БОГИ И БОГИНИ —ЭТО СЕКСУАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, ВЫРАЖЕННЫЕ В ПРИМИТИВНЫХ СИМВОЛАХ.
над рождаемостью, — которому местные шаманы всегда придают магическое значение: для жертвенного умервщления, как правило, выбираются дети, которые перенесли родовую травму, или имеют родимые пятна, или близнецы, или как-либо еще «отмеченные богами». Безусловно, подлинной функцией подобных практик является контроль над рождаемостью; такие обычаи больше всего распространены на изолированных островах, где неуправляемое размножение привело бы к катастрофе. Иудаистские табу, наоборот, разрабатывались с целью как можно эффективнее направить сексуальность на увеличение населения, так как древние евреи были окружены огромными и воинственными империями, стремящимися их завоевать; евреям требовалось больше мальчиков, чтобы вырастить из них солдат, и больше девочек, которые могди бы в будущем рожать новых мальчиков-солдат.
Самые идиотские и «суеверные» — с нашей нынешней рационалистической точки зрения — табу изначально имели какую-то первоначальную функцию. Например, самые «бессмысленно» сложные (негенетические) «инцестные» табу, благодаря которым практически каждый член племени становится сексуально недоступным для любого другого члена племени, первоначально стимулировали экзогамию (брак вне племени). Это способствовало образованию родственных связей между племенами и, таким образом, уменьшению числа военных конфликтов. Нечто напоминающее эту примитивную экзогамию существовало еще не так давно в виде обычая, предписывающего членам королевских семей искать жениха или невесту в других королевских семьях.
Конечно же, любая форма «морали» в некоторой степени обременительна для каждого, так как никто и никогда не имел в точности тот сексуальный импринт, которого желало от него племя. Более сложные тотемные культы (величающие себя «высшими религиями») учли этот момент, создав доктрины об искуплении. Они позволяют индивиду периодически получать
ритуальное «прощение» за то, что он отступил от образа совершенного сексуального робота, созданного племенной моралью. Смешно это или нет, но большая часть грехов, об отпущении которых одомашненные приматы просят своих священников, представляет собой то, что Кинси так точно назвал «нормальным поведением млекопитающего»*.
Времясвязывание (передача символов и инструментов из поколения в поколение) начинается в третьем контуре.
* Конечно же, это относится только к глупым и отсталым религиям других людей и ни в коем случае не касается Возвышенной Истины той религии, которую исповедует уважаемый читатель.
Острое сознание времени, однако, активизируется в четвертом.
Основная функция социополового контура у высших приматов заключается в формировании взрослой личности — родителя*. По определению, родитель — это тот, кто заботится о молодых представителях вида; в родителе также генетически заложено беспокойство о молодом поколении. У людей, обладающих способностью символизировать, это означает планировать и надеяться. На языке мистиков это означает быть «прикованным к колесу кармы»; первым шагом к избавлению от этой привязанности четвертого контура в большинстве мистических традиций является обет безбрачия.
Четвертый контур расположен в новой коре левого полушария — самой эволюционно молодой части левого полушария головного мозга. Он нейрологически связан с гениталиями и грудью (контур совокупления-объятий-поцелуев-защиты).
Те, у кого тяжелейший импринт приходится на этот контур, красивы. Это значит, что их тело в целом получило так много сексуальных нейропередатчиков из головного мозга, что они постоянно излучают «привлекательные» брачные сигналы, которые в нашем восприятии и определяют степень физической «красоты» человека.
В зависимости от событий, повлекших за собой подобное импринтирование, они могут быть холодными и расчетливыми
* Гомосексуальность (подобно предпочтению левой руки), вероятно, задается генетически с определенными вспомогательными целями. В первобытных обществах гомосексуалистам (как и левшам) отводятся шаманические роли. В более сложных обществах им (а также старым девам и гетеросексуальным холостякам) отводятся интеллектуальные или артистические роли, связанные с квазишаманическими функциями испускания, прерывания или трансформации культурных сигналов. Те, кто называет извечные сексуальные отклонения «неестественными», недооценивают способность природы к разнообразию, многосторонности и экономии. «Мутация» Леонардо да Винчи, гомосексуалиста-левши, была необходима, чтобы прервать сигнал умирающего средневекового туннеля реальности и перенастроить наше восприятие на туннель реальности постренессансного научного гуманизма. Об успехе Леонардо свидетельствует хотя бы тот факт, что его полотна до сих пор являются «нормой» того, что мы понимаем под словом «реализм», т. е. большинство людей (включая левшей-ге-теросексуалов) живут в научно-гуманистическом «пространстве», открытом Леонардо да Винчи.
эксплуататорами, полностью подавленными пуританами или иметь некоторые другие отрицательные черты, но они всегда выглядят как (посылают сигналы) идеальный субъект совокупления-любви-защиты.
Будучи однажды сформулированной, мораль служит не только в качестве препятствия генетическому дрейфу, но и в качестве тормоза для нововведений в третьем контуре. Шаманы, священники и т. п. определяют, какие идеи «моральны», а какие — «аморальны». Любое новшество — все, что способно разрушить племенной цикл, т. е. вырвать нас из циклического мифического «времени» в линейное, прогрессивное, революционное «время», — обычно очень быстро определяется как «аморальное».
Сказать, что религия и жречество сыграли консервативную роль в истории, — значит недооценить их. Это все равно что сказать: «Чума убила несколько человек» или «Гитлер был немного странным». Основная роль религии всегда была реакционной. В этом заключалась ее эволюционная функция, в соответствии с диалектикой контуров мозга.
Третий контур, если его не сдерживать, напоминает монолог кокаиниста. Вы ничего не можете запомнить, так как все меняется слишком быстро. Это глубоко дезориентирует среднего одомашненного примата, поэтому племенные моралисты поддерживают стабильность и спокойствие, действуя как замедлители.
Средний человек наиболее «открыт» и «любознателен» с философской точки зрения о принятия им сексуальной роли взрослого или родителя. После воспроизведения у него остается мало времени и (в силу санкций, налагаемых каждым племенем на «ересь», т. е. новые идеи) еще меньше склонности к размышлениям третьего контура.
Таким образом, третий контур позволяет нам выйти из цикличного племенного времени к линейному прогрессивному времени; но четвертый контур заворачивает нас назад, в цикл.
Гомосексуалисты могут и не быть основным источником культурных новшеств, как заявляют некоторые их защитники, но одно несомненно: они делают больше, чем им было уготовано. Почему? Они не попадают в ловушку родительских ролей.
Четыре контура, о которых мы до сих пор говорили, закодированы (каждый с четырьмя вариациями) в «фигурных картах» Таро*.
Так, Рыцарь Дисков, представляющий в оккультизме сочетание Земля/Земля, является в чистом виде типом первого контура. Это ощущения, оральные потребности, висцеротонич-ность. В большинстве книг по Таро, когда анализируется эта карта, за алхимическим, каббалистическим, теософским жаргоном скрывается описание именно этого типа. Мы имеем «маменькиного сынка» в чистом, неразбавленном виде.
Королева Дисков, или Земля/Вода, является смесью черт первого и второго контуров — «чувствительность-висцерото-ничность-оральность» плюс «эмоциональность-эгоизм-политичность». В общении с ней надо быть чертовски осторожным, чтобы не ляпнуть что-нибудь не то.
Принц Дисков, или Земля/Воздух, — это смесь первого и третьего контуров: оральные требования плюс рациональный расчет. Типичный пример: умный и пронырливый адвокат.
Принцесса Дисков, или Земля/Огонь, представляет собой оральность первого контура в сочетании с сексуальностью четвертого контура. Это слияние эксгибиционизма с пламенной эротикой идеально подходит для актрисы, снимающейся в порнофильмах.
Во всех картах с Дисками первый контур доминирует над другими.
Королева Кубков, или Вода/Вода, — это эмоции и территориальные требования. Нельсон Элгрен имел в виду ее, говоря: «Никогда не ложись в постель с женщиной, у которой больше проблем, чем у тебя».
* В этой книге используются названия фигурных карт Таро, принятые в системе Алистера Кроули. Подробнее см.: А. Кроули. Книга Тота. Перевод с английского А. Костенко. Киев-С-Пб, 2002.
Социально «хороший» секс одобряется племенем |
Социально «плохой» секс: |
осуждается племенем |
ИМПРИНТИРОВАНИЕ СОЦИОПОЛОВОГО КОНТУРА
А и В представлют социально «хороший» и социально «плохой» секс, согласно традициям данного племени. AI, А2 и A3 представляют
индивидуальные импринты —персонально хороший секс
(то, что нравится индивиду в соответствии с его импринтом),
a Bl, B2, ВЗ — персонально «плохой» (то, что индивиду не нравится).
Ось А1— В1 лишь слегка отклонена от оси А— В: этот индивид
достаточно «нормален» (в данном обществе). Ось А2— В2 отклонена
больше: этот индивид считается «невротичным» (в данном обществе).
Ось A3—ВЗ отклонена гораздо дальше: индивид считается
«извращенцем» (в данном обществе).
Рыцарь Кубков, или Вода/Земля, — это эмоции плюс чувства. Настоящий хищник, мародер, вор, насильник или со-циопат.
Принц Кубков, или Вода/Воздух, — это эмоции плюс рассудок. Гуманист, гуманитарий, либерал; идеальный унитарианс-кий священник.
Принцесса Кубков — Вода/Огонь: взрывоопасная смесь эгоизма и сексуальности. Скарлетт O'Xapa. Femme fatale*.
Принц Мечей — Воздух/Воздух: чистый неразбавленный интеллект. Его стопы никогда не касались земли; он витает среди абстракций. Монах-ученый.
Рыцарь Мечей — Воздух/Земля: рассудок и оральный эксгибиционизм. Актер, оратор, демагог, иногда артист.
Королева Мечей — Воздух/Вода: рассудок плюс эмоции. Гении науки и искусства обычно принадлежат к этой импринт-ной группе.
Принцесса Мечей — Воздух/Огонь: рассудок и сексуальность. Хороший родитель; обычно исповедует пуританство, но иногда сражается за «сексуальную свободу». В любом из этих случаев побудительным мотивом является желание подчинить генетические императивы полового влечения абстрактному разуму.
Принцесса Жезлов — Огонь/Огонь: максимальная сексуальность. Эти типы обычно, но не обязательно, отличаются беспорядочностью связей; иногда они изливают всю сексуальную энергию на одного партнера и выращивают кучу детей, так как родительство составляет значительную часть четвертого контура; например, у Иоганна Себастьяна Баха, создавшего, возможно, самую сексуальную музыку в истории, было двадцать детей.
Рыцарь Жезлов — Огонь/Земля: сексуальность и чувственность. Плейбой. «Фаллический нарциссист» Райха.
Принц Жезлов — Огонь/Воздух: сексуальность плюс рассудок. Этот тип чаще всего оказывается втянутым в эмпирический мистицизм, которого не переносят местные Духовные Авторитеты: тантризм в Индии, рыцари-тамплиеры и ведьмы в средневековой Европе, Алистер Кроули и Вильгельм Райх в недавнем прошлом. (Кроули говорил, что эта карта является портретом его истинного «Я».)
*Femme fatale (франц.) —«роковая женщина». — Прим. перев.
Королева Жезлов — Огонь/Вода: сексуальность и эмоциональная политика. Уголовные суды изо дня в день видят немало лиц этого типа.
Мудрые каббалисты, разработавшие это иллюстрированное руководство к четырем основным контурам, снабдили его также ключом к высшему сознанию. Их учение гласило, что каждому элементу традиционной алхимии (Земля, Воздух, Огонь, Вода) соответствует одна из мастей Таро (Диски, Мечи, Жезлы, Чаши) и одна из букв Святого Непроизносимого Имени Бога — Йод-Хе-Вау-Хе. Эти соответствия выглядят следующим образом:
Йод Огонь Жезлы Контур IV
Хе Вода Чаши Контур II
Bay Воздух Мечи Контур III
Хе Земля Диски Контур I
Логика этой системы образов совершенно ясна бессознательному уму, поэтому, как отмечает Юнг в «Психологии и алхимии», подобные ассоциации часто возникают в наших снах.
Принц Мечей |
Рыцарь Жезлов |
Королева Чаш |
Принцесса Дисков |
контур!
контур II
контур III
контур IV
оральный нарциссист
ощущение
эмоционалист
чувство
рационалист
рассудок
сексуальная роль
(у Юнга отсутствует)
Естественный Ребенок
Id
Приспособленный Ребенок
эго
Взрослый, или Компьютер
(у Фрейда отсутствует)
Родитель
супер-эго
Цель Каббалы — «сделать микрокосм зеркалом макрокосма», то есть сделать человеческое существо совершенным подобием «Бога». Под этим понимается соединение воедино четырех «алхимических» элементов, символизируемых буквами Йод, Хе, Bay и Хе. Другими словами, приведение в равновесие четырех контуров.
Ту же идею мы встречаем в буддийских мандалах с четырьмя демонами по углам и кругом, символизирующим пробуждение, в центре.
«Замужняя» («женатый»), «мамаша» («папаша») — это характеристики индивида, не являющиеся научными, но безошибочно и сразу распознаваемые каждым. Они имеют отношение кострому ощущению времени. Родитель вынужден беспокоиться
о том, как обеспечить биовыживательные бумажки не только для себя, но также для потомства и вообще на будущее.
Бихевиористы рассказывают нам замечательные истории о сложных поведенческих схемах, которые можно кондиционировать у подопытных животных. Они утверждают, что путем селективного закрепления можно так натренировать крысу, что при звуке колокольчика она взбежит по лесенке, нажмет кнопку А, пробежит по планке, спустится по другой лестнице, нажмет кнопку Б, бросится через клетку и замрет у кормушки в ожидании пищи.
Чтобы кому-нибудь не показалось, что эта книга написана с позиции превосходства, ниже будет рассмотрено подобное, хотя более сложное поведение, которому ее автор следовал на протяжении двадцати лет. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, он устанавливал будильник. Утром сигнал будильника поднимал его с постели, он поспешно завтракал, выбегал из дома, чтобы успеть на автобус, доезжал до подземки, садился в вагон, ехал до здания фирмы, пробегал через вестибюль, садился в лифт, ехал на определенный этаж, входил в офис и в течение восьми часов занимался нудным (и в общем-то бессмысленным) трудом. Данная поведенческая последовательность была сформирована, как сказал бы Б. Ф. Скиннер, путем закрепления, каждые две недели осуществлявшегося в форме выдачи биовыживательных бумажек (денег). Эти бумажки были необходимы для биовыживания четырех малолетних детей автора.
Читатель этой книги, вероятно, в состоянии вспомнить, пусть даже не очень отчетливо, импринтирование и кондиционирование каждого из этих контуров.
Мы все начинали с младенчества, в одномерном мире, орально прикованными к Матери. Чем дальше мы от нее уползали, тем выше было наше биовыживательное беспокойство, поэтому мы пытались как можно скорее возвратиться обратно. Ключевые импринтные события того периода, наряду с соот-
ветствующим кондиционированием, жестко определяют то, в какой мере мы сегодня проявляем: