Как промывать мозги друзьям и роботизировать людей
Ни одно правительство, ни один военно-промышленный
комплекс, ни одна экономическая система, ни одно средство
массовой информации никогда не сможет низвести нас до
уровня марионеток и роботов так, как это делает диктат
биологии и окружающей среды.
Ф. М. Исфэндайри. Верхнее крыло
К
ак упоминалось ранее, когда контур биовыживания сигнализирует об опасности, вся остальные виды ментальной деятельности прекращаются.
В контуре биовыживания отсутствует понятие «времени»; рефлексы срабатывают без вмешательства эмоционального эго, рационального ума или взрослой личности: «Я сам не заметил, как сделал это».
Все боевые искусства — дзюдо, айкидо, кунг-фу и т. д. — представляют собой техники переимпринтирования контура биовыживания. Их задача — сделать так, чтобы действия, выполняемые механически («неосознанно») действительно служили биовыживанию, так как случайно импринтированные в этом контуре рефлексы не всегда надежны.
Механическая природа контура биовыживания играет ключевую роль в промывании мозгов. Для создания нового импринта жертву необходимо свести к младенческому состоянию, т. е. состоянию, в котором уязвим первый контур.
Как отмечалось в предыдущей главе, армия начинает этот процесс с повестки, которая сообщает субъекту, что его тело с этого момента принадлежит не ему, а правительству. Симбион-ская Армия Освобождения, которой были необходимы более быстрые изменения, начала обращение Патти в Таню, наведя на нее оружейный ствол, однако сообщение было тем же: «С этого момента мы можем делать с твоим телом все, что захотим». Биовыживательные инстинкты первого контура, таким образом, закрепляются на подчинении тому, кто обладает этой огромной властью, — точно так же, как маленький ребенок учится закреплять свой контур биовыживания на родителях.
Пребывание Патти в багажнике машины (после того, как на нее направили оружие) — классическая ритуальная смерть, предшествующая ритуальному рождению; внутренние очертания багажника чем-то даже напоминают материнскую утробу. Когда багажник открыли, Патти заново родилась в новом тун-
неле реальности, принадлежащем ее похитителям. Подобным образом там, где в чистом виде сохраняются самые древние формы масонской инициации (см., например, Ритуал Большого Адепта в «Полной системе магии Золотой Зари» Израэля Регар-ди), кандидата бросают в колодец, а затем «поднимают» как новорожденного Вольного Каменщика. Полное погружение — форма крещения, предпочитаемая протестантами-фундаменталистами, — стремится к этому же эффекту. Но в крещении уже нет того настоящего беспокойства, которое делало традиционное масонство и САО такими эффективными средствами изменения мозга.
Все промыватели мозгов обладают эмпирическим знанием (в большинстве случаев даже не будучи знакомы с восьмикон-турной моделью сознания Лири) того, что оральный контур биовыживания нуждается в связи с объектом, которому можно приписать материнские функции. Чтобы усилить панику и им-принтную уязвимость субъекта, после того, как он попадает в руки промывателей мозгов (американской или Симбионской армии, «тайной полиции» или какой-либо еще организации), его изолируют от всего, с чем у него прежде была подобная связь. Призывника посылают в учебный лагерь и на несколько недель или месяцев лишают его возможности видеть любимых людей (жену, девушку, родителей и т. д.). Политического заключенного бросают в подземелье. Патти Херст была закрыта в чулане сразу же после того, как произошло ее «второе рождение» из багажника автомашины.
Эксперименты по изоляции, проведенные морской пехотой США, д-ром Джоном Лилли и другими исследователями, а также свидетельства моряков, переживших кораблекрушение, которые обобщает Лилли в «Подражаниях Богу», показывают, что для возникновения галлюцинаций требуется всего несколько часов полной изоляции. Эти галлюцинации, как и галлюцинации, возникающие после приема психоделических наркотиков, свидетельствуют о разрушении прежних импринтов и усилении уязвимости к новым.
Необходимость в привязывании контура биовыживания к кому-либо (или чему-либо) иллюстрируется случаем с жирафом, который импринтировал джип охотника в качестве заменителя матери. Точно так же дети, выросшие без сестер и братьев, особенно в удаленной сельской местности, часто создают себе воображаемых товарищей по играм, которые, однако, могут стать достаточно «реальными», чтобы напугать родителей и заставить их подозревать психическое расстройство. Приводимые д-ром Лири свидетельства моряков и исследователей, побывавших в изоляции, показывают, что подобного рода «проводники», «собеседники» или «ангелы-хранители» достаточно быстро появляются и у взрослого, как только он лишается возможности нормального социального контакта. Они также быстро приходят к тем, кто находится в загадочном состоянии, называемом «околосмертным опытом» или «выходом из тела» (например, когда сердце останавливается на операционном столе).
Первое человеческое существо, которое субъект видит после такой изоляции, легко может быть избрано им в качестве заменителя матери или отца. Это объясняет, почему у людей, попавших в заложники к террористам (например, пассажиров захваченного самолета), часто развивается «парадоксальная» симпатия к тем, кто угрожает им смертью. Это также объясняет, почему призывник начинает видеть в своих похитителях не только захватчиков, но и защитников, а также почему подвергнутая промыванию мозгов жертва начинает угождать, благодарить и, в конце концов, «уважать» промывателя мозгов.
В любом случае, так как контур биовыживания связан с питанием, те, кто доставляет пищу, становятся вероятными объектами привязывания. Политический заключенный, призывник, заложник террористов — все они в процессе регулярного кормления понемногу привязываются к тем, кто держит их в плену. В неявной форме это присутствует в различных религиях (но уже без запугивания, которое создает настоящую имп-
ринтную уязвимость): за ритуалом крещения-возрождения следует трапеза-причащение.
Варианты этих методик могут применяться даже к тем, кто попадает в среду промывания мозгов добровольно, как это было в «Народном Храме», «Семье» Мэнсона и других подобных организациях. Как только жертва оказывается на территории общины, первый шаг — это ее изоляция, обрыв всех связей с внешним миром и его конфликтующими туннелями реальности. В то же время быстро создается атмосфера родительской любви и защиты (так называемая «бомбардировка любовью») и подается пища.
Независимо от того, добровольно ли субъект попадает в эти новые условия или его похищают (или арестовывают, как в полицейских государствах), цель следующего этапа обработки — сломать его эмоционально-территориальные импринты второго контура. Это значит, что субъекта продолжают кормить (поддерживать оральную зависимость первого контура) и в то же время всеми возможными способами атакуют его эго второго контура. Последовательное сравнение приемов «синанонов-ских игроков»* и, например, сержанта учебного лагеря армии США выявит удивительное сходство: в сущности, на все лады повторяется одно и то же: «Ты совершенно неправ. Мы совершенно правы. Очень маловероятно, чтобы такой неправый, как ты, когда-либо стал правым, но мы постараемся тебя переделать». Конечно же, широко используется анальный словарь территориального статуса. Идеальный субъект должен почти забыть свое имя и быть готовым отзываться на окрик «Эй, ты, задница!».
Чувство «Низшего Щенка»** может быть усилено периодическими дозами настоящего страха. «Страх — великий учи-
* «Синанон» —организация, помогающая наркоманам избавиться от пристрастия к героину. В отличие от других «Анонимных алкоголиков» и т. п., практикует очень жесткие, конфронтационные психологические методики, называемые «синанонопской игрой». — Прим. ред.
** Низший Щенок и Высший Щенок — социальные роли, очень рано импринт ирус-мые в каждом коллективе («помете щенков»). См.: Р. А. Уилсон. Квантовая психология, 1998, гл. 12. — Прим. ред.
тель» — одно из любимых изречений Чарли Мэнсона. В коммунистических странах (как показано в замечательном, правдивом фильме Коста-Гравы «Исповедь») любимый трюк промыва-телей мозгов состоял в том, чтобы вывести субъекта из камеры, провести в тюремный двор и накинуть ему на шею петлю, как будто сейчас его повесят. Облегчение, которое он испытывает, когда все это оказывается блефом, создает идеальную имприн-тную уязвимость. Вариант подобной ситуации есть в моем романе «Иллюминатус!»: жертву убеждают, что она отравлена, помещают в гроб и захлопывают крышку. Прошедшие инициацию в качестве мастера-масона, я думаю, признают, что это и есть та самая «отметка, которую ты унесешь с собой в могилу».
У индейцев зуни каждого мужчину в юности похищают «демоны» в масках, которые увозят его от племени (от матери и других импринтированных символов безопасности). Его тащат в пустыню и бьют плетьми. Затем «демоны» снимают маски и оказываются родственниками жертвы по материнской линии; в этот момент импринтной уязвимости посвящаемому объясняют племенные «секреты» (местный туннель реальности). Естественно, все это оставляет неизгладимый след в сознании новичка. Подобные обряды посвящения существуют у всех племен, хотя не всегда столь искусно разработанные. Символическими и менее жесткими вариантами этого обряда являются бар-миц-ва и конфирмация — церемонии наших местных мегаплемен.
Перерождение второго контура можно считать практически завершенным, когда Низший Щенок начинает искренне (а не лицемерно) искать одобрения Высших Щенков. Это, конечно, начинается как вынужденное исполнение роли; опытный про-мыватель мозгов знает это и не особенно возражает. Он тонко стимулирует этот процесс, чтобы «актерская игра» становилась все более реальной. Как давно заметил Эдмунд Берк (и как известно каждому актеру, практикующему метод Станиславского), нельзя сделать три драматических гневных жеста в политическом выступлении, не начав при этом ощущать настоящий гнев. Нельзя сделать три жеста подчинения, не начав при этом
ощущать покорность. (В этом и состоит секрет психологии «человека фирмы», в котором годы покорности вырабатывают настоящее самоотождествление с работодателем.)
Призывник сначала старается угодить сержанту, чтобы избежать дальнейших унижений и наказаний. Постепенно он начинает по-настоящему хотеть угодить сержанту, т. е. доказать, что он не совсем плох и «достаточно хорош» для того, чтобы быть солдатом. Патти Херст, без сомнения, сначала притворялась, что приняла туннель реальности САО, но затем игра начала постепенно превращаться в реальность.
Этот процесс ускоряется при помощи системы периодических поощрений. Субъект все чаще и чаще выдает (как сказали бы бихевиористы) требуемое поведение. Поскольку люди устроены сложнее, чем представляют себе бихевиористы, необходимо перемежать поощрения наказаниями за «неискренность» или «отступничество». Субъект должен понять: после начального этапа недостаточно только притворяться, что новый туннель реальности принят; чтобы избежать дальнейших унижений, потери эго, запугивания и постоянного статуса Низшего Щенка, необходимо начать искренне принимать его. После закрепления импринта беспомощности этот процесс кондиционирования и обучения будет происходить довольно гладко, особенно если люди Главного Промывателя Мозгов будут стимулировать его поощрениями, поддержкой и общим «вознаграждением» (за искреннее подчинение) наряду с презрением, разочарованием и общим неодобрением (за неискренность или отступничество).
Теперь легко пройдет переимпринтирование третьего, семантического контура. Человеческий мозг способен овладеть любой символьной системой при достаточной мотивации. Некоторые люди могут исполнять на фортепиано позднего Бетховена; мне это кажется таким же «чудом», как и предполагаемые чудеса экстрасенсов; человек может изучить французский, хинди, различные виды счисления, суахили и т. п. до бесконечности — при наличии мотивации.
Здесь большое значение приобретает определенное количество произвольной чепухи. Это значит, что новый туннель реальности, или символьная система, (как и старый) должен содержать ловушки (грубые нарушения предыдущего туннеля реальности и здравого смысла), — чтобы субъекта можно было обвинить в отступничестве («абсолютной неправоте») и таким образом побудить его еще сильнее стараться стать частью нового туннеля реальности.
Так, Свидетели Иеговы могут воспротивиться переливанию крови, даже если от этого будет зависеть их жизнь; еще сильнее (так как у всех млекопитающих развит инстинкт защиты потомства) они должны противиться переливанию крови своим детям, пусть даже в результате дети умрут. Женщина, исповедующая римское католичество, может не получить развода, даже если ее муж каждый вечер приходит домой пьяным, бьет ее и периодически награждает венерическими заболеваниями. В морской пехоте США новобранца, который совершает ужасный грех, называя винтовку «ружьем», заставляют ходить по территории военной базы с винтовкой в одной руке и собственным половым членом — в другой, декламируя каждому, кто встречается ему на пути, следующее четверостишие:
Это — винтовка, А это — мое ружье, Это — для боя, А это — для отдыха.
Когда-то от теософов требовалась вера в то, что на Северном полюсе есть дыра, которая доходит до центра Земли; Мэнсон требовал, чтобы его последователи верили, что эта дыра находится в пустыне Мохаве. Члены нацистской партии должны были верить, что лев — арийское животное, а кролик — неарийское. И так далее.
Нейрологическая и социологическая функция подобной «глупости» (от которой Рационалист теряет дар речи) состоит в отделении тех, кто находится в новом туннеле реальности, от тех, кто находится за его пределами. Это способствует группо-
вой солидарности, укреплению группы и возникновению сильного чувства отчужденности и дискомфорта в редких случаях, когда возникает необходимость в общении с теми, кто находится вне семантической системы промывателя мозгов. Группа, конечно, должна обеспечить, чтобы эта отчужденность переживалась как «превосходство». Находящиеся вне нового туннеля реальности должны восприниматься «абсолютно неправыми» — такими же, каким был сам субъект до того, как ему промыли мозги.
Для «тонкой настройки» этих процедур могут использоваться (и часто используются) наркотики, однако, учитывая силу основных нейрологических законов, можно предположить, что многие классические случаи промывания мозгов происходили именно так, как это описано выше, без применения каких-либо медицинских препаратов: например, когда американские солдаты сознавались в военных преступлениях, которых явно не совершали, верные коммунисты — в участии в троцкистских заговорах, которых, по-видимому, никогда не существовало, и т. д. В большинстве армий без всяких наркотиков требуется всего несколько недель, чтобы превратить гражданского человека в солдата, хотя эти состояния настолько же отличаются друг от друга, насколько католики отличаются от синтоистов.
В одном из моих романов я описываю секту лунистов, члены которой молятся на ломаной латыни, стоя на одной ноге, словно аисты. Это можно расценивать как сатиру, однако любой мессия-самозванец, понимающий изложенные выше принципы, может легко создать подобный культ; у его членов вскоре появится совершенно искреннее чувство превосходства по отношению к тем, кто находится вне их туннеля реальности.
После перечисленных выше процедур сектанты и террористы обычно приступают к изменению жестких схем в четвертом, социополовом контуре. (Правительства, как правило, оставляют этот контур в покое, так как правительственные агенты, в своем большинстве представляя смесь пуританства и авторитарности, боятся иметь дело с грубым Эросом.) Не секрет, что
самое мощное тайное общество средневековья — Орден тамплиеров — заставляло новобранцев принимать участие в богохульстве и содомии. Точно так же, как намеренная бессмыслица всех культовых семантик третьего контура изолировала определенную группу от остального общества, этот обряд инициации отделял тамплиеров от остального христианского мира; возникающую при этом отчужденность можно легко кондиционировать в чувство превосходства. В кенийской организации May-May* каждый новый член также должен был пройти через гомосексуальный половой акт, чтобы разрушилось его предыдущее кондиционирование в направлении гетеросексуальности и моногамии.
В других, нередко очень известных сектах сексуальность подавляется полностью — еще один способ разрушить нормальное с точки зрения статистики импринтирование четвертого контура.
В «Семье» Мэнсона было принято то, что оксиморонически можно назвать принудительной свободной любовью. Армия обрывает нормальные любовные связи и швыряет субъекта в мир, где вынужденное воздержание чередуется с походами в публичный дом и, довольно часто, изнасилованиями женщин противника; при этом гомосексуализм всегда присутствует в качестве неафишируемого выбора. Современный американский гуру Да Фри Джон импринтирует у своих последователей пожизненную моногамию — почти как в европейской культуре, за тем исключением, что ему безразлично, какими будут эти парочки — гетеро- или гомосексуальными. Какой бы вариант ни избрал лидер культа, необходимым условием успеха «отдельной реальности» является какое-нибудь вычурное ее отличие от основного общества.
Самый легкий способ подвергнуться промыванию мозгов — появиться на этот свет. Сразу же начинают действовать все перечисленные выше принципы — процесс, который социо-психологи называют социализацией. Контур биовыживания ав-
* May-May — партизанская армия, боровшаяся с британскими колониальными властями в Кении в 50-х годах. — Прим. ред.
тематически привязывается к наиболее подходящей матери или объекту, ее заменяющему; эмоционально-территориальный контур ищет «роль», или эго-идентификацию, в семье или племени; семантический контур учится имитировать, а затем использовать локальные сетки реальности (символьные системы); социополовой контур импринтируется любым опытом половой близости, доступным в период полового созревания.
В результате этого процесса субъекты могут и не быть готовыми убивать женщин и детей, подобно выпускникам учебного военного лагеря; или верить, что Чарли Мэнсон — это Иисус и Сатана в одном лице; или, выкрикивая левацкие лозунги, грабить банки. Результат нормальной «социализации» субъектов зависит от того, где и когда они родились в качестве эскимосов-тотемистов, исламских фундаменталистов, католиков, марксистов-ленинцев, нацистов, методистов-республиканцев, агностиков с оксфордским образованием, змеепоклонников, куклуксклановцев, мафиози, унитариев, членов Ирландской Республиканской Армии, евреев-ортодоксов, твердокаменных баптистов и т. д. и т. п.
Очевидно, мир достаточно велик и сложен, а эго — достаточно сосредоточено на себе, чтобы все эти туннели реальности могли «иметь смысл», до некоторой степени, для тех, кто имп-ринтирован-кондиционирован на их принятие. Также очевидно, что большинство туннелей реальности содержит элементы настолько абсурдные, что любой, кто не был ими импринтиро-ван-кондиционирован, смотрит на них с удивлением и страхом, спрашивая себя: «Как умные люди (или народы) могут верить в подобный вздор?»
Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет... живете ли вы в христианском туннеле реальности, мэнсоновс-ком туннеле-реальности, имморталистическом туннеле реальности, вегетарианском туннеле реальности, рациональном туннеле реальности...
У каждого из нас есть своя одна настоящая истинная религия.
Ранее мы уже цитировали Персинджера и Лафреньера:
Мы, как вид, существуем в мире, где существуют мириады точек данных. На эти матрицы точек мы накладываем структуру, и мир обретает для нас смысл. Характер этой структуры определяется нашими биологическими и социологическими свойствами.
Надеюсь, что сейчас читатель лучше понимает смысл этих слов, чем в самом начале нашего исследования.
Функция мозга одомашненного примата — делая вывод из того, что мы уже знаем, и пока оставляя в стороне высшие и более новые четыре контура — состоит в том, чтобы служить, по выражению Фрейда, «органом адаптации». В частности, самые древние, самые примитивные и самые механические центры служат только биовыживанию. Более «молодые» (приблизительно 500 млн. лет) эмоционально-территориальные центры служат поддержанию чувства стаи, пространства обитания и иерархии. Отчетливо гоминидный семантический контур (100 тысяч лет?) отвечает за создание карт и моделей — туннелей реальности, — которые мы обычно путаем с самой реальностью и, что еще хуже, со «всей» реальностью. Морально-социальный контур (30 тысяч лет?) отвечает за создание взрослой личности одомашненного примата, или родительской роли, или суперэго.
Очевидно, сейчас третий, семантический контур работает вместе с этими древними контурами и на них. Карты и модели, создаваемые им, — это инструменты нашей адаптации к социальным ролям в обществе одомашненных приматов. Таким образом, методист* со Среднего Запада не «злоупотребляет своим мозгом», как предполагал Артур Кестлер, построивший туннель реальности методиста со Среднего Запада; его мозг занимается именно тем, что ему необходимо для адаптации к племенной системе методиста со Среднего Запада, — накладывает структуру идеологии методиста со Среднего Запада на мириады точек
* То есть член Методистской протестантской церкви, широко распространенной в США. — Прим. ред.
данных, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни. Китайский маоист, иранский мусульманин, нью-йоркская феминистка, гедонист из округа Мэрии и т. д. — каждый из них имеет подобный, в равной мере произвольный, в равной мере сложный туннель реальности. И все они выглядят в равной мере абсурдными.
В основе проблем современного мира лежит тот факт, что эти туннели реальности более не изолированы друг от друга. Еще каких-нибудь сто (а в некоторых регионах мира вообще двадцать) лет назад человек мог спокойно прожить жизнь в уютном коконе местного туннеля реальности. Сегодня мы постоянно сталкиваемся с людьми, живущими в совершенно разных туннелях реальности. Это создает огромную враждебность в самых невежественных умах, метафизический и этический беспорядок в умах более сложных и растущую дезориентацию у всех без исключения — мы называем эту ситуацию «кризисом ценностей».
На среднего, малоискушенного в вопросах культурного или нейрологического релятивизма человека обрушивается поток противоречащих друг другу и конфликтующих друг с другом туннелей реальности. Согласно Дж. Р. Платту, скорость передвижения по сравнению с 1900 годом увеличилась в 1000 раз, а скорость передачи сообщений — в 10 млн. раз. Этот поток становится все быстрее и интенсивнее. Одним из симптомов является тот факт, что наш «Обзор телепередач» оказался захвачен бандой запуганных консерваторов, которые не могут понять и поэтому боятся этого потока «чужих» сигналов; вместо того, чтобы просто служить путеводителем по телевизионным программам, «Обзор» превратился в непрерывное причитание о том, что туннель реальности телевидения стал шире, непонятнее и разнообразнее, чем узкое туннельное видение добропорядочного американца-провинциала.
Появилась новая профессия: «депрограммист» — нейротех-ник, который за деньги похищает ребенка (даже если этому «ребенку» уже исполнился 21 год), отошедшего от родительско-
го туннеля реальности и подвергшегося промыванию мозгов в конкурирующем туннеле реальности одной из новых (т. е. пока еще не признанных и не утвердившихся в обществе) «сект». Это называют возвращением жертвы к нормальному состоянию.
Конечно же, все это лицемерие и нейрологическое невежество. Эти «депрограммисты» на деле являются РЕпрограммиста-ми. Родительский туннель реальности так же произволен (и, для постороннего, так же странен), как туннель реальности любой из «сект». Специальная система семантических трюков позволяет большинству людей и некоторым судам игнорировать эти факты. Только представьте, что произойдет, если заблудшее дитя родителей-методистов случайно забредет, скажем, в католическую церковь и родители попытаются насильственно «де-программировать» (репрограммировать) этого ребенка в методизм; или если ребенок попадет в армию США, как это было с Кэлли, а родители похитят его и попытаются репрограммировать в гражданские туннели реальности.
Эти проблемы не исчезнут; трение, вызываемое столкновениями различных роботов с промытыми мозгами, будет только усиливаться. Скорости передвижения и передачи сигналов продолжают возрастать.
К счастью, в человеческом мозге формируются высшие контуры, которые открывают более широкие перспективы, чем узкие туннельные видения древних контуров. Это —тема заключительных глав этой книги.
Так как каждый «отдает предпочтение» одним контурам перед другими, в каждом обществе существуют люди, в которых легко распознать Нарциссистов (роботов первого контура), Эмоционалистов (роботов второго контура), Рационалистов (роботов третьего контура) и Моралистов (роботов четвертого контура).
Роботы-рационалисты, подобно другим типам роботов, могут либо быть полностью механизированы или иметь некоторую степень гибкости, или «свободы», заложенной в их схему. Полностью роботизированные составляют огромную орду фун-
даменталистского крыла Материалистской церкви и других истинно верующих в научные парадигмы 1968, 1958, 1948 или любого другого года, в котором их нервная система перестала воспринимать новые импринты.
Эти люди постоянно напуганы и удручены той (большой) частью человеческого поведения, которая проявляется в животной политике второго контура. Они считают, что раз это территориально-эмоциональное («патриотическое») поведение нерационально, оно не должно существовать. Они слепо верят в Дарвина, но нервничают при слове «дарвинизм» (поскольку он признает животную политику в качестве до сих пор действующей Эволюционной Стратегии) и отвергают данные этологии, генетики и социобиологии. Они недолюбливают остальных представителей человеческой расы, которыми не управляет их любимый контур, и с тревогой осознают, что остальные представители человеческой расы не любят их.
Этих роботов-рационалистов также весьма смущают новые контуры — некоторые из них даже посвящают большую часть жизни написанию статей и книг, «доказывающих», что новых контуров не существует и что все ученые, получившие подтверждение их существования, — лжецы, дураки, неудачники, шарлатаны или Проклятые Еретики.
Как и робота-эмоционалиста, робота-моралиста, робота-нарциссиста и т. д., робота-рационалиста невозможно «выспорить» из его узкого туннеля реальности. Мы можем лишь еще раз обратить внимание на то, что каждый туннель реальности, созданный мозгом одомашненного примата, представляет собой срез личной истории этого мозга; и каждый такой конечный туннель реальности так же «персонализирован», как музыка Баха или Бетховена, картины Рембрандта или Пикассо, романы Джойса или Рэймонда Чэндлера, католичество или дзэн-буддизм, политика либертарианизма или ИРА, архитектура собора св. Павла или Диснейленда...
Каждое из этих произведений искусства представляет «реальность» для тех, кто его создал и живет в нем. Рационализм — не более чем еще одно групповое произведение искусства, чуть менее терпимое, чем другие, чуть более полезное в технике, чем другие, и немного глупое, когда оказывается не в состоянии превзойти последнюю созданную им парадигму.
Полностью роботизированного рационалиста — того, чья нервная система совершенно прекратила развиваться, — можно определить по двум признакам:
— он или она постоянно пытается доказать, что большая часть ежедневного опыта остального человечества — это «заблуждение», «галлюцинация», «групповая галлюцинация», «массовая галлюцинация», «просто совпадение», «явное совпадение» или «некорректное исследование».
— он или она никогда не считает, что его или ее личный опыт попадает хотя бы в одну из этих категорий.
Упражнения
1. Станьте набожным католиком. Объясните на трех страницах, почему Церковь все еще можно считать непогрешимой и святой, несмотря на то что среди ее Пап были Александр VI (Родриго Борджиа), Пий XII (союзник Гитлера) и т. д.
2. Те из вас, кто помнит Майлай, станьте лейтенантом Келли*. Громко произнесите, на самом деле чувствуя и веря, следующие слова: «Армия прежде всего. Моя жизнь принадлежит армии». Те, кто не помнит, попытайтесь подражать Джерри Фолвеллу. Громко произнесите, на самом деле чувствуя и веря, следующие слова: «Помогите нам справиться с моральным разложением — вышлите нам чек прямо сегодня!»
* Майлай — одна из южновьетнамских деревень, жители которых были поголовно зверски уничтожены американцами по время войны. Когда об этих фактах стало известо в США, общественность потребовала наказать виновных. Был осужден и короткое время провел в тюрьме лейтенант Келли. Никто из более высоких чинов американской армии не привлекался к суду, хотя пресса называла их имена. — Прим. ред.
3. Опровергните всю эту книгу. Докажите, что все, кроме вас, являются жертвами промывания мозгов, а у вашей матери (отца) — единственный, реальный, объективный взгляд на вещи.
4. Примите эту книгу, если не целиком, то хотя бы в общих чертах. Предположите, что вам промыли мозги. Попытайтесь как можно больше узнать об отдельном туннеле реальности каждого встреченного вами человека и определить, в какой мере можно использовать эти знания для увеличения и расширения вашего собственного туннеля реальности. Другими словами, научитесь слушать.
5. Джеймс Джойс однажды сказал, что никогда не встречал скучного человека. Постарайтесь объяснить это. Попытайтесь проникнуть в мир Джойса, где каждый человек представляет собой отдельный остров реальности, полный загадок и сюрпризов. Другими словами, научитесь наблюдать.
6. Прочтите книгу «Гений и богиня» Олдоса Хаксли. Обратите внимание, как третий контур ученого-гения возвращается к первому контуру беспомощного ребенка, когда его оставляет жена.
7. После экспериментов с нацистским, католическим и т. д. туннелями реальности вернитесь в ваш «нормальный» туннель. Кажется ли он вам по-прежнему полностью объективным или вы начали понимать, насколько он определяется работой вашего программного и аппаратного обеспечения?
8. Наконец, исследуйте туннель реальности книги Кристофера Хайатта «Отмени себя при помощи энергетической медитации»'. Какой туннель реальности он предлагает и насколько он искренен в этой книге?Поверили бы вы в то, что он исполь-
Кристофер Хайатт — совр. амер. психолог и оккультист, автор ряда книг о тантре, западной магии, психологии. Соавтор книги «Буду в мегаполисе», переведенной на русский язык (К.: Ника, 1998). При выполнении данного упражнения русский читатель может использовать эту книгу в качестве замены. — Прим. ред.
зовал мои идеи или я —его ?Поверили бы вы в то, что последнее утверждение распространяют хитрые издатели ничего не подозревающих авторов? А может быть, это я и написал его книгу?А может быть, я и он —это один и тот же человек?
Глава 11
Холистический нейросоматический
контур
Но в нас также присутствует стремление к власти над
природой... Здоровье, сила, долголетие, счастье и покой,
освобождение от страданий — все это часть физической
трансформации, которую... эволюция призвана реализовать.
Шри Ауробиндо. Будущая эволюция человека
ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТКЛАДЫВАТЬ
НА ДЕНЬ СТРАШНОГО СУДА. ОНО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ
В ЛЮБОЙ МОМЕНТ.
Это — грубая копия вдохновенного рисунка Мистера Кроу ли.
Оригинал вы можете увидеть в «Книге Тота» или в колоде карт Таро,
созданной Кроули.
Чудовище с четырьмя головами представляет древние контуры;
«откинувшаяся» обнаженная женщина — нейросоматический
экстаз. Змея — это «подъем змеи кундалини», индийская метафора
импринтирования этого нейросоматического блаженства пятого контура.
С
лово «психосоматический» употребляется уже достаточно долго, чтобы все в общих чертах понимали его значение; к сожалению, это очередной семантический призрак. Концепция «психе», или «души», заимствована у теологов, которые, будучи банкротами, не очень-то хотят что-либо давать взаймы.
Все, что мы знаем и ощущаем — наш туннель реальности, — регистрируется нашим МОЗГОМ и вообще нервной системой.
Феномены «исцеления верой», «регенерации», «омоложения», блаженства, экстаза, восторга и т. д. проявлялись на протяжении многих тысяч лет во всех известных культурах. На донаучном языке вчерашней психологии эти явления называют «психосоматическими». Мы предпочитаем называть их, на нашем намеренно модернистском и почти научно-фантастическом жаргоне, нейросоматическими.
Нейросоматический контур мозга гораздо моложе, чем рассмотренные ранее четыре древних контура. Он проявляется, как правило, не сразу и не у всех человеческих существ, а только у тех, кто его активизирует и импринтирует.
Временного нейросоматического сознания можно достичь при помощи:
а) йогической дыхательной практики — пранаямы;
б) (для тех, кто способен с этим справиться) употребления
конопляных препаратов, таких, как гашиш и марихуана, кото
рые запускают нейропередатчики, активизирующие этот кон
тур.
О первом средстве, пранаяме, убедительно пишет Алистер Кроули (самый скептический из мистиков):
Для сознания и тела нет слабительного лучше пранаямы, нет слабительного лучше пранаямы.
Для сознания и тела в равной степени, для сознания и тела — и тела в равной степени! в равной! — нет, нет, нет слабительного лучше пранаямы — пранаямы! — пранаямы! да, для сознания и тела в равной степени нет слабительного, нет слабительного, нет сла-
бительного (для сознания и тела в равной степени) нет слабительного лучше пранаямы!
Если этот отрывок кому-то покажется недостаточно выразительным, вот вам другая цитата из Кроули:
Пранаяма замечательно подходит для успокоения эмоций и аппетитов... В частности, с ее помощью легко устраняются проблемы пищеварения. Она очищает как тело, так и сознание, и серьезный ученик обязательно должен выполнять ее не менее одного часа в день.
Этот отрывок он сопровождает примечанием:
Внимание! Внимание! Внимание! Правильно выполняемая прана-яма несовместима с эмоциональным мышлением (рефлексами второго контура — Р. А. У.). К ней следует немедленно прибегать в любой момент вашей жизни, когда возникает угроза спокойствию.
Сильно сказано, особенно если учитывать, что Кроули пересыпал все свои книги шутками и насмешками и всегда говорил своим ученикам «Не верьте мне» вместо «Поверьте мне». Пожалуй, пранаяма была единственным в жизни Кроули, к чему он относился серьезно.
Опыт автора этой книги свидетельствует, что пранаяма снимает все формы депрессии и облегчает глубокое горе, смягчает гнев и избавляет от обид; она благотворно действует