит сына, что родиной для человека является то место, где ему хорошо живется, а заниматься по жизни лучше всего тем, что несет с собой наибольшую выгоду. Он прославляет путешествия по миру, потому что только странствия по разным странам дают возможность «повидать невиданное, и поесть нееденное, и найти ненайденное», а именно в этом, по мнению советчика, и есть главное удовольствие от пребывания в этом мире.
Посыл, содержащийся в «Кабус-наме», нельзя назвать высокодуховным, книга способствует формированию приспособленческого мировоззрения и жизненной позиции. Тем не менее непосредственная манера изложения, живой язык книги ставят ее в ряд значительных достижений персидской и таджикской литературы, памятников классической художественной прозы.
В биографии Кея Кавуса упоминается совершение им хаджа в Мекку. Многочисленные разговоры с паломниками стали для него источником массы интересных сведений и историй, которые писатель использовал затем для своего сочинения. Скончался Маали Унсур аль Кей Кавус в 1098 г.
Высказывания, цитаты и афоризмы Унсур аль-Маали Кей Кавуса
• Совет, данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек.
• Сократ сказал: нет сокровищницы лучше знания, и нет врага хуже дурного человека, и нет почета величавее, чем знание, и нет украшения лучше стыда.
• Старайся не влюбляться под старость.
• Если не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, чего нельзя найти.
• Если полюбишь, то люби того, кто этого стоит. Незачем быть возлюбленному Птолемеем и Платоном, но нужно, чтобы было у него и немного разума.
• Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.
• Лучше человеку быть без брата, чем без друзей.
• Нет большего бесстыдства, чем выдавать за правду утверждение, ложность которого заведомо известна.
• Не человек тот, кто не влюбляется.
• Образование — лицо разума.
• Одиночество лучше, чем плохой товарищ.
• Омой, брат, руки от того друга, который водится с твоими врагами.
• Опасайся не гидры о семи головах, а человека о двух языках.
• Повиноваться страсти — не дело разумных.
• Пусть горька истина — выслушай ее.
• Ревновать жен — значит сделать их несчастными.
• Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным.
• Если хочешь не знать страха, не чини зла.
• Если хочешь, чтобы тебя ценили по заслугам, сам цени других людей.
• Знай, что ответ дуракам — молчание.
• Избегай невежды, считающего себя ученым.
• И противоядие становится ядом, когда его много.
• Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения — тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование — лицо разума.
• Двоих надо страшиться: один — это сильный враг, а другой — коварный друг.
• Друзей чарки за друзей не считай, ибо они — друзья твоей чарки, а не твои друзья.
• Если не хочешь страдать, не будь завистливым.
• Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие — то же безумие.
• Величайшее несчастье — нуждаться в помощи людей, достойных нашего презрения.
• Во время гнева считай для себя обязательным подавлять гнев.
• У кого речь слаще, у того и благожелателей больше.
• Хорошая жена — спасение жизни.
Краткая биография - СЮНЬЦЗЫ (ок. 313 - ок. 238 до н. э.)
Сюньцзы (существуют и такие варианты имени, как Сюнь Куан и Сюнь Цин) - древнекитайский философ, мыслитель, последователь конфуцианской традиции. Некоторые исследователи сопоставляют значение его наследия для китайской культуры с ролью учения Аристотеля для западной цивилизации.
Известно, что родился Сюньцзы около 313 г. до н. э., был уроженцем царства Чжао, относившегося к Срединным царствам Китая. С молодых лет зарекомендовал себя видным полемистом. Предпринял неоднократные поездки к правителям государств Чу, Ци и Цинь. Много раз наносил визит в известную философскую академию Цзися, находившуюся в Линьцзы, главном городе царства Ци. Около 263 г. до н. э. он стал главой этой академии, однако недоброжелатели сплели вокруг его имени сеть интриг и клеветы, в результате чего Сюньцзы лишился должности.
Сохранились сведения, что он возглавлял научное сообщество и был важным сановником в царстве Ци. В 255 г. до н. э. состоялся его переезд в царство Чу. Здесь ему достался титул министра-советника и место правителя уезда Ланьлин. Считается, что именно в этот период биографии Сюньцзы начал писать трактат, носивший программный характер и получивший известность как «Сюнь-цзы». Название этой книги является самым распространенным и принадлежит танскому комментатору Ян Ляну, в редакции которого и сохранилось до наших дней философское сочинение. Современная версия этого трактата представляет собой 32 главы, из которых 21 с высокой степенью вероятности принадлежит именно ему. Пять глав, как считают исследователи, были написаны с его участием, а еще 6 добавлены после смерти философа.
В его основе лежат постулаты конфуцианского учения, однако Сюньцзы внес в него дополнения. Со свойственным ему антропологическим минимализмом философ утверждал, что от рождения человек получает склонность к похоти или к пользе, имеет «злую природу», и только культура и воспитание способны победить в нем «низкое» природное начало. В области социальной политики Сюньцзы отстаивал необходимость сохранения иерархии и ее неприкосновенность, а также потребность общества во власти просвещенного правителя. Эта теория легла в основу государственной идеологии императорского Китая.
В 238 г. до н. э. философа отправили в отставку, после чего он удалился от общественной жизни, вел уединенный образ жизни и, как свидетельствуют источники, притворился сумасшедшим в стремлении стать «совершенномудрым». Его навещали лишь любимые ученики. Скончался он в царстве Чу, и произошло это после 238 г. до н. э., более точная дата неизвестна.
Высказывания, цитаты и афоризмы Сюньцзы
• Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.
• Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.
• Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
• Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
• В учении нельзя останавливаться.
• Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.
• Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.
• Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.
• С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
• Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг; тот, кто мне льстит, мой враг.
• Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.
• Заниматься делом — это то, что ненавидят люди; заслуги и власть — это то, что они любят.
• Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей — пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь — старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, — другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.
• Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.
• Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.
• Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.
• Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий — это недостойный путь управления страной.
• Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
• Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.
• Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
• Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.
• Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия.
• Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.
• Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.
• Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.
• Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?
• Война — это путь обмана.
• То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба... Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, — он заблуждается.
• Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
• Физический труд — это то, что служит добродетели.
• Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.
• Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.
Самозащита мозга человека
Ни один из органов человеческого тела природа не защитила так надежно, как мозг. Он находится за броней костей черепа, окружен специальной жидкостью, кровь в него подается не пульсирующей, а плавно текущей. И ни один из человеческих органов не таит столько загадок, сколько "прячет" мозг.
Причем революционные прорывы в изучении мозга человека, в свою очередь, ставят все новые и новые вопросы. Это касается, например, расшифровки электрической активности мозга - данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая была изобретена в 30-е годы нашего века.
Основоположник метода ЭЭГ Ханс Бергер сразу отметил высокоамплитудные колебания в диапазоне 8-12 Гц. Он и назвал их альфа-ритмом (альфа - первая буква греческого алфавита). Но хотя эти колебания первыми "получили имя", роль их в организме до сих пор четко не определена.
Принято было считать, что четкий альфа-ритм - показатель нормальной работы мозга, его стабильности. И в то же время, у некоторых людей альфа-ритм отсутствует, но при этом они практически здоровы. Когда стало возможным обработать ЭЭГ с помощью компьютерной техники, то альфа-колебания обнаружились и у них, но как бы не оформленные в ритм. С другой стороны, у некоторых психически больных наблюдают слишком "хороший" альфа-ритм.
Его даже называют "гипернормальным". "Гипернормальный" ритм свидетельствует о том, что течение болезни отличается упорным характером и надежд на исцеление больного - увы! - очень немного. Получается, что нормальный альфа-ритм - хорошо, а "слишком нормальный" - уже плохо... Так какую же роль играет альфа-ритм в работе человеческого мозга, что именно он отражает?
Возбуждение или торможение?
Альфа-ритм появляется, когда человек закрывает глаза. И снимают этот ритм с затылочных участков мозга. Именно там находится область, отвечающая за зрение. Поэтому один из основоположников кибернетики Норберт Винерсчитал, что альфа-ритм - это отражение "прокручивающихся" в мозге зрительных образов.Другие исследователи полагали, что существуют механизмы памяти, тесно связанные со зрительными переживаниями и альфа-ритмом. Но все гипотезы так и остались гипотезами. Нам очень трудно осмыслить процессы в мозге, происходящие как бы "под знаком минус", то есть понять, почему мозг вовсю трудится, когда должен отдыхать.
А если подойти к проблеме по-другому и сравнить мозг человека с мозгом животных? Сходная с человеческим альфа-ритмом активность мозга появляется у животных, только если им ввести психотропные препараты, обладающие успокаивающим действием. Этот факт давно смущал психофизиологов: ведь подобные изменения обычно считали признаком возбуждения мозга. Иными словами, мы ждем торможения, а мозг, напротив, активизируется.
Правда, позднее были обнаружены (в том числе и автором статьи) более тонкие и потому менее заметные изменения ЭЭГ, которые действительно отражают процессы торможения в мозге. Но они бледны по сравнению с яркими "нелогичными" изменениями ЭЭГ.
Недостающие кусочки в этой мозаике были найдены при исследовании препаратов, которые вызывают чувство страха. Оказывается, их действие на ЭЭГ практически зеркально по сравнению с успокаивающими средствами. В ответ на возбуждающие препараты, если они воздействуют долго, мозг начинает тормозиться, а в ответ на успокаивающие - возбуждаться. О чем это говорит? Скорее всего о каких-то пока неизученных компенсаторных процессах в мозге. Особый механизм, похоже, стоит на страже постоянства активности мозга, стремится поддерживать его возбуждение на строго определенном уровне.