Отработка элементарных коммуникативных действий
Передать предмет Подойди ко мне поближе, Наклонюсь я чуть пониже, Руку вытяну вперед, Пусть твоя рука возьмет Этот шарик на ладошке. Подержи его немножко, А потом отдай скорей, Да тому, кто всех милей. Что ты сделал, нам скажи, И еще раз покажи! (Ребенок говорит: «передал шарик» и показывает как в жестовом варианте) | Здороваться Если ты протянешь руку, И пожмет ее другой, Это вмиг развеет скуку, Потому что друг с тобой. Вместе будет веселей, Так здоровайся скорей! Что ты сделал, нам скажи, И еще раз покажи! (Ребенок говорит: « поздоровался» и показывает как в жестовом варианте) |
Совместные кувырки Ляг на коврик и лежи, Не волнуйся, не дрожи, Свой прекрасный кувырок Будет делать твой дружок А быть, может, и подружка, Говорунья, хохотушка. Браво, браво, молодец! Только это не конец. Все теперь наоборот: Ты исполнишь кувырок. Друг уляжется на коврик, Ну, а ты, совсем, как кролик, Прыг, кувырк через него, И не бойся ничего. | Совместные хлопки Самому в ладоши хлопать Так легко, раз-раз, два-три. А теперь со мной попробуй, Мне ладошки протяни, Я по ним ударю смело, Ты – в мои. Скорей за дело! Я – хлоп, хлоп, и ты – хлоп-хлоп. Ох, нахлопались мы! Стоп. Выбирай теперь скорей, С кем ты будешь из детей Хлопать весело в ладоши, Может, хочешь ты с Алешей, Или с Вовой или с Машей Может с Таней и Наташей? С кем ты хочешь, говори. Начинайте, раз, два, три! |
Замри – отомри. Дети спонтанно танцуют под музыку. Ребенок, который водит, командует им «Замри!». Все застывают в той позе, в которой их застала команда. Через некоторое время водящий ребенок говорит: к кому я сейчас подойду и коснусь, рукой и скажу «отомри», тот будет свободен. Подходит к каждому по очереди, касается какой-либо части тела и говорит: «Отомри!». | Докинь до меня мячик голосом. Педагог уходит на значительное расстояние от детей и просит кидать воображаемый мячик, сопровождая движение словом: «Лови!». Если ребенок говорит тихо и неуверенно, педагог говорит: «Ты не докинул мячик, попробуй еще раз». |
Спаси от беды. Одному из детей дается задание изобразить, будто у него болит нога, и он не может идти. Педагог спрашивает у детей, кто может ему помочь. Выбирается кто-нибудь из детей, который поддерживает попавшего в беду и приговаривает: «Скоро все продет, не волнуйся, тебя доктор вылечит…» (или что-нибудь в этом роде). | Превращение. Педагог набрасывает на себя какую-нибудь шаль, берет волшебную палочку, говорит, что он волшебник и сообщает, что сейчас подойдет к кому-нибудь из детей, прикоснется ко лбу и губам палочкой, и тот станет тем, кого он назовет «волшебным голосом». Например: «Стань птицей» (ребенок изображает птицу), стань кошечкой … и т.п. |
Угадай, что я покажу Педагог пантомимически показывает, какое-либо действие, а дети отгадывают, что оно обозначает. Затем педагог берет в партнеры кого-либо из детей и они показывают действие вместе. Дети отгадывают. Далее загадывают действия сами дети: сначала по одному, а затем совместно – по 2-3 человека. | Больше друзей. Педагог встает на середину зала и вытягивает руку. Затем он предлагает детям подходить по очереди и класть свою руку сверху. Вырастает гора рук, символизирующая дружбу всех участников. |
Активизация непроизвольного внимания к частям тела и лица.
Релаксация их мышц
Части тела | |
ГОЛОВА На плечах у нас есть шея, А, пощупайте, над нею Разместился прочно шар: То пыхтит, как самовар, То кивает: да, да, да! Возражает иногда, И дает такой ответ: Не шалим мы, нет-нет-нет! Говорит тот шар слова. Это нашаГОЛОВА Да, ребятки, я права: Это наша … (голова). | НОС Ты умеешь говорить? Так, смелее, раз, два, три… На лице посередине, Не зеленый и не синий, Рос тихонько и подрос… Наш все нюхающий НОС. Что же это? – Не вопрос, Это наш, ребята … (нос) |
ШЕЯ Голова сидит на ШЕЕ, ШЕЯ ей вертеть умеет, То направо, то налево, То опустит, то опять, Поднимает вверх. Не спать! Головой так крутить умеет, Наша гибкая, что?.... (шея) | ПОДБОРОДОК У кого есть борода? Ну, у папы иногда, Или дедушка иной Ходит с длинной бородой, Но зато у всех от роду На лице есть ПОДБОРОДОК. Ты пощупай, есть он, вроде, Этот самый … (подбородок) |
ПЛЕЧИ Устают они под вечер, Наши бедненькие ПЛЕЧИ, Потому что нам не лень Нагружать их целый день. Отдохни и станет легче, Будут рады, наши … (плечи) | ЛОБ Нам умнеть, ребята, надо? Да, но только ум – награда За труды и за терпенье, За прилежное ученье. Сколько будет 3+3? Нос, пожалуйста, не три, Не кусай свою губу, Ум находится во ЛБУ. Вам понятно? Нужно чтоб Много знал и думал … (лоб). |
ЖИВОТ Он голодный, так сердит, Что бунтует и бурчит, Так возьми котлетку в рот, Успокоится ЖИВОТ, Ты поел уже? Вот-вот… Подобрел он, твой … (живот) | ЩЕКИ Ото рта неподалеку Разместились наши ЩЕКИ. Если мало мы гуляем, Щеки бледными бывают, Если мало съели каши, То худеют щеки наши. А у тех, кто быстро ест, Щеки, будто маков цвет Что от губ неподалеку? Верно, дети – это … (щеки). |
РУКИ А спасают нас от скуки, Золотые наши РУКИ: Все работают, мелькают И повсюду успевают. Нет, они не знают скуки Наши с вами, дети, … (руки). | УШИ А теперь поведай нам, Что такое по бокам? Там не яблоки, не груши, А, представьте себе, УШИ. Хорошенечко послушай И скажи погромче … (уши) |
НОГИ Быстро ходят по дороге, Наши шустренькие НОГИ, Танцевать они хотят, Прыгать двести раз подряд. Это мало или много? Пусть ответят ваши … (ноги). | РОТ Что под носом, может, лоб? Постучи по лбу – хлоп, хлоп! Нет, совсем наоборот, Под носами, дети,– РОТ! Что под носом, покажи, И погромче нам скажи! Говорит он и поет Наш прекрасный смелый … (рот) |
3. Непроизвольное внимание к артикуляционным и мимическим мышцам
Артикуляционное зеркало | Эхо |
Педагог встает напротив какого-либо ребенка и показывает ему беззвучные оральные и артикуляционные позы. Ребенок повторяет, как в зеркале. Затем он озвучивает воспринимаемые беззвучные позы. Далее дети выполняют это упражнение попарно (без взрослого). | Педагог произносит какое-нибудь слово и просит детей сделать его эхом (предварительно объяснив и показав, как звучит эхо). Затем то же задание дается на уровне фразовой речи. Далее каждый ребенок сам придумывает слова и фразы, которые другие дети повторяют, как эхо. |
Мимическое зеркало | Пантомимическое зеркало |
Преодоление страха речи
Игра «Домик»
Основная идея этого упражнения «Домик» состоит в ослаблении или снятии страха речи. Учитывается, что психологически говорить легче, если ты невидим.
Ребенок прячется в домик, взяв с собой по желанию 1-3 игрушки, и оттуда отвечает на вопросы педагога и других детей. Домик первоначально без окон. Никто ребенка не видит. Голос доносится из закрытого домика. Громкость голоса регулируется задающим вопрос, в зависимости от того, насколько хорошо он слышит ответы.
Затем в домике появляется одно окно. Диалог продолжается. Появляется два, три, четыре и больше окон. Ребенок становится видимым, а затем и вовсе выходит из домика и отвечает на те же самые вопросы, которые ему задавали, когда он сидел в домике.
Примерный перечень вопросов:
- Кто ты? Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Какое у тебя настроение?
- Тебе нравится сидеть в домике?
- В твоем домике темно или светло?
- Кто еще с тобой живет в домике?
- Как зовут твою маму (папу?)?
- У тебя есть друзья?
- Как зовут твоего лучшего друга (подругу?)
- Почему тебе нравится твой друг (подруга)?
-Что ты любишь кушать?
- Ты умеешь плавать?
- Ты умеешь ….. ?(вопрос дополняется в зависимости
от индивидуального портрета ребенка)
- Ты хочешь, чтобы в домике стало светлее?
- Я открою одно окошко, хорошо?
и т.п. пока не откроется весь домик.
Для выработки умения управлять речью (направлением голоса, его силой и т.д.) в разных ситуациях общения можно использовать приемы слуховой стимуляции в непроизвольных действиях:
Что звучит?
Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук (бубен, барабан, дудка, пианино, стук, шорох и т.п.). Ребенок должен указать на источник звука или воспроизвести его сам.
Откуда звук?
Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук в одной из частей комнаты. Ребенок должен угадать и показать место, где воспроизводился звук.
Отправь звук
наверх
вниз
вправо
влево
далеко
близко
Воображаемый звук.
Ребенку предлагается вообразить, что он слышит звук (мысленно), а затем спрашивают, что он слышал и где (в какой ситуации).
Воображаемый собеседник.
Ребенку предлагается вообразить (представить мысленно), что
ему кто-то что-то говорит, а затем спрашивают у него, что ему сказали и кто сказал.
Работы
В рамках психокоррекционной работы полезно также использовать и психотерапевтические формулы, предназначенные для повышения чувства уверенности в речи (составлены Т.Визель):
1.
Наша речь как ручеек,
Или как реки поток,
Льется плавно и легко,
И плывем мы далеко,
Будто бы на корабле
И к неведомой земле.
2.
Помогает ветерок
Нам сказать и звук и слог:
Па-па-па и ля-ля-ля,
Далеко уже земля.
Ж-ж-ж-, Зу-зу, У-у,
Я плыву, плыву, плыву.
Не во сне, а на яву
Свою песенку пою:
Капитан отважный я,
Покоряю я моря,
И хотя еще я мал
Знаю, как держать штурвал.
И еще умею я
Опускать вглубь якоря.
Взял учение я в толк,
Перед вами – морской волк.
3.
Я люблю всем говорить,
Что умею морем плыть.
Нет акул во рту моем,
Там спокойно, ночью, днем.
Нету скал и нет штормов,
Только много-много слов.
Отчего ж их не сказать,
Если некому мешать?
Особенно осложнена работа по коррекции речи при наличии особых черт характера у ребенка, требующей усиленного психотерапевтического вмешательства.
Далее приводится фрагмент дневника наблюдений автора данной публикации за таким ребенком - Диночкой С-ко. Наблюдения сделаны в условиях пребывания девочки дома.
Условия жизни – высоко комфортные, родители – интеллигентные спокойные люди, внутрисемейные отношения – самые благоприятные. Таким образом, какие-либо привходящие, дополнительно осложняющие терапию факты, отсутствовали.
Коррекционное воздействие проходило на фоне медикаментозного лечения, назначенного опытным врачом-неврологом.
8.07.05.
Девочка адекватна в поведении. Со мной улыбчива, приветлива. Мальчика- подростка Гришу, специально приглашенного в семью (в диагностических и терапевтических целях), сторонится: поза и мимика стеснения.
Настроение в целом ровное. Подвижна, активна.
Похоже все-таки, что физической нагрузки Диночке не хватает. Чтобы исправить это, пытались попасть в школу танцев, но оказалось, что в этот дегь она закрыта. В понедельник попытка будет повторена.
Высказывания не обильны. В основном речь представлена отдельными словами или короткими фразами. Запинки единичны, но мама и няня говорят, что с утра их гораздо больше.
Песенный и речевой материал, который использовался мной в прошлый приезд, помнит. При воспроизведении его мной улыбается. С гостящим в семье мальчиком Гришей (13 лет) говорить отказывается, забивается в угол и смотрит на него оттуда, правда, с неподдельным интересом.
9. 07.
Я половина дня
С утра девочка вела себя ровно, без каких-либо значимых особенностей. На пляже, куда мы пошли все вместе, настроение у Диночки замечательное. Принимает предложенные игры, веселится, настроение замечательное. Однако провокационная попытка приблизить ее к Грише кончается тем, что она убегает в сторону. Детьми, находящимися на пляже, не интересуется. Вполне удовлетворена обществом Гриши.
С утра за завтраком отмечались запинки, в основном клонического типа и были связаны с присутствием Гриши, которого она продолжает стесняться. Вместе с тем речь ребенка более развернута, она охотнее включается в игру. Запинки в речи отсутствуют совсем.
Дома речь несколько хуже, причем, намечается фиксация на определенных ситуациях, а именно:
· опасность фиаско (угроза реноме собственного «Я»);
· одежда (обсуждение того, что надеть и бурные возражения, если намерения взрослых не совпадают с ее желаниями);
· противоположный пол в реальных ситуациях и на вербальном уровне.
· возбуждение от новых событий и предметов (людей, игрушек, книг, фильмов и т.п.).
Необходимо сделать эти ситуации и темы привычными, не вызывающими эмоционального возбуждения.
Во 2-й половине днянаблюдения ограничены, поскольку я отсутствую (мы с Гришей уходим на «Задорного»).
Этого,
10. 07.
1-я половина дня
Настроение остается ровным, поведение адекватное, однако, завтракать в нашем присутствии отказалась. Пришлось увести ее в другое место. Гришей стала интересоваться. Спросила меня, пойдет ли он на море. Когда я попробовала уточнить, кто он, ответила: «Ну, - он!» и снова дала мимику стеснения.
На море ситуация поменялась в лучшую сторону. Заслуга в этом в основном Гриши. Диночку удалось так приобщить к игре, что она, сама, не заметив дотронулась до руки Гриши. Строили вместе замок из песка. Дина внесла свою лепту и даже ответила на вопрос Гриши о том, где будет ее комната, указав на самый пик башни (символично!).
Я пыталась привлечь детей на пляже для совместной игры с Диной. Дети оказались еще менее контактными, чем она, причем, по сравнению с ней казались психически отсталыми. Где брать детей? Ведь они так нужны сейчас.
Речь:
Утренняя речь с отдельными запинками, однако число их гораздо меньше, чем вчера. Безоговорочно преобладает клонус. Во время дневного сна провела аутотернинг, формулы которого рассчитаны на непроизвольное запоминание: «Ты очень хорошая девочка, тебя все любят – и мама, и папа, и сестра, и брат, и бабушка, и дедушка, и няни – Лида и Лена, и я, и Гриша и все-все! Ты очень красиво говоришь, плавно и понятно, тебя очень приятно слушать, губки, язычок, голосок у тебя свободные, легкие, они движутся незаметно и точно и т.п.»
2-я половина дня
Были гости: Виторган с женой Ириной. Диночка, встав после дневного сна, спустилась вниз и, увидев их, осталась в своем игровом уголке. Выходить к столу, стоявшему в саду, не стала. Вместе с тем она нашла фату и корону, приладила это все на себя и крутилась в доме так, чтобы ее всем было видно. Через некоторое время все же вышла и даже покружилась по просьбе брата, показывая, как развевается юбочка платья, но говорить не стала. Ушла с няней на море. Поскольку я была за столом, речи ее не слышала.
После моря Дина с удовольствием и долго ужинала, съела довольно много разной еды. Была в хорошем настроении. Лида пожаловалась на то, что на пляже трудно уследить за вещами, могут украсть. Я рассказала, как у меня в Москве сорвали с шеи мобильный телефон, когда я шла из одного больничного корпуса в другой. Руки были заняты историями болезни, и какой-то мальчишка воспользовался этим, подбежал и, потянув за телефон, оборвал веревку. Она осталась сиротливо висеть на шее. Этот рассказ Диночка тут же «примерила» на себя. Она стала рассказывать, как у нее какая-то девчонка сорвала с шеи бусы. В речи тут же появились запинки. Почему? У меня пока 3 версии: 1) ее взволновала, а, может быть, и испугала, ситуация возможной кражи чего-либо у нее; 2) в рассказе, неизбежно носящем монологический характер, необходимо было строить более длинные и сложные фразы, чем те, которыми она обходится в обычной диалогической речи; 3) сказалось позднее время (было около 10 часов вечера) и, следовательно, усталость. Вполне вероятно, что причина другая. Необходимы дополнительные наблюдения. На всякий случай завтра начнем отрабатывать монологическую речь по серии сюжетных картинок. В качестве внешней опоры и в целях feed-back попробуем подключить диктофон.
11. 07.
1-я половина дня.
Завтрак – запинки были, ситуативная фиксация та же.
Море. Все без изменений, т.е. на море минимум речи и соответственно запинок.
Я половина дня.
Впервые поход в танцевальную школу. Я там не присутствовала, но, по словам мамы, Диана пошла на урок охотно, дала ручку незнакомой девочке. По окончании занятия сказала, что оно ей не понравилось, потому что другие дети начали заниматься раньше, и Диночка не все понимала из того, что требовалось сделать. Педагогом была оценена как способная (Еще бы!. Пластичности и музыкальности ей не занимать!). На удивление школа не возбудила Дину. Неудачи в речи были связаны с прежними ситуациями.
12 .07.
Я половина дня.
С утра пришла дочка одной из работниц в доме. Девочка очень спокойная, приятная, приветливая, даже солнечная. Дине она сразу понравилась. Она с удовольствием стала с ней играть. Говорила очень хорошо. Похоже, Наташа (новая девочка) действует на нее релаксирующе.
По случаю дня рождения другой работницы поставили диск с выступлением Гриши. Вначале на диске была запись оркестра. Дина с удовольствием смотрела. Очень внимательно, однако как только на экране появился Гриша, засмущалась, опустила головку, несколько раз внимательно взглянула и убежала.
На море все было отлично. Но как Гриша ни старался, руку ему все-таки не дала. Долго играла с Наташей на берегу: строила замок во всем подражая старшей девочке.
Во второй половине днябыло импровизированное психотерапевтическое занятие. Дети пошли вместе в бассейн, и я организовала «игру», направленную на их контакты между собой. Гриша, по моей просьбе, стал кидаться шариками, «мишенью» для которых служила Наташа. Она стала отвечать ему тем же. Завязалась веселая возня, в которую Диночка включилась довольно быстро. Особенно ей понравилось «подкинутое» мной словечко нахал (под ним имелся в виду Гриша). Уперев ручку в бок, она стала кричать: «Этот нахал опять нападает!». Тогда Гриша получил указание заняться именно Диной и надо отдать ему должное сумел сделать так, что она тоже стала кидать в Гришу шарики и даже пару раз позволила ему поднять себя за бока и опустить в воду. Очень весело и много смеялась, но не перевозбужденно. Руку при этом так Грише и не дала. Речь была отличной. Несколько участилось движение – брать себя за нос рукой. Пока его можно расценивать как защитное (перенос мышечного напряжения с оральной сферы на лицевую). Следует не обращать внимания на этот жест (он вместо запинки).
Еще позже мы втроем (Дина, Лена и я) совершили дальнюю прогулку – к реке. Диночка взяла с собой почти всех своих кукол в коляске, но очень скоро потребовала, чтобы их оттуда вынули, и села в коляску сама. Мы не стали возражать, т.к. понимали, что в бассейне она, действительно, устала.
В этот вечер произошло знаменательное событие. Диночка показала, что осознает, зачем я рядом. Мои постоянные действия по «перебивке» даже намека на запинку стали ее раздражать. Глядя в мою сторону, она кривилась и махала рукой, как бы прогоняя. Однако предлагаемые веселые игры заставляли ее об этом забыть и мое присутствие становилось не раздражающим. Придется придумывать что-нибудь очень завлекающее, т.к. «перебивки» запинок абсолютно необходимы (патологический рефлекс долен погаснуть).
Продолжаем отрабатывать «Я» - делать его привычным и не гипероценочным, а также тему гетерополовых различий. Использую все возможные жизненные и книжные ситуации. Например: «Видишь идут девочка и мальчик. Они дружат. Им очень весело и интересно друг с другом». В «Мультике» танцуют девочка и мальчик на фигурных коньках: «Видишь, как они красиво танцуют. Мальчик поднимает девочку на ручках, а потом держит ее за руку, чтобы она не упала». Пока реакции на эти «пробные камешки» почти никакой.
Перед сном зашла к Диночке в комнату. Вначале она стала махать рукой, прогоняя меня, но тот же прием с интересным рассказом сработал, и она не стала сопротивляться сеансу аутотренинга. Была очень хорошо релаксирована мышечно, говорила прекрасно, заснула быстро (бассейн!!).
13.07.
Я половина дня
Утро. Диночка спокойна, говорит хорошо. Не сопротивляясь, поехала на занятия в «школу». Вернулась в достаточно «хорошей форме», но мама сказала, что на обратном пути в машине она заикалась. Значит, занятие в группе ее напрягает. Утешает, правда, то, что ремиссия наступает довольно быстро.
На пляже, где в этот раз присутствовала мама, Диночка вначале веселилась, затем стала капризничать. Заметно было, что она зорко следит за мамой и очень боится, что она уйдет. Вместе с тем на удивление спокойно отнеслась к присутствию знакомой девочки – Катрин, которая проявила полную индифферентность и к Дине и ко всем другим «действующим лицам» (взрослым).
Во время дневного сна я провела длительный аутотренинг. Похоже, он дал хороший результат, потому что в течение 2-й половины длядевочка была активна и говорила с очень редкими запинками, в основном в словах, содержащих звук «Р». Очевидно, этот звук еще недостаточно «обкатан», и определенные позиции его в слове служат провоцирующим фактором. В один из моментов нашего общения Дина спросила: «А он придет?». Я сделала вид, что не понимаю, кто он. Пыталась выманить из ее уст имя Гриша разными способами, но так и не добилась успеха. Тогда я назвала это имя, сама. Дина скорчила кокетливо-стеснительную мину и сказала: «Ну да, он».
Перед сном охотно рассказала мне все знакомые сказки, перелистывая страницы своих любимых книжек, чем значительно облегчила мне задачу занятия с ней.
14. 07.
1-я половина дня прошла без особенностей. Пляж, игра. Речь с легкими запинками, легко корригируется при включении ритмизирующих приемов.
2-я половина дня. Второе посещение балетной группы. Вначале Дина идти туда отказывалась, и пришлось купить ей красивую пачку, которая и решила проблему. Занималась очень хорошо и долго. На обратном пути, по словам мамы, не была возбужденной. Физически устала. Заснула достаточно легко.
15. 07.
В 1-й половине дня, с утра, в речи были негрубые запинки. Их удалось купировать с помощью специальных приемов ритмизации и синхронизации механизмов говорения, в которых существенную роль сыграли диски с записями детских песенок, стихов и сказок.
Позже, но еще до дневного сна, произошло знаменательное событие. Родители взяли Диночку с собой в аэропорт, встречать американских бабушку и дедушку. Вначале девочка их стеснялась, т.к. видела год назад и не помнила, кто они такие. Но дедушка оказался «добрым феем» и подарил Диночке два сногсшибательных платья и потрясающую Барби. Радости не было предела. Дома Дина, наряженная в новое розовое платье, настолько осмелела, что стала общаться с Гришей. Рассказала ему, что ей подарили еще одно, голубое платье, позволила нести шлейф и дала ручку. Вот оно! Потребовалась неделя и мощный допинг, чтобы это произошло!. До обеда очень охотно играла с Гришей и Наташей. Запинки, как заметили дети, были, но очень легкие и редкие. Гриша отметил, что в основном они касались темы «мальчик- девочка».
Приходится сделать вывод о том, что установка на красивые наряды играет .положительную роль в коррекции плавности речи (устранении запинок). Вопрки всем ожиданиям, ребенок не возбуждается, получив заветное, а приходит в хорошее расположение духа, веселится без невротического флера. Поскольку же в настоящий период времени самое главное избавиться от запинок, можно «играть» на ее идее-фикс по названием «красивая в, ее надо использовать в качестве внешней опоры для создания максимально одежда». Видимо, артистическое начало настолько органично природе ребенка и настолько сильно, что бороться с темой одежды пока не следует. Напротив, ее следует использовать для создания благоприятного эмоционального фона. Поистине, велика роль индивидуальных особенностей характера, и никакие готовые рецепты здесь не годятся.
16.07.
В 1-й половине дня, с утра, речь ухудшилась. Возможно, сказались вчерашние сильные впечатления, а, возможно, отрицательную сыграла смена няни (ушла –Л-а, пришла Л-да). Несмотря на это на пляже гораздо охотнее и естественнее общалась с мальчиком-ровесником: вместе с ним купалась, разговаривала. Ответила на мой вопрос о том, как его зовут: «Антон» – без запинок и мины смущения). Играла с Гришей и даже назвала его «Гришка-дурак». Осмелившись, пошла с ним (без взрослых) в воду, правда, недалеко.
Солнце сегодня очень активное («кусачее»), несмотря на облачность. Может быть, это тоже явилось причиной запинок. Помогла их смягчить опять-таки ритмизация. Необходимо каждое утро начинать с речевок, песенок или стихов. Прежде, чем встать с постельки, вместе с няней нужно «исполнить» что-нибудь из детского репертуара, содержащегося на диктофоне или на кассетах.
2-я половина дня – после дневного сна.
В доме гости – американские и юрмальские родственники - 7 человек. Вместе с родителями Диночки и нами, мной и Гришей, 11 человек. Если же добавить няню Лиду, то – 12. Это большое испытание, тем более, что Диночке необходимо надеть новые (по-настоящему бальные платья, привезенные в подарок из Америки) и показаться в них. В момент прихода гостей были небольшие запинки (преимущественно на «Р», например, родной брат), которые практически никто не заметил. К тому же они быстро купировались и практически весь вечер речь у ребенка была гладкой. Спасибо, Диночка, не подвела! Но... посмотрим, чем это испытание обернется завтра...
17. 07.
В 1-й половине дня, с утра, дома, запинки были, но на пляже она спокойно общалась с незнакомой девочкой из Томска. Девочка эта с грубым синдромом гипердинамии вела себя провокационно. Я всячески пыталась наладить их общение. Это в общем удавалось. В один из фрагментов сеанса я стала загадывать девочкам загадки. Когда я дошла, что звучит так: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает!», Дина очень быстро, буквально без секунды промедления сказала: «Охранник». Прямо классика, обязательно опубликую этот ответ. Пусть другие тоже порадуются.
Дина показала девочке из Томска пример воспитанности и хорошего тона. Правда, когда она уж совсем разошлась со своими приставаниями, Дина весьма резко поставила ее на место: «Не лезь ко мне, я тебе что сказала!» /(сказала гладко, без запинок).
Во 2-й половине днябыли в гостях. Там Диночка играла с детьми: девочкой 8-и лет - Дашей, Гришей и маленькой Катриной. В общем, компания не маленькая и благодаря Даше и Катрине шумная. Против ожидания Дина держалась замечательно. Хотела участвовать в играх. Вначале несколько опасалась и стояла чуть в сторонке, а потом осмелела и веселилась на равных. Не захотела даже уходить домой. Хвала богу, все идет вперед, не так быстро, как хотелось бы, но идет!
18 – 19. 07.
День прошел достаточно хорошо. Во 2-й половине дня Дина очень весело играла с пришедшей в гости девочкой 8-и лет и Гришей, но, похоже, перевозбудилась, т.к. засыпала долго, а в 5-ть утра проснулась мокрая. Этот рецидив ночного энуреза в сочетании с утренней явно ухудшевшейся речью на следующий день (19.07) следует расценить как рецидив. По моим расчетам, он должен быть быстро купирован. Приму меры – посмотрим! Утром ездили в Ригу к психологу. Специалист – Валентина – вела себя достаточно психотерапевтично и предложила 5-и дневный психотренинг по программе «Мост радости». Я согласилась, но проанализировав ситуацию, думаю, что следует подождать до сентября. Необходимо «прикрыть» утомительные» для ребенка поездки в Ригу медикаментозно, поэтому окончательное решение будет принято, когда привлеку Фридман, Парцалис, а, возможно, и Альперовича, к консилиуму по медикаметозной терапии.
Вечеромбыли гости с детьми. Диночка на удивление была спокойно, очень хорошо общалась со всеми, включая детей. Говорила легко, свободно, без единой запинки. Остается сделать вывод, что ребенок отлично себя контролирует, а, главное, новая для нее внушенная в аутотренинге форма поведения в ситуации общения имеет новые коммуникативные связи. Стереотипные же ситуации дома и с близкими пока еще держаться на старых ассоциациях. Необходимо перестроить отношение к ним, и теперь уже понятно, что конечный положительный результат близко.