Различные модели и различные хаосы
Это не есть просто неистовство пятен и клякс и
разрозненных записей, объединенных порывами скорости...
а только выглядит чертовски похожим.
Джеймс Джойс. Поминки по Финнегану
Когда происходит сдвиг парадигмы — то есть когда мы начинаем видеть вещи по-другому, — весь мир переделывается заново. Наши «знания» — это то, что содержится в наших мозгах, поэтому то, что вы воспринимаете (ваш индивидуальный туннель реальности), состоит исключительно из мыслей — как в 1819 году заметил сэр Хамфри Дэйви, ставя на себе эксперименты с окисью азота, и как заметил Будда, сидя в одиночестве, пока его социальные импринты не атрофировались и не отмерли.
Революция Коперника в астрономии, революция Дарвина в биологии, квантовая и релятивистская революции в физике были в свое время не менее шокирующими, чем революция бессмертия сегодня.
Вы можете жить либо в туннеле реальности, импринтиро-ванном у вас каким-либо случайным событием окружающего мира, либо выбрать ваш собственный туннель реальности. Вы можете подвергнуться любым изменениям мозга — таким же радикально негативным, как те, что произошли у Патти Херст и Расти Келли, таким же трансцендентально прекрасным, как у
* Предположительно — входные данные (программное обеспечение) или мозг (аппаратное обеспечение). Или и то, и другое.
Будды и Иисуса, таким же эпистемологически революционным, как у Дарвина и Эйнштейна.
Вы можете присоединиться к тем, кто уже вошел в Иммор-талистский Туннель Реальности, Сайентологический Туннель Реальности или Коммунистический Туннель Реальности.
«Сегодня вокруг нас бродит множество различных реальностей», — однажды заметил Эбби Хофман. Эволюционное ускорение подталкивает нас к моменту, начиная с которого каждый будет нести ответственность за принятую нами реальность.
Пятнадцать миллионов американцев с верой ожидают, что появятся Космические Братья в своих НЛО и установят «мир во всем мире».
НЛО — это крайний случай. Вообще-то, все, что мы видим, находится в наших головах.
Это легко продемонстрировать при помощи хорошо известной оптической схемы, изучаемой в любой школе на уроках физики:
Лучи света, отраженные внешним объектом, проходят через глазной хрусталик и фокусируются на сетчатке. При этом изображение переворачивается вверх ногами. Наш мозг услужливо интерпретирует картинку, переворачивая ее обратно и внося в нее другие, менее значительные коррективы.
Что справедливо по отношению к зрению, справедливо и по отношению к другим чувствам. То, что мы знаем, — это то, что регистрирует наш мозг. В этом — ответ на известный коан (загадку) дзэн-буддизма: «Кто то Божественное Существо, которое делает траву зеленой?»
Мозг, в процессе выполнения уже упомянутых 100 миллионов программ в минуту, принимает, обрабатывает, сортирует, организует, упаковывает, снабжает ярлыками и т. п. весь сырой «экзистенциальный» опыт и классифицирует его в соответствии
с нейрологической десятичной системой Дьюи. Эта система изменяется в зависимости от общества и лежит в основе культурного релятивизма — то, что «реально» для эскимоса, не совсем совпадает с тем, что кажется «реальным» нью-йоркскому таксисту.
Каждый индивид имеет свою нейрологическую систему, или игру, отличающуюся от нейрологических систем, или игр, других членов того же общества. По аналогии с физическим релятивизмом Эйнштейна и антропологическим культурным релятивизмом, мы называем это нейрологическим релятивизмом.
Вегетарианец «видит» (воспринимает) мясо, лежащее на прилавке мясного магазина, совсем не так, как его видит невегетарианец. Расист видит представителя другой расы совсем не так, как этого человека видят, скажем, его родители. Поэт выражает это так: «Одно и то же дерево глупец и мудрец видят по-разному»*.
К множеству «цензорских» задач, решаемых мозгом так быстро и четко, что мы даже не замечаем этого, относится задача классификации отдельных квантов восприятия на «внутренние» и «внешние». Изучая оптику и нейрологию, мы узнаем, что эта удобная система не согласуется с грубыми фактами. Изучая тот тип метапрограммирования, который в индуистской и буддистской традициях называется дхьяной, мы узнаем, что полное отключение этой системы приносит большую пользу в смысле постижения реальности.
Кроули говорит о дхьяне так:
В процессе сосредоточения мы заметили, что содержимое сознания в любой момент времени состоит из двух, и не более, вещей: (внешний) Объект, изменчивый, и (внутренний) Субъект, неизменный (по крайней мере, на первый взгляд). Успешная дхарана делает объект таким же неизменным, как субъект.
В результате субъект и объект становятся одним целым. Понимание этого феномена обычно вызывает огромный шок.
* Вильям Блейк. Бракосочетание Рая и Ада. — Прим. перев. ** Безмолвная медитация на одном объекте в течение многих недель. Ее примером может служить история дзэнского монаха-быка.
В нашем языке «сознание» (что бы ни значило это слово) и его содержимое функционально идентичны. Обычную систему подразделения этого содержимого на «я» (часть «сознания») и «не-я» («внешнее») можно отбросить (при помощи не только медитации, но и некоторых известных наркотиков), и тогда приходит осознание единства поля восприятия. Мы становимся метапрограммистами.
Вот чего можно ждать от триумфа теории поля и теории общих систем в социологии, антропологии, квантовой теории и т. д. Непосредственное переживание, а не чтение об этом в книгах по-прежнему вызывает отчетливый шок. Когда «я» и «мой мир» (поле восприятия) становятся одним, «я» трансформируется полностью, «проходит очищение огнем», как говорят мистики.
Обычному человеку, не искушенному в играх с умом, все это может показаться немного загадочным. Попробуйте следующее упражнение: если вы читаете эту книгу у себя дома, осмотритесь в комнате и заметьте, что все, что попадает в поле вашего зрения, — мебель, картины или плакаты на стенах, музыкальный центр или его отсутствие, ковры, телевизор или его отсутствие, и т. д. — является, в некотором роде, вашим творением или создано при вашем участии. Вы и те, кто живет с вами в этой комнате, выбрали все, что в ней находится. Вы также выбрали или принимали участие в выборе этой отдельной комнаты из миллиона существующих на этой планете комнат.
Туннель реальности этой комнаты, таким образом, в очень реальном смысле был создан, или проявлен, вами из вселенной бесконечных возможностей.
Конечно, только самый фанатичный фрейдистский или буддийский мистик сможет заявить, что вся ваша жизнь была подобным образом «выбрана» вами. На миг остановитесь и задумайтесь: то, о чем вы думаете, как о вашей жизни, та ее часть, которая хранится в вашем мозгу как «память», определенно была выбрана. Вы даже не в состоянии вспомнить все, что происходило с вами за последние пять минут. Если вы попыта-
етесь сохранять внутреннюю тишину (пассивность, невербальность) и замечать все, что происходит в вашем поле в течении одной минуты, вас переполнят тысячи впечатлений, которые вы не сможете не то что запомнить, а даже разложить по полочкам.
Вывод: то, чем вы являетесь, и ваше представление о самом себе — результат творческой деятельности вашего мозга.
Все, кого вы встречаете, являются точно такими же «творцами».
И каждое из этих творений так же разнообразно и идиосин-кретично, как музыкальные стили Баха, Бетховена, Вагнера, Вивальди, Визе, Орфа, Шопена, Джона Кейджа, соул, «Битлз», Гарри Джеймса, диско, шотландских народных песен, африканских песнопений...
Что касается мира «вне» вас, то он, безусловно, создан не вами. Но именно потому, что он создан не вами, вы никогда не сможете его познать... разве что приблизительно. То, что вы знаете и считаете «миром вне вас», является еще одной частью вашего мозга, составившей из своих контуров модель, которую вы отождествляете с внешним миром.
Эти модели так же разнообразны и разносторонни, как полотна Боттичелли, Рембрандта, Ван Гога, Пикассо, Дали, Моне...
В этом заключается значение высказывания, что сознание и его содержимое функционально идентичны.
Рассмотрим одну старинную считалку:
Я увидел человечка на лестнице,
Человечка, которого там не было,
Сегодня его там не было снова; А лучше б он совсем ушел.
Этот человечек — семантический призрак; он существует только в языке, но, поскольку язык вызвал его к жизни, почти осмысленным выглядит желание, чтобы он ушел.
Недавние достижения семантики, семиотики, лингвистического анализа, математики, логики и т. д. показали, что в
нашем концептуальном поле — нашем символьном мире — существует множество подобных «призраков».
В ЭТОЙ РАМКЕ ВСЕ НЕВЕРНО |
Существуют так называемые эмпедокловы парадоксы, среди которых классическим является:
Теологам не дают покоя вопросы вроде: «Может ли всемогущий Бог создать настолько тяжелую скалу, что ему самому будет не под силу ее поднять?» (Если не может, то он не всемогущ; а если может, он также не всемогущ.) Философов и физиков до сих пор беспокоит, что было до начала Времени. Что вы думаете по поводу следующего высказывания: «Какое счастье, что я не люблю цветную капусту, потому что, если бы я ее любил, я бы ее ел, а я ненавижу эту гадость». В «Алисе в Стране Чудес» и любой работе по математической логике вы встретите сотни примеров подобных вывертов ума.
В дзэнской поговорке это обобщается так:
Думать, что я не собираюсь думать о тебе, — значит по-прежнему думать о тебе. Лучше я попытаюсь не думать о том, что я не собираюсь думать о тебе.
Бертран Рассел и Альфред Норт Уайтхед попытались разрешить все эти недоразумения в математическом описании, известном как Теория Типов. К сожалению, вскоре было замечено, что либо а) Теория Типов относится к себе самой, тогда она ограничивает себя своими собственными определениями и не решает все наши семантические проблемы, либо б) Теория Типов не относится к себе самой, и тогда существуют высказывания, к которым она не относится и, следовательно, является ограниченной, и мы вновь остаемся с нашими проблемами.
Эти недоразумения третьего контура важны не только с технической точки зрения логики и философии. В реальной жизни возникает множество ситуаций, в которых мы сталкиваемся с аналогами семантических призраков. Так, в популярном романе «Кэтч-22» описывается очень правдоподобный эмпедоклов узел: герой может избежать призыва на войну, если докажет, что
он сумасшедший, но если он попытается это сделать, то докажет, что он в своем уме, так как стремление избежать опасной ситуации является признаком нормальности человека.
Логика мира сна «Поминок по Финнегану» также близка к реальной жизни. Один из пациентов больницы Святой Елизаветы, немец по происхождению, не хочет идти в двери, объясняя свое упрямство фразой: «Dafressen mich die Turen» («Эти двери меня съедят»). Фонетически эта фраза имеет совершенно нормальный смысл, так как она произносится в точности как «Da fressen mich die Tieren» («Эти звери меня съедят»).
Магия слов? Шизофрения? Обычный человек, не вегетарианец, нормально воспримет пункт меню «нежное сочное филе-миньон», но не «кусок убитого кастрированного быка». Однако оба этих выражения относятся к одному и тому же предмету.
Волшебство поэзии творит «настоящих жаб в воображаемых садах». Когда Роберт Бернс пишет:
Бледная луна опускается в белую волну И Время опускается вместе со мной,
трудно избавиться от ощущения, что абстракция «время» становится такой же реальной, как физические луна и волна — или человечек на лестнице.
Изучите следующую таблицу:
Столбец 1