Материалы | Не требуется. |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Посмотрите, пожалуйста, на наш список. Здесь собрано достаточно много способов доставить удовольствие любимому человеку. Пожалуйста, выберите те, которые вы используете сравнительно редко, и скажите, что вы могли бы сделать на следующей неделе, чтобы доставить удовольствие близкому человеку". "Наверняка у вашего любимого есть какие-то личные особенности, и вы можете сделать что-либо специально для него. Не могли бы вы сказать об этом группе? Если это – достаточно интимные вещи, то можете сказать это про себя, во внутренней речи". |
Обсуждение | "Часто ли вы делаете близким людям приятные вещи? Что обычно получаете взамен? Что можно сделать, чтобы доброта была взаимной?" |
Комментарии | Если участники говорят путано и непонятно, то можно организовать короткие инсценировки и попросить в ролевой игре показать, как это будет сделано. |
Домашнее задание | "До следующего занятия, пожалуйста, сделайте два раза хорошо и приятно вашему близкому и любимому человеку, один раз – используя общие для всех приятные вещи, один раз – его индивидуальные особенности, желания и предпочтения". |
Ролевая игра 2. РАЗГОВОР С ЛЮБИМЫМ
Материалы | Ватман с записанными на нем приятными вещами из упражнения "Мои любимые". |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Партнер | Каждый участник выбирает партнера из числа членов группы, который может играть любимого человека. |
Инструкция | "Расскажите близкому человеку о том, что вам в нем нравится. По возможности как можно чаще используйте местоимение "Я" и точно описывайте положительные чувства, которые возникают у вас в связи с теми или иными особенностями поведения партнера". |
Обсуждение | "Какие трудности возникли при выполнении этого упражнения? О чем сложнее говорить – о действиях партнера или о собственных чувствах в связи с этими действиями?" |
Комментарии | При выполнении задания можно напомнить о правиле "Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне". При недостатке времени упражнение также может проводиться в парах. |
Домашнее задание | "До следующего занятия найдите время и скажите близкому человеку о том, какие позитивные чувства он у вас вызывает и в какой связи эти чувства возникают". |
Упражнение 50. ХОРОШЕЕ В ПЛОХОМ – 2
Материалы | Не требуется. |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Теперь наша задача состоит в том, чтобы увидеть хорошее в самом неприятном для вас человеке. Пожалуйста, вкратце опишите этого человека, а затем расскажите, что в нем есть хорошего". |
Обсуждение | "Можно ли найти хорошее в самых отвратительных и мерзких людях? Что в этом может нам помешать?" |
Комментарии | Тренер следит за тем, чтобы рассказ о хороших качествах плохих людей не сопровождался негативными формулировками. Например, фразу "Он добрый ко всем, только не ко мне" предлагается заменить на фразу "Он добр по отношению к очень многим людям". |
Упражнение 51. РАСТУЩИЕ ЦЕЛИ
Материалы | Листы бумаги, ручки или карандаши. С согласия участников рассказы о целях могут быть записаны на диктофон. |
Время | Подготовка – 5 мин., упражнение – 10 мин. на участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Подумайте, пожалуйста, о том, к чему вы стремитесь, о тех состояниях, достижение которых доставляет (или может доставить) вам удовольствие. Назовите, пожалуйста, четыре таких состояния, воспользовавшись следующим ассоциативным рядом: 1) Зимняя цель – никому не видна и редко осуществляется, поскольку лежит глубоко в земле в виде зернышка. Может вырасти в цель видную и красивую при соответствующем уходе и заботе. 2) Весенняя цель – при данных условиях уже проросла, но росток нежный и беззащитный, может быть легко затоптан. 3) Летняя цель – созрела и цветет, цветы всем видны и очевидны, могут быть и плоды. 4) Осенняя цель – зрелая и плодоносящая, требует лишь постоянного полива, цвести и плодоносить при должном уходе будет долго". После непродолжительной подготовки, в ходе которой участники формулируют свои цели на листках бумаги, тренер предлагает каждому рассказать группе о собственных целях. Целесообразно, чтобы тренер начал с рассказа о своих собственных целях. |
Обсуждение | "Можете ли вы сказать, что эти цели могли бы быть привлекательны и для вас самих?" "Действительно ли речь идет о целях или мы имеем дело со средствами?" |
Комментарии | Очень часто в ходе выполнения упражнения и при его обсуждении возникает дискуссия о различиях между целями и средствами, целями и мечтой, целями и последствиями. Это различие следует детально обсудить и проиллюстрировать примерами. В нашей программе мы предпочитаем использовать следующие рабочие разъяснения. Цель, задача и мечта понимаются как разные уровни одного и того же процесса определения состояния, достижение которого доставит удовольствие. Различие состоит лишь во временной перспективе. Цели и последствия различаются тем, что наступление последствий может нести с собой негативные чувства. Достижение же цели всегда приносит удовлетворение. Если цель достигнута, а удовольствия нет, значит, были допущены ошибки при постановке цели. Наибольшие дискуссии обычно вызывает различие цели и средства. Мы предпочитаем рассматривать в качестве средств достижения цели все предметные, вещные формы ее выражения. Сама же цель рассматривается как то эмоциональное состояние или настроение, которое возникает при обретении этих вещей. Например, хороший современный и надежный автомобиль мы будем считать средством, а мобильность, гордость или комфорт – целью. Иными словами, целью в дискуссии будет признано лишь определенное удовольствие от обладания средствами достижения этого удовольствия. Далее, имеет смысл отметить (если участники сами не сделают этого в дискуссии), что иногда существует довольно много разных средств достижения цели (например, ощущения гордости или мобильности) и эти средства иногда совершенно неравноценны. Иногда возникают сомнения по поводу того, к чему – зиме, осени, весне или лету – следует отнести ту или иную цель. Чтобы рассеять эти сомнения, тренеру и котренеру рекомендуется и самим выполнить это упражнение, объясняя, почему именно к этому времени года они отнесли данную цель. Если сомнения остаются, участникам можно предложить просто следовать своим собственным ассоциациям. |
Домашнее задание | "Прочитайте еще раз ваш инвентарь целей и проверьте, не оказалась ли какая-либо важная для вас цель пропущенной, и не включили ли вы в список целей что-либо второстепенное и несущественное". |
Упражнение 52. ОЦЕНКА ЦЕЛЕЙ
Материалы | Информационный листок "Критерии цели, создающей удовольствие" (см. Приложение 3). |
Время | Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Пожалуйста, прочитайте информационный листок "Критерии цели, создающей удовольствие". Попробуйте с использованием этого листка оценить каждую вашу формулировку по шести критериям. Используйте просто значки "+" и "-". |
Обсуждение | "Согласны ли вы с перечисленными критериями цели, создающей удовольствие? Можно ли отказаться от некоторых критериев? Может быть, эти критерии должны быть дополнены? Как выглядят ваши цели применительно к этим критериям?" |
Комментарии | Обычно критерии горячо обсуждаются. Практически не бывает так, что все цели удовлетворяют всем критериям. Здесь имеет смысл отметить, что критерии не имеют абсолютного значения, они – лишь ориентиры, позволяющие определить и переформулировать фальшивые цели. Очень часто вопросы возникают в связи с пятым пунктом критериев, требующим формулировки целей с максимальной свободой действий. Здесь необходим бывает теоретический комментарий по поводу теории Джулиана Роттера. |
Наши рекомендации